Дело № 2-3883/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2016 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Григорьева И.Б.
при секретаре Чиликиной Н.С.
с участием истца Бесплеменовой А.А.,
представителей истца Мироненко Т.В., Федоровой М.Н.,
представителя третьего лица Администрации Волгограда Тугумова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бесплеменновой А. А. к ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» о признании предписания №... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отмене указанного предписания,
УСТАНОВИЛ:
Бесплеменнова А.А. обратилась в суд с иском к ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» о признании предписания №... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отмене указанного предписания. Свои требования мотивирует тем, что Бесплеменнова А.А. вместе с членами своей семьи постоянно проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: г. Волгоград, ..., ком. 811. Факт постоянного проживания по указанному адресу подтверждается документами по регистрационному учету граждан, справкой о составе семьи, отметкой в паспорте о месте жительства. Истец состоял в трудовых отношениях со строительным техникумом и ему было предоставлено жилое помещение как сотруднику данного учреждения. На протяжении 23 лет истец надлежащим образом несет бремя содержания жилого помещения.
В 1998г. истцу было предоставлено право пользования дополнительной жилой площадью 23,3 кв. м. как лицу, воспитывающему ребенка инвалида, согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. ФЗ-181 и Постановлению Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь» от 21.12.2004г. № 817.
13.08.2013г. предписанием ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум», исх. № 699 истца обязали освободить занимаемое им помещение, якобы в связи с его самовольным захватом, а также в связи с тем, что помещение используется истцом не по назначению.
Согласно выписки из технического паспорта на многоквартирный жилой ...А по ... в г. Волгоград, занимаемые истцом комнаты числятся жилыми.
Указанное предписание, по мнению ответчика, является незаконным, в связи с чем данным предписанием нарушены права истца на проживание и пользование жилым помещением.
О нарушении прав истцу стало известно только 04.12.2015г. при получении ответа Комитета образования и науки Волгоградской области на свое обращение, в котором указывалось, что истец добровольно по своей инициативе освободил жилое помещение.
Просит признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ №... ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» об освобождении помещении кухни (ком.813,815) по адресу г. Волгоград, ....
Истец Бесплеменнова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представители истца Бесплеменновой А.А. – Мироненко Т.В., Федорова М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим способом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель третьего лица администрации Волгограда Тугумов М.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Вместе с тем, жилищным законодательством к помещениям, которые могут являться предметом договора социального найма, предъявляются определенные требования.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2). 3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3).
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся в частности квартира, часть квартиры, комната (ч. 1)
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (ч. 1).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (ч. 2).
В судебном заседании установлено, что истец Бесплеменнова А.А. с 1993 года по настоящее время постоянно проживает в комнате (квартире) №..., по адресу: г. Волгоград, ....
В соответствии с договором №... от ДД.ММ.ГГГГ Бесплеменновой А.А. совместно с членами ее семьи Бесплеменновым А.С., Бесплеменновой Т.А., Казанцевой А.А. передано за плату во владение и пользование жилое помещение в общежитии общей площадью 53 кв.м. расположенной по адресу г. Волгоград, ... корпус а, ком. 810,811 и кухня ком. 813,815
На основании п.5.1, данный договор заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помещение кухни, ранее занимаемое истцом по вышеуказанному договору, является нежилым, так как не имеет статус жилого помещения, поскольку согласно техническому паспорту, представленным ответчиком, является кухней и предназначено для обслуживания более одной комнаты.
Общежитие №... (корпус «А») по ... в г. Волгограде находится в государственной собственности Волгоградской области и закреплено Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области на праве оперативного управления за ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» в соответствии с Распоряжением №...-р от ДД.ММ.ГГГГ Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Администрации Волгоградское области ФГОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» выдано предписание №... об устранении выявленных нарушений, а именно установлено, что: без получения разрешительных документов в нежилых помещениях общежития, произведены перепланировки и переоборудование: часть помещений кухонь, сушилок, коридоров переоборудованы для проживания граждан.
