Решение по делу № 2-342/2024 от 07.06.2024

                                                                      Гражданское дело № 2-342/2024

                                                                                                                                                24RS0050-01-2024-000495-51

                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                                      Именем Российской Федерации

        06 ноября 2024 г.                                                                                                    с. Сухобузимское

                       Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:

            председательствующего судьи Белобородовой Е.В.,

            при секретаре Шейфер В.В.,

            с участием помощника прокурора Сухобузимского района Красноярского края Каримова А.П.,

            ответчика Коробенко Е.Г.,

            представителя ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края, администрации Сухобузимского района Красноярского края – Московой Ю.Я., действующей на основании доверенности № 3/1 от 19.01.2024 и доверенности № 04 от 11.01.2024,

                      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, к Коробенко Евгению Геннадьевичу, администрации Сухобузимского района Красноярского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края о признании договора аренды земельного участка ничтожной сделкой, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с кадастрового учета,

            У С Т А Н О В И Л:

                     Прокурор Сухобузимского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, к Коробенко Евгению Геннадьевичу, администрации Сухобузимского района Красноярского края, о признании договора аренды земельного участка ничтожной сделкой, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с кадастрового учета. Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой Сухобузимского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования по информации Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 23.01.2024 № 86-0834 «Об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения». В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р принято решение о создании Министерства лесного хозяйства Красноярского края. 15.01.2024 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, министерство лесного хозяйства Красноярского края переименовано в Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - министерство). Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края № 374-п от 26.07.2016 (изменения от 28.12.2023 № 1103-п). Министерством лесного хозяйства Красноярского края в рамках Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлено в адрес прокуратуры Сухобузимского района для принятия мер прокурорского реагирования об истребовании из чужого незаконного владения в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, являющегося собственностью Российской Федерации и внесения изменений в ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> площадью 995 кв.м., фактически расположен <адрес>. Целевое назначение: защитные леса (запретные полосы вдоль автомобильных дорог). Является частью земельного участка из состава земель лесного фонда: с кадастровым номером , номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-04033-2015-05-3345-200. Правообладатель: Собственность Российской Федерации, зарегистрировано в ЕГРН №24-24/023/001/2015-3193 от 10.09.2015. Назначение лесного участка (виды пользования): для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Сухобузимского лесничества. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 22.04.2024 земельный участок с кадастровым номером принадлежит на основании постановления администрации Сухобузимского района Красноярского края №112-п от 11.02.2021, договора аренды земельного участка №1 от 15.02.2021, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края, в лице руководителя ФИО3 и Коробенко Евгением Геннадьевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Предметом договора аренды земельного участка является предоставление арендатору земельного участка, из земель населенных пунктов, общей площадью 995,0 кв.м., с кадастровым номером , местоположение: <адрес> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Срок договора с 15.02.2021 до 15.02.2041. Таким образом, предоставление администрацией Сухобузимского района указанного земельного участка Коробенко Е.Г. осуществлено с грубыми нарушениями земельного законодательства в связи с его первоначальным формированием и предоставлением из земель государственного лесного фонда. Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нового земельного участка с наложением его границ на границы другого земельного участка. 16.05.2024 КГБУ «Сухобузимское лесничество» произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , установлено, что земельный участок расположен на государственном лесном фонде, на участке имеется строение, одиночно стоящие деревья березы, сосны, участок огорожен с четырех сторон. В ходе сопоставления с публичной кадастровой картой установлено, что оно имеет кадастровый . Таким образом, право пользования физических лиц на указанные земельные участки не могло возникнуть, поскольку земли государственного лесного фонда не могут находиться в частной собственности. Соответственно, Российская Федерация является законным собственником лесного земельного участка, часть которого неправомерно выбыла из ее владения и в настоящее время находится в пользовании Коробенко Е.Г. Должностными лицами администрации Сухобузимского района Красноярского края – Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края в нарушение земельного законодательства и законодательства о лесопользовании заключен договор аренды земельного участка № 1 от 15.02.2021, находящегося на <адрес> с целевым назначением защитные леса (запретные полосы вдоль автомобильных дорог), что является недопустимым, соответственно, сделка является ничтожной, не соответствует принципам устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, защитных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, что влечет нанесение вреда окружающей среде и здоровью человека.

