изготовлено 04.10.2024 51RS0017-01-2024-000888-43
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 23 сентября 2024 года
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Самойловой О.В.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
с участием:
- прокурора - старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Лобейко Е.Ю.,
- представителя третьего лица администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области Самойлова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Никельская дорожная служба» о возложении обязанности обеспечить безопасность дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Никельская дорожная служба» (далее МБУ «НДС») о возложении обязанности обеспечить безопасность дорожного движения.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования муниципального значения, проведенной 17.07.2024 совместно с ОГИБДД ОМВД России «Печенгский», на участке с <адрес> автодороги общего пользования местного значения «<адрес>» <адрес> Печенгского муниципального округа Мурманской области (от <адрес> до <адрес> вдоль <адрес> <адрес> Печенгского муниципального округа) выявлен дефект в виде колеи глубиной 6 см, что является нарушением требований, содержащихся в таблице 5.3 к п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Указанное нарушение отражено в Акте проверки от 17.07.2024 с фототаблицей к нему.
Результаты проведенной проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии участка автодороги общего пользования местного значения «<адрес>» в <адрес> Печенгского муниципального округа Мурманской области и ненадлежащем исполнением ответчиком МБУ «Никельская дорожная служба» требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение указанных вопросов на территории сельских поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать МБУ «Никельская дорожная служба» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить колею на участке с <адрес> автодороги общего пользования местного значения «<адрес>» <адрес> Печенгского муниципального округа Мурманской области.
Ответчик письменных возражений на иск не представил.
Прокурор – старший помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Лобейко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дополнив, что 20.09.2024 участок автодороги с колейностью был дополнительно осмотрен на предмет устранения ответчиком выявленного дефекта, актом проверки подтверждено, что дефект в добровольном порядке не устранен, требования прокурора не исполнены.
Представитель ответчика МБУ Никельская дорожная служба» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен заблаговременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о получении судебной повестки 16.09.2024 (л.д.96). О причинах неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не представил.
Представитель третьего лица администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области Самойлов С.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал, пояснив, что выявленный дефект будет устранен в заявленный прокурором годичный срок и участок автодороги по ул. Печенгская в пгт. Никель будет внесен в план финансирования ремонта дорог на будущий год.
Учитывая надлежащее извещение ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии его представителя в порядке заочного производства в соответствии со статьями 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Заслушав прокурора и представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12 части 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частью 1 статьи 34 Закона № 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании положений статьи 13 Закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 22 данного Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения (ПДД), которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
В целях обеспечения исполнения требований федеральных законов на территории Российской Федерации действуют Государственные стандарты.
В настоящее время в указанной сфере правоотношений действует и применяется «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Согласно требованиям пункта 5.2.4 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу положений таблицы А.1 приложения А колеей является деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора.
В соответствии с таблицей 5.3 колея глубиной более 3,0 см и длиной более 9м на участке полосы движения длиной 100м на автомобильных дорогах IV категории группы улиц «Д» должна устраняться в течение 14 суток.
Все требования ГОСТов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья, имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные ГОСТами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Постановлением администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области № 164 от 30.01.2023 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Печенгский муниципальный округ, в число которых входит автодорога общего пользования муниципального значения «улица Печенгская» в пгт. Никель Печенгского муниципального округа Мурманской области (порядковый номер 14 приложения к постановлению).
Одним из основных предметов деятельности ответчика - Муниципального бюджетного учреждения «Никельская дорожная служба» в соответствии с пунктом 2.1 его Устава, утвержденного Постановлением администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области № 300 от 13.04.2021, является организация содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, осуществление мероприятий по безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования при осуществлении дорожной деятельности.
Цель деятельности МБУ «Никельская дорожная служба» - реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (за исключением мероприятий по капитальному ремонту).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, МБУ «Никельская дорожная служба» является юридическим лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенном пункте Никель Печенгского муниципального округа Мурманской области.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой Печенгского района Мурманской области 17.07.2024 при участии врио начальника ОГИБДД ОМВД России «Печенгский» Л.К.С., советника Главы Печенгского муниципального округа Мурманской области Г.Д.Ю. и мастера участка МБУ «НДС» П.Е.А. выявлено и зафиксировано в акте от 17.07.2024 с приложением фотоматериалов нарушение требований законодательства и государственного стандарта на участке с <адрес> автодороги общего пользования местного значения «<адрес>» <адрес> Печенгского муниципального округа Мурманской области (от <адрес> до <адрес> вдоль <адрес> <адрес> Печенгского муниципального округа), виде колеи глубиной 6 см, что является нарушением требований, содержащихся в таблице 5.3 к п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Актом проверки от 20.09.2024 подтверждено, что нарушение требований ГОСТ, выявленное при осмотре 17.07.2024, то есть по истечении установленных для устранения данных нарушений 14-ти суток ответчиком не устранены, работа по устранению колейности не проводится.
Учитывая представленные в дело доказательства, суд полагает доказанными доводы прокурора о ненадлежащем исполнении МБУ «НДС», ответственным за содержание и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенном пункте Никель Печенгского муниципального округа Мурманской области, требований законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку данное бездействие создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Поскольку требования прокурора направлены на понуждение организовать устранение выявленных недостатков иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая необходимый комплекс мер для устранения выявленных нарушений, суд полагает целесообразным установить срок для исполнения ответчиком МБУ «НДС» настоящего решения - 1 год, исчисляемый со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины при рассмотрении данного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Никельская дорожная служба» о возложении обязанности обеспечить безопасность дорожного движения - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Никельская дорожная служба» (№) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу на участке с <адрес> автодороги общего пользования местного значения «<адрес>» в <адрес> Печенгского муниципального округа Мурманской области устранить дефект в виде колеи в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Ответчик вправе подать в Печенгский районный суд Мурманской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Самойлова