Г. Сыктывкар 11RS0007-01-2021-000258-20
Дело № 2-164/2021
№ 33-5308/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2021 года дело по апелляционной жалобе МБУ ДО «Комплексная детско – юношеская школа» г. Вуктыл на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 13 июля 2021 года, по которому
исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл об обязании оборудования стадиона в соответствии с требованиями законодательства о физической культуре и спорте удовлетворены.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл обязана в срок до 1 июля 2022 года:
-оборудовать въезды и входы на Стадион, расположенный в районе <Адрес обезличен>, ровным твердым покрытием, функционально связанным с ним подъездом и стоянкой (парковкой) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, непрерывной связью с пешеходными путями на <Адрес обезличен> и с автобусной остановкой на <Адрес обезличен>;
-оборудовать Стадион, расположенный в районе <Адрес обезличен>, закрывающимся мусорным контейнером, а также площадкой с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов;
-оборудовать Стадион, расположенный в районе <Адрес обезличен>, наружным искусственным освещением, соответствующим санитарным требованиям;
-оборудовать вспомогательные помещения лыжной трассы и Хоккейного корта, расположенных в районе <Адрес обезличен>, раздельными туалетами для женщин и мужчин;
-оборудовать расположенные на Стадионе в районе <Адрес обезличен>, футбольные и мини-футбольные ворота на Стадионе сеткой, спортивную площадку покрытием, баскетбольными щитами и кольцами, разметкой для игр, соответствующими требованиям технических регламентов, нормам, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилам;
-оснастить Стадион в районе <Адрес обезличен> специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор города Вуктыла Республики Коми 28 мая 2021 года обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл об обязании оборудования стадиона в соответствии с требованиями законодательства о физической культуре и спорте.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 329-ФЗ) законодательство о физической культуре и спорте основывается на принципах обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.
На территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» осуществляет свою деятельность Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл (далее по тексту - МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл, Учреждение), которое использует среди прочего имущества, находящегося во владении и пользовании Учреждения, в том числе и стадион (далее по тексту - Стадион), расположенный на <Адрес обезличен>, при проверке которого прокуратурой города выявлены нарушения норм и положений действующего законодательства.
В дальнейшем, в судебном заседании 2 июля 2021 года, прокурор увеличил первоначальные исковые требования, дополнив их требованием об обязании МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл в срок до 01 июля 2022 года оснастить Стадион в районе <Адрес обезличен> специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Уточненные исковые требования прокурор мотивировал тем, что стадион был модернизирован как объект социальной инфраструктуры, поскольку на стадионе выполнены работы по устройству выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси на спортивной беговой дорожке (муниципальный контракт от 9 августа 2018 года № 170/2), а также выполнены работы по устройству покрытия из резиновой крошки с нанесением разделительной разметки на беговой дорожке, расположенной на стадионе.
Таким образом, принимая во внимание факт модернизации стадиона, прокурор полагал, что к данному объекту подлежат применению положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а, следовательно, стадион подлежит оснащению специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика в лице МБУ ДО «КДЮСШ» представил суду подробный письменный отзыв на исковое заявление, указав о частичном согласии как с первоначальными, так и уточненными исковыми требованиями.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МБУ ДО «Комплексная детско – юношеская школа» г. Вуктыл просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права, полагает что требования, на которых основывается прокурор, могут быть применены только вновь возводимым зданиям, либо к зданиям, подлежащим реконструкции.
Администрацией МО ГО «Вуктыл» представлен отзыв на апелляционную жалобу, где указывается на правомерность требований прокурора в части необходимости оборудования стадиона закрывающимся мусорным контейнером, а также площадкой с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов; наружным искусственным освещением, соответствующим санитарным требованиям; оборудовать вспомогательные помещения лыжной трассы и Хоккейного корта, расположенных в районе <Адрес обезличен>, раздельными туалетами для женщин и мужчин; оборудовать футбольные и мини-футбольные ворота на Стадионе сеткой, спортивную площадку покрытием, баскетбольными щитами и кольцами, разметкой для игр, соответствующими требованиям технических регламентов, нормам, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилам. Администрация полагает, что оснований для удовлетворения требования в части обеспечения доступности сооружений стадиона для маломобильных групп населения не имелось, поскольку требования законодательства, на которые ссылается прокурор, распространяют свое действие лишь на вновь вводимые и реконструированные здания. Представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя Администрации.
Прокуратурой города Вуктыла представлены возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав письменные пояснения прокурора относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого судом решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» осуществляет свою деятельность Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл.
В соответствии с п. 1.1, 1.6, 2.1, 2.5 Устава МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл, Учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городского округа «Вуктыл». Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг по реализации гражданами гарантированного государственного права на получение дополнительного образования. Учреждение осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, оказания населению услуг физической культуры и спорта, создания для детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, удовлетворения их потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Учреждение вправе осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, деятельность спортивных объектов по проведению спортивных мероприятий на открытом воздухе, деятельность по организации отдыха и досуга населения в области физкультуры и спорта.