                     С учетом изложенного, просит признать вышеназванный договор аренды земельного участка № 1 от 15.02.2021, расположенный по адресу: <адрес> ничтожной сделкой, истребовать земельный участок из незаконного владения Коробенко Е.Г., снять земельный участок с кадастрового учета.

            Определением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 01.10.2024 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края, третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект».

            Согласно уточненного искового заявления и.о. прокурора Сухобузимского района Красноярского края ФИО4 просит заявленные требования удовлетворить, признать решение суда исполненным, поскольку оспариваемый договор аренды земельного участка № 1 от 15.02.2021 расторгнут, заключен договор купли-продажи.

            В судебном заседании помощник прокурора Сухобузимского района Красноярского края Каримов А.П. поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения, по изложенным в иске и дополнении к нему доводам. Дополнительно указав, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, с 1991 года его таксационное описание не менялось, категория земель населенных пунктов не присваивалась, что подтверждено документами лесоустройства, схемой расположения земельных участков, осмотром КГБУ «Сухобузимское лесничество», с произведенными замерами. Вместе с тем, из представленных ответчиком суду документов следует, что оспариваемый договор аренды расторгнут сторонами, в связи с чем просит исковые требования удовлетворить, решение суда считать исполненным.

            Представитель Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщено.

            Ответчик Коробенко Е.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, в том числе, с учетом их уточнения, указав, что согласно сведений ЕГРН оспариваемый земельный участок с кадастровым номером полностью расположен на землях с категорией «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Категория земель также подтверждается генеральным планом Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, разработанного в 2008 году в рамках краевой целевой программы «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы», согласованным Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Российской Федерации от 21.08.2008 № 20/1-1486. Представленные филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» сведениям о местоположении земельного участка осуществлялись по устаревшим материалам лесоустройства 1991 года. Кроме того, Управление Росреестра указывает на отсутствие какой-либо реестровой ошибки и об отсутствии пересечения границ земельного участка с границами земель лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет без установления границ, то есть межевание в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ не производилось, в связи с чем считает необоснованным утверждение истца о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером является частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером Кроме того, истцом не указаны географические координаты места постоянного лесоустроительного знака (ориентира), от которого производилась привязка к названному земельному участку, с целью определения его местоположения. Указал, что договор аренды прекратил действовать 24.06.2024 на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка № 30 от 24.06.2024. На спорном земельном участке находится объект недвижимости, возведенный им, жилой дом введен в эксплуатацию, в ЕГРН зарегистрировано право собственности.

