Дело № 2-3861/2021
11RS0005-01-2021-007773-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Поздеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 29.12.2021 гражданское дело по исковому заявлению Поздеевой Т.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании решения незаконным, к администрации МОГО «Ухта» обязании принять на учет,
установил:
Поздеева Т.В. обратилась в суд с иском к КУМИ МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа КУМИ МОГО «Ухта» от 18.03.2020 № 08/2829 в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья» истца и члена её семьи дочери П.К., к администрации МОГО «Ухта» об обязании принять на такой учет истца с членом семьи П.К., в обоснование требований указав, что 18.02.2020 обратилась к ответчику КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о принятии на соответствующий учет по категории «молодая семья», в чем ей было отказано, так как площадь учитываемого жилого помещения составило значение, превышающее минимальное значение учетной нормы. С таким решением истец не согласна, поскольку в жилом помещении по адресу: ...., истец и ее дочь зарегистрированы по месту жительства, но не проживают. Жилое помещение является неблагоустроенным, право собственности на него не оформлено.
В судебном заседании истец на иске настаивала, факт нахождения в собственности жилого помещения по адресу: ...., отрицала, указала, что от права пользования этим жилым отказалась, переехала в г.Ухта Республики Коми в августе 2019 г.
Ответчики КУМИ МОГО «Ухта», администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, администрация МОГО «Ухта» просила о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, и суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
В письменном отзыве представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Смирнова Н.А. полагала требования не подлежащими удовлетворению по доводам оспариваемого решения.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пп. «и» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 26.06.2007 года № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Установлено, что 18.02.2020 истец обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», с составом семьи она и ее несовершеннолетний ребенок П.К., в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: ...., в отношении которой члены семьи права собственности, права пользования на условиях договора социального найма не имеют.
Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» от 18.03.2020 № 08/2829 «Об отказе в принятии на учет», доводов администрации МОГО «Ухта» при рассмотрении дела, истцу отказано в принятии на учет по категории «молодая семья», поскольку члены молодой семьи имеют право пользования жилым помещением по адресу: ...., общей площадью 58 кв.метров, в связи с чем уровень обеспеченности жилыми помещениями превысил учетную норму 11 кв.метров общей площади.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, молодой семьей признается, в том числе, молодая семья, имеющая одного ребенка и более, неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка, где возраст родителя не превышает 35 лет; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Следовательно, учет жилых помещений, не находившихся и не находящихся в собственности, в пользовании на условиях договора социального найма членов молодой семьи для цели определения права на принятие на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья неправомерен.
Усматривается из ответа администрации сельского поселения от 06.12.2021, что жилое помещение по адресу: ...., в реестре муниципальной собственности не зарегистрировано. Жилое помещение являлось собственностью П.В., умершей <...> г., и было предоставлено истцу в пользование в связи с проживанием в нем ее матери Е.Г., умершей <...> г.. С осени 2014 г. в жилом доме никто не проживает.
Какие - либо доказательства нахождения этого жилого помещения в собственности истца в материалах дела отсутствуют, а истец эти обстоятельства отрицает. Иных жилых помещений в собственности, в пользовании на условиях договора социального найма члены молодой семьи не имеют. Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения для целей признания имеющими право на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты как молодой семье с очевидностью менее учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта», установленной п.1 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года №23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», - 11 кв.метров на каждого члена семьи.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцом доказано наличие у неё права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.
На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.
При этом согласно ч.11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет семьи истца не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истец с составом семьи она и её несовершеннолетняя дочь подлежат принятию на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 18.02.2020.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Поздеевой Т.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Поздеевой Т.В., выраженный в ответе от 18.03.2020 № 08/2829, в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья» с членом семьи П.К.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять Поздееву Т.В. с членом семьи П.К. на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 18.02.2020.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 13.01.2022.
Судья Е.Г. Берникова