Дело № 2-765/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Иванова Ю.И.,
секретаря судебного заседания Поляковой Р.П.,
с участием истца Валицкого М.Д., представителя истца Казимирова С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валицкого М.Д. к Администрации г.Кимры Тверской области о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Валицкий М.Д. (далее по тексту истец) обратился в Кимрский городской суд Тверской области с указанными исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства, которые мотивировал тем, что 16.01.2010 года умер его отец В.., после смерти которого открылось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением нотариуса Балковой Л.В. от 01.08.2018 года истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку согласно договору купли-продажи от 20.08.1991 года площадь дома составляла 66,5 кв.м., в том числе полезная площадь 44,5 кв.м., тогда как в настоящее время фактическая площадь дома составляет 111,7 кв.м., в том числе жилая 68,2 кв.м.
Постановлением №145 исполкома Кимрского горсовета от 27.08.1991 года наследодателю разрешено провести капитальный ремонт домовладения <адрес>, в результате которого площадь домовладения была увеличена.
Истец после смерти отца фактически принял наследство, вступил во владение домом, пользуется им как своим собственным, несет расходы по его содержанию, проживает в нем.
В судебном заседании истец Валицкий М.Д. и его представитель Казимиров С.В. уточненные исковые требования поддержали, просили суд признать за истцом право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти В., умершего 16 января 2010 года.
Представитель ответчика Администрации г.Кимры Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не представил. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Рачков Е.А. исковые требования не признал, пояснив, что спорный жилой дом является самовольной постройкой, поскольку представленное истцом постановление №145 исполкома Кимрского горсовета от 27.08.1991 года разрешением на проведение капитального ремонта не является.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом г.Кимры Тверской области и третье лицо нотариус Балковая Л.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права и иными способами, предусмотренными законом.
В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи от 2.08.1991 года, заключенному между К. и Валицким М.Д., к последнему перешло право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 66,5 кв.м., в том числе полезной площадью 44, 5 кв.м.
Решением исполнительного комитета Кимрского городского совета народных депутатов от 27.08.1991 года №145 В. разрешено проведение капитального ремонта домовладения по вышеуказанному адресу.
Из пояснений истца следует, что в результате проведения капитального ремонта площадь спорного жилого дома увеличилась до 111,7 кв.м., в том числе жилая площадь до 68,2 кв.м., доказательств иного в материалы дела не представлено, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять истцу в этой части.
16.01.2010 года В. умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-OH №893885. Посел его смерти нотариусом Балковой Л.В. заведено наследственное дело №1-9/117-2010. Согласно справке нотариуса Балковой Л.В. от 24.09.2018 года единственным наследником к имуществу В. является Валицкий М.Д., обратившийся с заявлением о принятии наследства 05.07.2010 года, то есть в установленный законом срок. В рамках наследственного дела истцу выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и свидетельство о праве на наследство по закону.
Постановлением нотариуса Балковой Л.В. от 01.08.2018 года истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку согласно договору купли-продажи от 20.08.1991 года площадь дома составляла 66,5 кв.м., в том числе полезная площадь 44,5 кв.м., тогда как в настоящее время фактическая площадь дома составляет 111,7 кв.м., в том числе жилая 68,2 кв.м.
Право наследования, предусмотренное ст. 35 (ч. 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам).
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное.В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из материалов дела следует, что Валицкий М.Д. в установленные законом сроки принял наследство после смерти отца, принял меры по сохранению наследственного имущества, производил за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, продолжает пользоваться наследственным имуществом, в установленные законом сроки обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Таким образом, приняв наследство, истец стал собственником наследственного имущества с момента открытия наследства.
Несмотря на то, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ, что не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Заключением судебной строительно-технической экспертизы №226/11-18 от 19.11.2018 года сделаны выводы, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным, строительным и пожарным нормам и правилам. Сохранение указанного жилого дома в существующем виде не нарушает права граждан и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, принадлежит истцу, которому выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от 20.07.2018 года серии 69 АА №2088556, категория земельного участка – земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что все требования, предусмотренные ст. 222 ГК РФ, соблюдены и требования истца о признании права собственности на самовольно реконструированную постройку в порядке наследования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых реквизитов для данного вида доказательств, достоверность и допустимость этих доказательств никем не оспаривается.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Валицкого М.Д. удовлетворить.
Признать за Валицким М.Д. право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 111,7 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти В., умершего 16 января 2010 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2018 года.
Судья Ю.И.Иванов