В период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Территориальным Управлением Росимущества Волгоградской области проведен осмотр объектов федерального имущества - зданий общежитий, закрепленных на праве оперативного управления за ФГОУ СПО «Волгоградский строительный техникум», расположенных по адресу: г. Волгоград, ... по вопросу использования сторонними жильцами вспомогательных помещений, в ходе которого вынесен акт на устранение выявленных нарушений, а именно: вспомогательные помещения (кухни, сушилки, шкафы, коридоры) в здании общежития №... и №... используются не по целевому назначению сторонними лицами - для проживания, в результате чего, в указанные помещения исключен доступ лицам, проживающих в общежитиях (студенты и сотрудники Учреждения). При этом указано, что использование сторонними лицами вспомогательных помещений, ведет к нецелевому использованию жилых помещений, приводящее к нарушению правил противопожарной безопасности (использование нагревательных электроприборов для сушилки и приготовления пищи). Также установлено, что во вспомогательных помещениях сторонними лицами проведена незаконная перепланировка без согласия с Территориальным управлением Росимущества.
Поскольку какая-либо разрешительная и проектная документация об изменении статуса нежилого помещения и признания кухни 8-го этажа левого крыла, комната №... общежития №... (корпус «Аж по адресу: г. Волгоград, ...- жилым помещением отсутствует., то в августе 2013 года нанимателю Бесплеменновой А.А. было вручено Предписание №... от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии, с которым Бесплеменнвой А.А. было предложено привести помещение кухни в прежнее состояние, так ею была самовольно произведена реконструкции помещения, а именно, оборудована перегородка, проведена электропроводка, в связи, с чем пользование помещением кухни, предназначенной для общего пользования Бесплеменновой А.А. осуществлялось единолично.
ДД.ММ.ГГГГ от Бесплеменновой А.А. в адрес директора техникума поступило заявление №... о добровольном отказе в пользовании помещением кухни №..., находящееся в левом крыле общежития №... (корпус «А») по адресу: г. Волгоград, ....
В соответствии с актом комиссии ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в кухне, расположенной на 8-м этаже в общежитии №... (левое крыло), была установлена электрическая стационарная четырех камфорная плита, мойка металлическая для мытья посуды, стол тумба деревянная для общего пользования.
В настоящее время доступ в указанное помещение для других жильцов является свободным. Помещение кухни на 8-м этаже в общежитии №1 (левое крыло) ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» оборудовано для приготовления пищи в соответствии с нормами статьи 3.1. Постановления Главного государственного-санитарного врача РФ от 23.03.2011 №23 «Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений».
Кроме того, по обращению Бесплеменновой А.А. о порядке пользования кухней Комитетом образования и науки Волгоградской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что помещение кухни является помещением общего пользования жильцов, проживающих на 8 этаже общежития.
Таким образом, в ходе судебного заседания судом не установлено нарушений прав истца вынесенным в ее адрес предписанием ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум» об освобождении кухни общего пользования. При этом суд учитывает, что истец добровольно исполнила указанное предписание, освободила занимаемое ею помещение, в установленном законе порядке его не оспаривала.
Доводы истца о том, что указанное помещение ей было предоставлено как лицу воспитывающему ребенка инвалида не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Как указал ответчик в своем отзыве предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки и социального обслуживания, относятся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной защиты поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в ч.1 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.
Волгоградский строительный техникум является государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением.
В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области и Уставом техникума.
ГБПОУ Волгоградский строительный техникум» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 года и Уставом техникума имеет статус образовательного учреждения, в соответствии с лицензией осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, т.е. занимается осуществлением образовательного процесса и никоим образом не может осуществлять функции, предусмотренные ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, связанные с предоставлением мер социальной поддержки инвалидов в виде предоставления субвенций.
В ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум» форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций техникума является бюджетной.
В бюджете техникума не заложены финансовые возможности на предоставление субвенций и льгот для семей, имеющих детей-инвалидов, которые к тому же не являются ни сотрудниками техникума, ни его студентами. В связи, с чем ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум» не имеет финансовой возможности по предоставлению льгот по обеспечению жильем семей, имеющих детей-инвалидов Бесплеменновой А.А. за счет бюджета техникума.
Истцом в опровержении указанных доводов не предоставлено суду доказательств того, что комната № 813,815 выделялась ей в пользование как лицу, воспитывающему ребенка инвалида согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь» от 21.12.20014 г. № 817.
Доводы истца о том, что ответчик не наделен правом выдавать подобные предписания, поскольку указанные права ему не были делегированы не могут быть положены в основу удовлетворения исковых требований и не заслуживают внимания суда, поскольку как уже указывалось истец исполнил указанное предписание в добровольном порядке, его вынесение не оспаривал.
Кроме того, судом установлено, что общежитие, находящееся по адресу: г. Волгоград, ..., в котором расположена спорная комната, до недавнего времени являлось федеральной собственностью и на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 1602 от 29 декабря 2008 года было закреплено на праве оперативного управления за ФГОУ СПО «Волгоградский строительный техникум».
В последующем в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от 19 января 2012 года № 45-р на основании акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в государственную собственность Волгоградской области Министерством образования и науки Российской Федерации имущество согласно приложению, в том числе, общежитие № 1 и общежитие № 2, находящиеся по адресу: г. Волгоград, ул. Скосырева, 1 были переданы администрации Волгоградской области.
Распоряжением Мингосимущества от 09 ноября 2012 года № 1759-р право оперативного управления с 19 января 2012 года на общежитие № 1 и общежитие № 2, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Скосырева, 1, закреплено за ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум».
Таким образом, поскольку ответчику принадлежало право оперативного управления указанными общежитиями, то он вправе был требовать от граждан использующих как жилые так и не жилые помещения исполнения требований действующего законодательства.
Доводы истца о том, что здание по адресу г. Волгоград, ул. Скосырева, д.1а не является общежитием, а потому помещение кухни, расположенной в комнате № 815 не может быть признано помещением общего пользования также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В муниципальную собственность указанное общежитие не передавалось. Тогда как по смыслу статьи 7 Вводного закона обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления, поскольку факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения, которое приобретает правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма и подлежащего приватизации на общих основаниях.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права 34-АБ №... и 34-№... от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области за Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Волгоградский строительный техникум» зарегистрировано право оперативного управления зданием общежитий по адресу г. Волгоград, ..., площадью7030,6 кв.м. и 6 441,5 кв.м. соответственно.
Поскольку передача здания общежития в собственность Волгоградской области производилась в связи с передачей техникума в государственную собственность, а не в связи с его приватизацией; спорное жилое помещение не выбывало из государственной собственности и не утратило статус общежития, то доводы истца о том, что здание по адресу г. Волгоград, ...А на момент выдачи предписания ДД.ММ.ГГГГ не являлось общежитием, а потому помещение кухни не может быть признано помещением для общего пользования иных жильцов являются ошибочными, не основанными на законе.
При этом ссылки истца на то обстоятельство, что в указанном жилом доме проживают наниматели из числа сторонних жильцов, зарегистрированных там на постоянной основе, а решение об отнесении указанного здания к специализированному жилому фонду не принималось и не регистрировалось несостоятельны, поскольку жилые здания (общежития №... и №... по адресу г. Волгоград, ... были построены как общежития, в реестре федерального имущества были зарегистрированы как общежития, по форме собственности всегда были государственной и в их отношении государством никогда не принимались решения о передачи в муниципальную собственность или приватизации.
Доводы истца о том, что согласно принятому постановлению Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «О передаче имущества из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград» зданий общежитий, расположенных по адресу г. Волгоград, ..., находящихся на праве оперативного управления ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум», безвозмездно передаются в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград также не могут быть положены в основу удовлетворения заявленных требований об отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Бесплеменновой А.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требования Бесплеменновой А. А. к ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» о признании предписания №... от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении помещения кухни в комнате №...,815 по адресу г. Волгоград, ... незаконным, отмене указанного предписания – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
...
Судья И.Б. Григорьев
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...