            Представитель ответчиков администрации Сухобузимского района Красноярского края, Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.Я., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, в том числе, с учетом их уточнения, указав, что генеральный план муниципального образования Миндерлинский сельсовет Сухобузимского района Красноярского края был разработан ОАО «Красноярскагропроект» в 2008 году в рамках краевой целевой программы «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы». На стадии подготовки в рамках процедур согласования проекта были получены все необходимые заключения, в том числе положительное заключение и от Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Российской Федерации от 21.08.2008 № 20/1-1486, о чем свидетельствует пункт 2 выданного Правительством Красноярского края Заключения о согласовании по проекту генерального плана Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 30.11.2009 № 3-010233. В результате всех установленных законодательством процедур генплан Миндерлинского сельсовета был утвержден решением Миндерлинского сельского Совета депутатов от 28.12.2009 № 36-3/160, опубликован на официальном интернет-портале Сухобузимского района по адресу https://suhobuzimo.ru/docs/id2051.html. Таким образом, границы поселка Родниковый (п. Родниковый) поставлены на кадастровый учет согласно утвержденному генплану Миндерлинского сельсовета, на территории которого расположен данный поселок. 18.05.2020 Коробенко Е.Г., пользуясь возможностью, установленной ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в Администрацию Сухобузимского района с заявлением о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов площадью 995 кв.м., расположенного в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по адресу: <адрес>, предоставил соответствующую схему. Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, была проведена проверка документов на предмет наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Оснований для отказа выявлено не было. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 995 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства был образован из земель населенных пунктов и поставлен на государственный кадастровый учет Коробенко Е.Г., его силами и средствами. 08.02.2021 Коробенко Е.Г. обратился в Администрацию Сухобузимского района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без торгов на 20 лет для ведения индивидуального жилищного строительства, была проведена проверка заявления и соответствующих документов на предмет соответствия требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, а также на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении Коробенко Е.Г. земельного участка в аренду без торгов. Оснований для отказа выявлено не было. Специалистами КУМИ был подготовлен проект постановления о предоставлении в аренду без торгов земельного участка Коробенко Е.Г., в результате чего Администрацией Сухобузимского района было принято постановление от 11.02.2021 № 112-п «О предоставлении в аренду земельного участка Коробенко Е.Г.», на основании чего с ним был заключен оспариваемый договор аренды земельного участка от 15.02.2021 № 1. При этом, договор не является ничтожной сделкой, поскольку земельный участок расположен не на землях лесного фонда, а именно на землях населенных пунктов, то есть полностью на землях поселка Родниковый, что также подтверждается данными скриншота с публичной кадастровой карты официального сайта Росреестра в сети Интернет по адресу https://pkk.rosreestr.ru. В скриншоте по расположению земельного участка визуально очевидно, что его границы не пересекаются с землями лесного фонда, они на значительном расстоянии от земель лесного фонда, а именно от земельного участка с кадастровым номером , который является многоконтурным земельным участком, относится к категории земель - земли лесного фонда, расположен по адресу: <адрес> Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11.06.2024 № КУВИ-001/2024-157491401, земельный участок с кадастровым номером действительно относится к категории земель: земли лесного фонда, но при этом в особых отметках указано, что граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Из указанного следует, что установленных границ у данного земельного участка нет, он не отмежеван в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, поэтому утверждение Истца о том, что земельный участок с кадастровым номером является частью земельного участка с кадастровым номером ничем не обосновано. Кроме того, при анализе и сопоставлении координат, указанных в Графическом описании границ населенного пункта <адрес> Генплана (копия прилагается), и координат граничащего с <адрес> сельсовета <адрес> земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером , указанных в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.07.2024 № КУВИ- 001/2024-190860335 (копия прилагается), следует, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером не имеет каких-либо пересечений или наложений с земельным участком из земель лесного фонда с кадастровым номером

            Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заключение о том, что земельный участок с кадастровым номером полностью пересекает земли лесного фонда Сухобузимского участкового лесничества Красноярского края (часть выдела 23, квартал 58), площадь пересечения 995,34 квадратных метров.

            Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, также представив заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» о пересечении земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда Сухобузимского участкового лесничества Красноярского края (часть выдела 23, квартал 58), площадь пересечения 995,34 квадратных метров. В предоставленном суду письменном отзыве указывают, что Департаментом в рамках рассмотрения обращения Коробенко Е.Г. осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером на предмет его соответствия Критериям определения невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, утвержденных приказом Минприроды России от 22.09.2023 № 616. В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ. Органом, уполномоченным осуществлять указанные переданные полномочия в Красноярском крае, является Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края. Поскольку Департаментом установлено соответствие указанного земельного участка п. 1 Критериев, в соответствии с п. 6 Порядка определения невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от 22.09.2023 № 616, Департамент уведомил Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о необходимости внесения соответствующих сведений в государственный лесной реестр.

            Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, направив письменные пояснения относительно заявленных исковых требований, из которых следует, что в результате анализа сведений ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , наличие пересечений с границами Сухобузимского лесничества Красноярского края с реестровым номером 24:00-15.24 и границами населенного пункта <адрес> не установлено. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.01.2021 по решению государственного регистратора прав Управления Росреестра на основании заявления о государственном кадастровом учете, межевого плана, подготовленного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, наличие пересечений с границами Сухобузимского лесничества Красноярского края с реестровым номером 24:00-15.24 и границами населенного пункта <адрес> не установлено. В результате проведенного анализа сведений ЕГРН, цифровых ортофотопланов <адрес> состояния местности 2023 г. не представляется возможным определить наличие реестровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка (территория либо покрыта лесной растительностью, либо не попадает в зону покрытия ЦОФП).

            Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщено.

                      В силу положений ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.

                      Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

            В соответствии с п. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

            Согласно п. 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

            Как следует из п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

            Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

            В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (пункт 1).

            Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается данным Кодексом и лесным законодательством (пункт 2).

            Как указано в пункте 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

            В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

            Российская Федерация может передать отдельные полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, в области лесных отношений на предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

            В соответствии со статьями 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по сохранению лесов.

            Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (часть 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

            Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

            Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            В соответствии с ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

            Согласно ч. 2 п. 2 указанной статьи федерального закона проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

            В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

            Как следует из материалов дела, прокуратурой Сухобузимского района Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования по предоставленной информации Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 23.01.2024 № 86-0834 «Об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения», в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью 995 кв.м., фактически расположен на <адрес>, целевое назначение – защитные леса (запретные полосы вдоль автомобильных дорог), является частью земельного участка из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером , номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-04033-2015-05-3345-200, правообладатель – собственность Российская Федерация, зарегистрировано в ЕГРН от 10.09.2015, назначение лесного участка – для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Сухобузимского лесничества.

            Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 28.09.2015, в собственности Российской Федерации, на основании Приказа министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 07.05.2015, находится земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Сухобузимского лесничества, площадь 52 381,99 га, адрес (местоположение) объекта: <адрес> В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2015 сделана запись регистрации № 24-24/023-24/023/001/2015-3193/1.

            16.05.2024 КГБУ «Сухобузимское лесничество» произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером установлено, что земельный участок расположен на государственном лесном фонде, с помощью специального устройства определены его координаты, на участке имеется строение, одиночно стоящие деревья березы, сосны, участок огорожен с четырех сторон. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела стороной истца фотографиями.

            Как следует из информации Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от 28.05.2024, расположение границ земельного участка с кадастровым номером определялось с использованием предоставленных данных, на основании материалов лесоустройства (планшет Сухобузимского лесничества, Сухобузимского участкового лесничества масштаб 1:10 000, год лесоустройства 1991), земельный участок относится к землям лесного фонда, что следует из схемы расположения земельного участка в разрезе Сухобузимского лесничества. Согласно п. 3.2.3 Устава ФГБУ «Рослесинфорг», утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 03.12.2018 № 998 Филиал имеет полномочия по установлению границ лесов, закреплению их на местности.

            Согласно предоставленным сведениям Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края спорный земельный участок с кадастровым номером 24:35:0048701:311 из категории использования земель государственного лесного фонда в земли населенного пункта не переводился.

            Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов следует, что указанный выше земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> площадью 995 кв.м., на основании заявления Коробенко Е.Г. от 08.02.2021 о предоставлении ему земельного участка для использования в целях: для индивидуального жилищного строительства и постановления администрации Сухобузимского района Красноярского края № 112-п от 11.02.2021, предоставлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края (арендодателем) Коробенко Е.Г. (арендатору) по договору аренды № 1 земельного участка находящегося до разграничения в государственной собственности от 15.02.2021, на срок с 15.02.2021 до 15.02.2041 (п. 2.1 договора), вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, указано, что земельный участок относится к землям населенных пунктов (п. 1.1 договора). Передача земельного участка подтверждена соответствующим актом приема-передачи от 15.02.2021.

            По результатам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования, прокуратурой Сухобузимского района на имя руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района ФИО7 03.05.2024 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Данное представление рассмотрено, 26.06.2024 дан ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства в формировании и предоставлении указанного земельного участка специалистами комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района, со ссылкой на выписку из ЕГРН, согласно которой сведения о лесах, водных объектах, расположенных в пределах земельного участка отсутствуют, пересечений границ земельного участка с государственным лесным фондом нет. Кроме того, в выписке из ЕГРН от 11.06.2024 № КУВИ-001.\2024-157491401 на земельный участок с кадастровым номером категории земель: земли лесного фонда в особых отметках указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Администрацией Сухобузимского района получено положительное заключение Правительства Красноярского края от 30.11.2009 № 3-010233 о согласовании проекта генерального плана Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края (в заключении содержится согласование градостроительной документации с Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 21.08.2008 № 20/1-1486). В соответствии с указанным заключением границы населенных пунктов Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края <адрес> были поставлены на кадастровый учет. Формирование земельных участков проходит в соответствии с документацией территориального планирования и зонирования (Правила землепользования и застройки муниципального образования Миндерлинский сельсовет Сухобузимского района Красноярского края, утвержденные решением Миндерлинского сельского Совета депутатов от 10.04.2018 № 27-5/266 (в редакции от 04.07.2023 № 38-6/318).