Во владении и пользовании МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл находятся спортивные объекты и оборудование, которое используется при осуществлении Учреждением своей уставной деятельности.
Так, в собственности администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» находятся спортивные объекты и оборудование: стадион, хоккейный корт, трибуна на 68 мест, модуль для переодевания (металлический каркас, ламинированное ДСП), помещение для переодевания игроков, размер 7,5*5*3,5 м (сендвич панель ОПС-3/ПСБ-С, сайдинг, профнастил, освещение, отопление), расположенные на <Адрес обезличен>.
На основании постановления и.о. руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» от 26 декабря 2014 года <Номер обезличен> в оперативное управление МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл передано муниципальное имущество: хоккейная коробка, трибуна на 68 мест, боксы для оштрафованных, модуль для переодевания (металлический каркас, ламинированное ДСП), помещение для переодевания игроков, размер 7,5*5*3,5 м (сендвич панель ОПС-3/ПСБ-С, сайдинг, профнастил, освещение, отопление) и иное имущество.
Постановлением руководителя администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 6 февраля 2012 года <Номер обезличен> стадион и корт закреплены за МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл на праве оперативного управления.
Постановлением и.о. руководителя администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 24 апреля 2012 года <Номер обезличен> МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки общей площадью 18840 кв. м., находящиеся в зоне спортивных комплексов и сооружений, рекреационной зоне <Адрес обезличен> в районе <Адрес обезличен>, в том числе: земельные участки для размещения и эксплуатации стадиона, корта, спортивной площадки, лыжной базы и хозяйственного вагона.
На основании договора от 19 октября 2007 года администрацией городского поселения «Вуктыл» передано в безвозмездное бессрочное пользование муниципальное имущество - огороженная спортивная площадка, при осмотре которой установлено, что в ее составе находятся 2 баскетбольные стойки с воротами, секции ограждения, столбы, калитка, ударогасящее покрытие.
При этом вышеуказанный стадион также используется МБОУ «Средняя образовательная школа № 1» г. Вуктыл при выполнении рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» по курсам: легкая атлетика, спортивные и подвижные игры.
В рамках проведенной прокурором проверки установлено следующее:
В соответствии с п. 6.1.1 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, въезды и входы на территорию объекта спорта, дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора должны оборудоваться ровным твердым покрытием.
Согласно п. 5.1.1 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605, минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН (маломобильные группы населения). Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.
В нарушение указанных требований въезды и входы на Стадион, расположенный в <Адрес обезличен>, не оборудованы ровным твердым покрытием, земельный участок под Стадионом не включает в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных с ним подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других маломобильных групп населения, указанные подъезды и стоянки (парковки) отсутствуют, пешеходные пути, а также автобусная остановка на <Адрес обезличен> не имеют непрерывной связи со Стадионом.
В соответствии с п. 2.2.3, 2.11.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, на собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны. На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками. На собственной территории не допускается скопление мусора. Мусор должен собираться в мусоросборники, мусоросборники следует закрывать крышками.
Согласно п. 2.9, 2.10 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований на Стадионе контейнер установлен на земле, контейнер не закрывается крышкой, Стадион не оборудован контейнерной площадкой соответствующей площади с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6.1.2 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.
В соответствии с СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» предусмотрены требования к естественному и искусственному освещению.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований территория Стадиона имеет освещение только со стороны <Адрес обезличен>, в остальной части территория Стадиона не имеет наружного искусственного освещения. Освещение, относящееся конкретно к Стадиону вовсе отсутствует. В ходе проверки не были представлены соответствующие документы, в районе стадиона имеется только освещение лыжной трасы, которое передано МБУ ДО «КДЮСШ» администрацией муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в оперативное управление.
В соответствии с п. 6.1.5 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, в составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, должны быть организованы отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, помещения для хранения и сушки обуви (лыжных ботинок и ботинок с коньками), туалеты (раздельные для женщин, мужчин), комната для хранения уборочного инвентаря.
В ходе проверки установлено, что возле лыжной трассы и хоккейного корта расположены вспомогательные помещения: пункт проката, помещение для переодевания игроков, размером 7,5*5*3,5 м., модуль для переодевания (металлический каркас, ламинированное ДСП). При этом в составе указанных вспомогательных помещений отсутствуют гардеробные, туалеты (раздельные для женщин и мужчин).
Согласно п. 2.2.2 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года <Номер обезличен>, беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.
В соответствии с п. 4.1 п. 4.1 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций к покрытиям (поверхностям) беговых дорожек, спортивных и игровых площадок в объектах спорта при образовательных организациях» устанавливаются следующие требования:
-поверхности и/или покрытия площадок должны быть однородными и не иметь видимых дефектов, в т.ч. разрывов, разломов, трещин и т.п.
-поверхности и/или покрытия площадок должны быть ровными: не допускается наличие неровностей, превышающих 10 мм (5).
