Дело № 2а-457/2018
копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пятовой Д.В.,
при секретаре Жукове С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации <адрес> Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что <дата> в адрес Администрации поступило постановление и.о. заместителя начальника отдела старшего судебного пристава МОСП ПО ИДНХ по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю от 25.0.2017 года № о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя от <дата> № о взыскании исполнительского сбора, вступившего в законную силу <дата>, при этом администрация района не получала данное постановление.
Заочным решением Березовского районного суда Красноярского края от <дата> по делу № исковые требования ФИО3 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения были удовлетворены в полном объеме.
Исполнение истцом исполнительного документа было невозможно, поскольку реальный срок исполнения исполнительного документа зависел от даты поступления в бюджет МО <адрес> Красноярского края субвенции, выделенной из Краевого бюджета на осуществление переданных администрации <адрес> Красноярского края государственных полномочий, в том числе по приобретению в муниципальную собственность жилого помещения в целях его однократного предоставления по договору найма.
Истцом были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, о чем ответчику было сообщено, что подтверждается объяснениями от <дата>, <дата>, <дата>.
После регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение между ФИО3 и уполномоченным органом - Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИДНХ по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю было вынесено постановление № об окончании исполнительного производства.
Таким образом, отсутствие субвенции, предоставляемой из краевого бюджета в бюджет <адрес> на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения с целью предоставления ФИО3, препятствовало исполнению исполнительного документа по независящим от Администрации обстоятельствам. Считает, что в данном случае Администрация приняла все меры для надлежащего исполнения своих обязательств.
Просит суд освободить <адрес> Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИДНХ по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю от <дата> №, принятому в рамках исполнительного производства №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца администрации <адрес> Красноярского края – ФИО6, действующая на основании доверенности от <дата>, административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика - Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав мнение административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава- исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Условия и порядок исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий установлен Федеральным законом от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях зашиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В рамках указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель должен принять все допустимые меры для исполнения исполнительного документа. Меры принудительного исполнения, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве", направлены на создание условий для исполнения судебного акта. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого судом исполнительного листа.
В соответствии с положением ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение требований исполнительных документов.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от <дата> №118-ФЗ "О судебных приставах").
В соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Иных случаев, обязывающих судебного пристава-исполнителя устанавливать должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа указанный федеральный закон не содержит.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6, 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона N 229. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 названного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 8 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 17 Закона Красноярского края от <дата> N 2-961 «О защите прав ребенка» уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 2 Закона Красноярского края от <дата> N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченные органы исполнительной власти 1фая при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции, в том числе, своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Согласно статье 4 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Средства субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема субвенции из краевого бюджета, не распределенные между муниципальными образованиями края, распределяются между бюджетами муниципальных районов и городских округов края в порядке, установленном <адрес>, на те же цели в процессе исполнения краевого бюджета без внесения изменений в закон края о краевом бюджете в случаях, если приобретение и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и" детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли, возраста 23 лет, связано с исполнением решений судебных органов и (или) увеличением средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном районе или городском округе края на дату приобретения жилого помещения, утвержденной органами местного самоуправления, по сравнению со средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном районе или городском округе края, учтенной при определении объема субвенции бюджету муниципального района или городского округа края на осуществление переданных государственных полномочии.
Согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу ст. 185 Бюджетного кодекса РФ проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда вносится в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Судом установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Березовского районного суда Красноярского края от <дата>, на <адрес> Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО3 по договору найма специализированное жилое помещение.
<дата>, <дата> администрацией <адрес> Красноярского края направлялись в Министерство образования Красноярского края письма, с просьбой предоставить субвенцию из краевого бюджета бюджету муниципального образования <адрес> Красноярского края в целях исполнения вышеуказанного решения суда от <дата>.
В соответствии со ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> Красноярского края <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП, на основании исполнительного листа, выданного Березовским районным судом Красноярского края <дата> по гражданскому делу по иску ФИО3 к администрации <адрес> Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение.
Также должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
<дата> в адрес Администрации Министерством образования Красноярского края было направлено сообщение о том, что в целях постановки перед судом вопроса об отсрочке исполнения судебного акта, в суд необходимо представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления от <дата>.
<дата> в адрес ОСП по <адрес> УФССП по Красноярскому краю было направлено уведомление о наличии объективно непреодолимых препятствий исполнения требований в установленный срок, поскольку жилые помещения в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителям, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретаются в муниципальную собственность путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования только согласно предоставленным субвенциям из краевого бюджета, которые в настоящее время в бюджет <адрес> не поступили.
<дата> указанное исполнительное производство было принято к исполнению в службу МОСП по ИИДНХ по <адрес>.
По истечении срока для добровольного исполнения решения суда, установленного в постановлении, в связи с его неисполнением должником, <дата> судебным приставом – исполнителем МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 вынесено постановление № о взыскании с должника <адрес> Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Исходя из представленных доказательств, суд полагает, что администрация <адрес> Красноярского края приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не усматривается. При этом, представление администрацией доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение должником исполнительного документа не связано с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание нормы Бюджетного кодекса РФ о сроках, порядке формировании местного и краевого бюджета, а также то, что исполнение требований исполнительного документа при отсутствии свободного жилого фонда возможно только на основании муниципальных контрактов на приобретение жилого помещения, заключение которых требует соблюдение определенных процедур, порядка и сроков, а также то, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии у администрации <адрес> Красноярского края реальной возможности исполнить решение суда за счет средств местного бюджета без привлечения средств краевого бюджета в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что должник администрация <адрес> Красноярского края имеет право на освобождение от взыскания исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░> №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░