            23.10.2024 прокуратурой Сухобузимского района Красноярского края внесен протест председателю Миндерлинского сельского Совета депутатов Сухобузимского района Красноярского края на решение Миндерлинского сельского Совета депутатов от 28.12.2009 № 36-3/160 «Об утверждении проекта генерального плана Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края», в связи с нарушением прав Российской Федерации, являющейся законным собственником лесного земельного участка, часть которого неправомерно выбыла из ее владения и в настоящее время находится в пользовании.

            В ст. 1 Земельного кодекса РФ регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

            Пункт 2 ст. 7 ЗК РФ предусматривает подразделение земель на категории в соответствии с их целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

            В пункте 1 данной статьи определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на:

            - земли сельскохозяйственного назначения;

            - земли населенных пунктов;

            - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

            - земли особо охраняемых территорий и объектов;

            - земли лесного фонда;

            -земли водного фонда;

            - земли запаса.

            В силу пп.2 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

            В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

            В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничества и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

            Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

            В соответствии с ч.1 ст. 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое в силу ч.1 ст. 68 Лесного кодекса РФ включает в себя, в том числе, проектирование лесничества; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов.

             В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (п.1 ч.2 ст.91 ЛК РФ).

             Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

              В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

               Частью 1 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ предусмотрено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным.

                В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со ст. 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков (ч.2 ст14 ФЗ №172-ФЗ).

                Согласно ч.3 ст.14 названного Федерального закона в редакции Закона №280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года.

              Частью 1 ст. 4.2 ФЗ от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса РФ» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

              Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не допустимо.

              Частью 6 ст. 4.6 Закона №201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе, на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих земельных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

             Согласно ч.6 ст.47 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом №122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.

              Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21.09.2017 г. №1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 г. №423-О неоднократно указывал, что Закон №280-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 14 Закона №172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

              Пункт 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

              По смыслу указанной нормы документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

              Из изложенного следует, что положения Закона №280-ФЗ, устанавливая, прежде всего, административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

              Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретшего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.

              Как уже ранее было отмечено, в соответствии с п.1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и не лесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

              В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

              В силу ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

              В соответствии с положениями ст. ст. 7,8 Земельного кодекса РФ, распоряжение землями лесного фонда, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.

              В соответствии с п.3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

              Согласно п.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

              В соответствии с п.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

              Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

              В силу ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.

              В соответствии с п.2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, кроме прочего, в аренду, безвозмездное пользование. Основания предоставления гражданам таких участков указаны в ч.1 ст. 71 Лесного кодекса РФ.

              Земельные участки из состава лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

              Таким образом, из указанной нормы следует, что земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться в иных целях, не предусмотренных законом, что подтверждается определением Верховного Суда РФ от 18.04.2017 г. №86-КГ17-2.

            Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, представители ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района и администрации Сухобузимского района Красноярского края ссылались на генеральный план муниципального образования Миндерлинский сельсовет Сухобузимского района Красноярского края, разработанный ОАО «Красноярскагропроект» в 2008 году в рамках краевой целевой программы «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы», при подготовке которого были получены все необходимые заключения, в том числе, положительное заключение и от Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Российской Федерации от 21.08.2008 № 20/1-1486, о чем свидетельствует п. 2 выданного Правительством Красноярского края заключения о согласовании по проекту генерального плана Миндерлинского сельского Совета депутатов от 28.12.2009 № 3-010233, в связи с чем границы п. Родниковый поставлены на кадастровый учет согласно утвержденному генплану.

            Вместе с тем, данный довод опровергается совокупностью представленных суду письменных доказательств, в том числе, из поступившей информации от Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 23.10.2024 следует, что согласно заключению Правительства Красноярского края о согласовании по проекту генерального плана от 2009 года № 3-010233 было предусмотрено увеличение площади населенных пунктов, в том числе, за счет лесных земель на площадь 13,55 га, при этом министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края согласовало проект генерального плана только в части границ особо охраняемых природных территорий краевого значения, установления зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения капитальных объектов, строительство которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с действовавшим законодательством в период 2009 года и в настоящее время уполномоченным органом власти по согласованию включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов является собственник федерального имущества – Федеральное агентство лесного хозяйства. Согласование Федерального агентства лесного хозяйства в отношении проекта генерального плана 2009 года в министерстве отсутствует. Кроме того, земельные участки, в том числе, спорный земельный участок с кадастровым номером , не представлялось возможным исключить из государственного лесного реестра в рамках Федерального закона от 29.09.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Более того, из информации Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (на № 102-86-4259 от 01.09.2023) следует, что объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения (в том числе включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), их зон охраны и защитных зон, выявленных объектов культурного наследия на территории спорного земельного участка нет.

            Таким образом, непосредственно из заключения о согласовании по проекту генерального плана Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, утвержденного Правительством Красноярского края, следует, что проект рассмотрен уполномоченными отраслевыми органами государственной власти Красноярского края и получены положительные согласования с соответствующими выводами, в том числе, министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края согласовало проект генерального плана Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района в части границ особо охраняемых природных территорий краевого значения, установления зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории Красноярского края, размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории Красноярского края.

            Соответственно, вопреки доводов представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района и администрации Сухобузимского района Красноярского края, доказательств получения согласования уполномоченного на то органа на включение земельных участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов суду не представлено.

            Принятие решения представительным органом местного самоуправления на передачу права собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (лесных участков) из состава земель лесного фонда и устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерации функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со ст. 25 ЛК РФ, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса.

            Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорный земельный участок полностью находится на землях лесного фонда, целевое назначение которых – леса, расположенные в защитных полосах лесов, Сухобузимское лесничество Сухобузимское участковое лесничество, квартал 58, часть выдела 23, месторасположение определено на основании материалов лесоустройства и являющихся первичными источниками информации при отнесении земельного участка к лесному фонду.

            Ссылка стороны ответчика на полученное от Филиала ППК «Роскадастр» уведомление о внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменениях описания местоположения границы лесничества от 23.08.2023 № КУВД-001/2023-37032275, в котором указано, что спорный земельный участок с кадастровым номером не включается в территорию лесничества не может свидетельствовать о переводе категории земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

            Довод стороны ответчика о том, что граница земельного участка с кадастровым номером , относящаяся к землям лесного фонда, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательство, земельный участок не отмежеван, в связи с чем не доказано нахождение спорного земельного участка в его границах, суд считает несостоятельным ввиду того, что при отсутствии государственного кадастрового учета земель лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. Отсутствие межевания лесного участка не свидетельствует об отсутствии наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, поскольку в соответствии с положениями ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Соответственно, ранее учтенный земельный участок лесного фонда Сухобузимского участкового лесничества в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет. Границы, площадь и конфигурация определены в соответствии с действовавшим на момент постановки его на государственный кадастровый учет и определены материалами лесоустройства. Доказательств, достоверно и безусловно свидетельствующих о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в материалы дела не представлено.

            В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела сторонами не заявлялось ходатайства о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы.

            В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности, соответственно, основания для предоставления спорного земельного участка в аренду Коробенко Е.Г. отсутствовали.

            Не опровергает доводы стороны истца ссылка стороны ответчика о том, что при анализе и сопоставлении координат, указанных в графическом описании границ населенного пункта <адрес> и координат граничащего с <адрес> сельсовета земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером , указанных в выписке из ЕГРН от 25.07.2024, отсутствуют пересечения и наложения со спорным земельным участком, ввиду вышеизложенного, с учетом сведений из государственного лесного реестра в виде выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничества, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

            Обращение в суд с иском об истребовании вышеназванного земельного участка из чужого незаконного владения обусловлено необходимостью пресечения возможной незаконной деятельности ответчиков на указанном земельном участке, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, поскольку указанный земельный участок выбыл из владения помимо воли государства и фактически право владения имуществом реализовывалось ответчиками, но возникло незаконно.

             Поскольку законом не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы лесничеств, лесопарков, а также федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в пользовании граждан земельных участков из состава земель лесного фонда, требование прокурора суд признает обоснованными.

            Сама по себе постановка земельного участка на кадастровый учет не свидетельствует о том, что земельный участок относится к землям населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.

            В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

            Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

            На основании ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

            В п.74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч.1 ГК РФ» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст. 168 ГК РФ).

            Проанализировав представленные доказательства, суд исходит из того, что земельный участок с кадастровым номером расположен на земельном участке лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, который не выбыл из фактического владения Российской Федерации, данный участок не мог быть использован для индивидуального жилищного строительства, а его использование не для целей защиты и охраны лесов противоречит требованиям законодательства и влечет угрозу истощительного использования леса, соответственно, у Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края не имелось правовых оснований для предоставления в аренду указанного земельного участка, в связи с отсутствием доказательств перевода в установленном порядке спорного земельного участка в категорию земель населенных пунктов, в связи с чем имеются основания для признания недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка № 1 от 15.02.2021, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края и Коробенко Е.Г., истребовании из незаконного владения Коробенко Е.Г. указанного земельного участка, что влечет исключение из ЕГРН сведений записи о регистрации права аренды земельного участка и снятии его с кадастрового учета.

            Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества – жилой дом, площадью 99,1 кв.м., с кадастровым номером , право собственности на который зарегистрировано за Коробенко Е.Г. 26.04.2024. Кроме того, право собственности Коробенко Е.Г. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 11.07.2024 на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося до разграничения в государственной собственности № 30 от 24.06.2024. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 26.04.2024 и 11.07.2024

            В связи с расторжением оспариваемого договора аренды спорного земельного участка, прокурором Сухобузимского района Красноярского края уточнены заявленные исковые требования, просит вынести решение об удовлетворении исковых требований и признать решение суда исполненным.

            Представленными ответчиком Коробенко Е.Г. документами в материалы дела подтвержден факт его обращения 21.08.2024 в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, с указанием о зарегистрированном праве собственности на жилой дом и ответе Министерства природных ресурсов о том, что с учетом ст. 13 ФЗ № 172-ФЗ отсутствуют основания для исключения испрашиваемого земельного участка из ГЛР.

            Согласно полученного ответа Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 23.10.2024, проведена проверка спорного земельного участка на предмет его соответствия Критериям определения невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, утвержденных приказом Минприроды России от 22.09.2023 № 616. Департаментом определено, что на земельном участке с кадастровым номером имеет объект недвижимого имущества, использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, права на которые зарегистрированы в ЕГРН за правообладателем земельного участка, площадь пересечения данного земельного участка с землями лесного фонда не превышает 0,1 га (п. 1 Критериев). В соответствии с п. 4 Порядка установлено, что в случае соответствия земельного участка одному из Критериев, оспаривание законности возникновения прав на него не осуществляется. На основании п. 5 Порядка определение невозможности использования лесов является основанием для исключения сведений о лесных участках из Государственного лесного реестра. В соответствии с п. 6 Порядка Департамент уведомил Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о необходимости внесения соответствующих сведений в Государственный лесной реестр.

            Вместе с тем, на момент рассмотрения по существу гражданского дела стороной истца какие-либо иные требования не заявлялись относительно спорного земельного участка, стороной ответчика встречные исковые требования также заявлены не были. Информация об исключении спорного земельного участка из государственного лесного реестра в материалы дела сторонами не представлена.

            Учитывая, что оспариваемый договор аренды сторонами расторгнут, при этом на момент его заключения спорный земельный участок не мог быть предоставлен в аренду органами местного самоуправления, поскольку находился в федеральной собственности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Сухобузимского района Красноярского края, с учетом их уточнения.

                     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

            Р Е Ш И Л:

            Исковые требования прокурора Сухобузимского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края удовлетворить.

            Признать недействительным договор аренды № 1 земельного участка находящегося до разграничения в государственной собственности от 15.02.2021, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края и Коробенко Евгением Геннадьевичем.

            Истребовать из чужого незаконного владения Коробенко Евгения Геннадьевича земельный участок с кадастровым номером , площадью 995 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

            Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 995 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

            Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , площадью 995 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

            Настоящее решение считать исполненным, в принудительное исполнение не приводить.

                      Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                   Председательствующий:                      подпись                         Е.В. Белобородова

                   Мотивированный текст решения составлен 20 ноября 2024 г.

                   Копия верна:

                   Судья Сухобузимского

                   районного суда                                                                           Е.В. Белобородова

2-342/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природный ресурсов и лесного комплекса Красноярского края
прокурор Сухобузимского района Красноярского края
Ответчики
Коробенко Евгений Геннадьевич
Администрация Сухобузимского района Красноярского края
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
администрация Миндерлинского сельсовета
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Судья
Белобородова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
suhbuz.krk.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.07.2024Предварительное судебное заседание
23.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.10.2024Предварительное судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее