Дело № 39RS0019-01-2020-001470-76 2-648/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
6 октября 2020 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Ганага Ю.Н.
при секретаре Швецовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Софронова Олега Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в городе Советске Калининградской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода службы по призыву, признании права на назначение досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Софронов О.М. обратился в Советский городской суд с исковым заявлением к УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода службы по призыву, признании права на назначение досрочной страховой пенсии, в обоснование требований которого указал следующее. В феврале 2020 года он обратился в УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) с заявлением, в котором просил разъяснить какие периоды работы будут включены в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости. 21.02.2020 ответчик вручил справку форма 31, в которой указал периоды трудовой деятельности, включенные (засчитанные) в страховой стаж при установлении пенсии. 07.08.2020 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 13.08.2020 ответчик в ответе на заявление отказал в назначении указанной пенсии и указал основание отказа: возникновение права на страховую пенсию по старости на общих основаниях с 11.02.2022. Принимая решение об отказе, ответчик не засчитал в страховой стаж период службы в армии с 17.12.1978 по 11.12.1980 (1 год 11 месяцев 24 дня), установив, что его общий страховой стаж по состоянию на 11.08.2020 составил 40 лет 6 месяцев 18 дней, что меньше требуемого 42 года. Полагает, что подобная позиция ответчика является неправомерной. Как усматривается из трудовой книжки в период с 29.08.1977 по 28.10.1978 он работал в автоколонне № учеником автослесаря, автослесарем 1 и 2 разряда, а после прохождения действительной военной службы по призыву с 17.02.1981 был принят на работу матросом в Калининградскую базу тралового флота и с 22.02.1982 опять работал в автоколонне № в прежней должности. При включении спорного периода в специальный стаж, полагает необходимым обязать ответчика назначить указанную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижению ДД.ММ.ГГГГ летнего возраста. Ссылаясь на ст. 8, ч.9 ст.13, ст.11, ст.12 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», уточнив исковые требования, просит суд обязать УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период прохождения военной службы с 13.11.1978 по 11.12.1980 и назначить страховую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Софронов О.М. поддержал требования по основаниям изложенным в исковом заявлении и просил удовлетворить.
Представитель истца Горбунов И.О., действующий на основании ордера № от 27.08.2020, в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении и просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что Софронов О.М. до службы в армии осуществлял трудовую деятельность и после также. Истец прервал трудовую деятельность не добровольно, для прохождения службы. Служба в армии должна включаться в страховой стаж для назначения любой пенсии.
Представитель ответчика УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное) Будгинене А.В., действующая на основании доверенности от 13.01.2020 № в судебном заседании исковые требования Софронова О.М. не признала, поддержав доводы, изложенные ответчиком в ответе на заявление Софронова О.М. о назначении досрочной страховой пенсии за длительную работу по старости от 13.08.2020 №.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства по делу и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к Федеральному закону №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает через 12 месяцев после достижения указанного возраста.
При этом, ч.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст.7, ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 ч.2 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в ч.1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч.9 ст.13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
В силу ч.1.2 ст.8 Федерального закона лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч.1.2 ст.8 Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст.11 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона. При этом, указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч.8 настоящей статьи (ч.9 ст.13 Федерального закона).
Возможность же зачета периода прохождения военной службы в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 Федерального закона №400-ФЗ, предусмотрена п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному ч. 1.2 ст.8 Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11 Федерального закона), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона). Время службы в рядах Вооруженных Сил СССР в этот стаж не засчитывается.
Судом установлено, что Софронов О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 07.08.2020 обратился в УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях, как лицу, имеющему страховой стаж не менее 42 года.
Решением УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) от 13.08.2020 № Софронову О.М. в назначении пенсии досрочной страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием страхового стажа 42 года.
Продолжительность страхового стажа истца в соответствии с ч.9 ст. 13 Федерального закона, признанная пенсионным органом в бесспорном порядке, составила 40 лет 6 месяцев 18 дней.
В письме от 13.08.2020 № Софронову О.М. ответчик указал, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости назначается на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). На основании трудовой книжки и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, используемых для оценки права на дату назначения досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, общий страховой стаж до даты подачи заявления составил 40 лет 6 месяцев 18 дней, что меньше требуемого. Право на пенсию на общих основаниях возникнет ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, пенсионный орган отказал Софронову О.М. в установлении досрочной страховой пенсии по достижении ДД.ММ.ГГГГ лет по причине отсутствия требуемой для назначения пенсии страхового стажа не менее 42 лет. При этом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включен период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 13.11.1978 по 11.12.1980.
Согласно трудовой книжке № на имя Софронова О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 28.10.1978 (приказ № от 30.10.1978) Софронов О.М. уволен из автоколонны № в связи с призывом в ряды Советской армии.
Из военного билета № на имя Софронова О.М., справки № 2 от 25.02.2020, выданной военным комиссариатом Калининградской области следует, что Софронов О.М. проходил службу в Вооруженных силах по призыву с 03.11.1978 по 11.12.1980.
Сведения, изложенные в названных документах, также подтверждаются иными представленными в материалы дела доказательствами, безусловно подтверждающими, что у истца в спорный период имело место именно прохождение военной службы, что не оспаривалось представителем ответчика.
Исходя из изложенного и руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, поскольку в ходе разбирательства дела установлено, что в спорный период истец проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, суд приходит к выводу, что данный период не подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, указанным в ч.1.2 ст.8 Федерального закона, и, учитывая, что на дату наступления истцу 60 лет и обращения 07.08.2020 к ответчику УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) страховой стаж истца для назначения спорной пенсии составлял менее 42 лет, основания для удовлетворения требований Софронова О.М. о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период прохождения военной службы с 13.11.1978 по 11.12.1980, не имеется.
Вопреки доводам истца, в целях определения права лиц, указанных в ч.1.2 ст.8 Федерального закона, на страховую пенсию по старости подлежат включению в страховой стаж только периоды, предусмотренные ч.1 ст.11 и п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона. Включение иных периодов в страховой стаж указанных лиц законом не предусмотрено.
Ссылка истца на то, что необходимо при расчете стажа применять законы, действовавшие в период его прохождения службы в Вооруженных Силах СССР является не верной, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных ч.2 и 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (п.1 ч.1 ст.12, ч.8 ст. 13 указанного Федерального закона).
Доводы искового заявления о том, что период службы в Вооруженных Силах СССР подлежат включению в страховой стаж для лиц, указанных в ч.1.2 ст.8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях», несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании положений ст.8,13 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ.
Применение указанных документов по аналогии недопустимо, поскольку для решения вопроса исчисления страхового стажа в целях определения права на пенсионное обеспечение в порядке ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ законодательством предусмотрен специальный порядок, т.е. ч. 9 ст. 13 Закона №400-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Софронову Олегу Михайловичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Советске Калининградской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода службы по призыву, признании права на назначение досрочной страховой пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.
Мотивированное решение составлено 07.10.2020.
Судья Ганага Ю.Н.