В ходе проверки установлено, что в составе Стадиона имеется огороженная спортивная площадка с установленными стойками, баскетбольными стояками, щитами и кольцами, мини-футбольными воротами. Покрытие площадки оборудовано полимерным (ударогасящим) покрытием, вместе с тем, в нарушение указанных требований отвод воды за пределы спортивной площадки не предусмотрен, покрытие спортивной площадки частично стерто до асфальта и имеет неровности, превышающие 10 мм.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций» на поверхности игрового спортивного оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами, за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования. Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 4 мм.
Согласно п. 3.1.2.8 ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» передняя сторона баскетбольного щита, обращенная к игровому полю, должна быть гладкой.
В ходе проверки установлено, что поверхность баскетбольных щитов, обращенная к игровому полю, не является гладкой, имеет сколы, заусенцы, торчащие болты, при этом углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем, не закруглены.
Пунктами 3.1.2.5, 3.1.2.10 ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний», пунктами 5.2.2.5, 5.2.2.13 ГОСТ Р 56440-2015 «Оборудование спортивное универсальное свободного доступа. Требования и методы испытания с учетом безопасности» предъявлены требования к размерам баскетбольных колец и сетки, в качестве которой могут использоваться цепи.
В ходе проверки установлено, что размеры баскетбольных колец и закрепленных на них цепей, а также зазоры цепей не соответствуют указанным требованиям.
Также в ходе проверки установлено, что вышеуказанные мини-футбольные ворота, а также пара футбольных ворот, расположенных на травяном покрытии стадиона в нарушение п. 3.1.4.2 ГОСТ Р 55664-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота футбольные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» и п. 3.1.4.2 ГОСТ Р 55665-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» не оснащены сетками.
Согласно п. 9.2 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» разметка площадок для игр должна осуществляться нанесением на поверхность покрытия хорошо заметных линий, выполненных клеевой, масляной или синтетической краской, или приклеиванием лент из полимерных материалов.
В нарушение приведенных требований на вышеуказанной спортивной площадке разметка для игр частично стерта.
Прокурор полагал, что в силу вышеперечисленных требований закона МБУ ДО «КДЮСШ» <Адрес обезличен> как владелец указанного имущества обязано обеспечивать его соответствие требованиям технических регламентов, нормам, правилам и требованиям, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, МБУ ДО «КДЮСШ» <Адрес обезличен> обязано обеспечивать безопасные условия образовательной деятельности, соблюдение требований, предъявляемых к используемым зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию при выполнении работ и предоставлении услуг в области спорта.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из вывода об их обоснованности.
Выводы суда основаны на требованиях закона, судебная коллегия с ними соглашается.
По постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, а также к условиям проведения спортивных мероприятий с участием детей и молодежи, и которые являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии с п. 3.4.1 указанных санитарных правил для выполнения рабочих программ учебного предмета «Физическая культура», мероприятий программы воспитательной работы и курсов по выбору соответствующей направленности допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 утверждены Санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», которые направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, разделом 6 которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению услуг в области спорта, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, и которые обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими указанные услуги.
В соответствии с п. 1.1, 1.6, 2.1, 2.5 Устава МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл, Учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городского округа «Вуктыл». Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг по реализации гражданами гарантированного государственного права на получение дополнительного образования. Учреждение осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, оказания населению услуг физической культуры и спорта, создания для детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, удовлетворения их потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Учреждение вправе осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, деятельность спортивных объектов по проведению спортивных мероприятий на открытом воздухе, деятельность по организации отдыха и досуга населения в области физкультуры и спорта.
Требования Санитарных Правил и ГОСТ к организации сбора мусора, наружного освещения, оборудования раздевалок и туалетов, спортивного покрытия и необходимого спортивного оборудования и разметки подробно приведены прокурором в исковом заявлении и судом в судебном решении. По существу, участвующими в деле лицами, в том числе ответчиком, в указанной части каких – либо возражений, опровергающих вышеприведенные требования, не представлено, апелляционная жалоба доводов по указанным позициям не содержит.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы о несогласии с решением в части обязания ответчика оборудовать въезды и входы на Стадион с целью обеспечения доступа для маломобильных групп населения.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
В силу ч. 1, 6 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры. Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24 августа 2015 года № 825 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи, согласно п. 2 которого руководители объектов, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают инвалидам оснащение объектов специальным спортивным инвентарем и оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Вывод суда первой инстанций о том, что нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности, при таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что стадион как объект был введен в эксплуатацию на основании ранее действовавшей проектной документации, не реконструировался, не подвергался капитальному ремонту, в связи с чем положения Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не распространяются на ответчика, основанием к отмене решения суда быть не может, поскольку в силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции ст. 17 Конституции РФ права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указанием на данное обстоятельство.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБУ ДО «Комплексная детско – юношеская школа» г. Вуктыл - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 04 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи