дело № 2-623/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Макарове Д.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-623/2020 по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании недействительным образование земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район» просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес> и снять его с государственного кадастрового учета.
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены факты неправомерного образования земельных участков, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 19.06.2012 г. осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего местоположение: <адрес>, с видом разрешенного использования – рекреационная деятельность из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, присвоен кадастровый номер №. Земельный участок образован в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной распоряжением главы администрации МО Северо-Байкальский район» № 324 от 28.05.2012 г. Заказчиком выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка являлся гаражно-лодочный кооператив «Байкал». Сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Спорный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда, <данные изъяты>. Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила <данные изъяты> кв.м. Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, образован земельный участок с кадастровым номером №, территория которого расположена <данные изъяты>, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли особо охраняемых территорий и объектов), чем земли лесного фонда, тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель. Образование спорного земельного участка в отсутствие предоставленного права повлекло нарушение прав собственника - Российской Федерации, при внесении сведений о лесничестве филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия выявлено наличие пересечений его границы с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером № исключен из территории Северо-Байкальского лесничества. Нахождение на государственном кадастровом учете спорного земельного участка нарушает права Российской Федерации, как собственника федеральных земель, поскольку препятствует внесению в ЕГРН достоверных сведений о границах Северо-Байкальского лесничества. Также распоряжение лесными участками в нарушение закона нарушает права неопределенного круга лиц на использование лесов и нахождение в лесах.
В судебном заседании помощник прокурора Данилов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Соистец Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, ответчик администрация МО «Северо-Байкальский район», третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Республиканское агентство лесного хозяйства, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, гаражно-лодочный кооператив «Байкал» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, суд в силу ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования считает обоснованным, подлежащим удовлетворению, поскольку на основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно требованиям приказа Минприроды России от 11.11.2013 г. № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Спорный земельный участок имеет пересечения с границами лесного фонда <данные изъяты>, в координатах поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории. Просит требования природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия направило в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает требования природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку земельный участок с кадастровым номером № образован в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 324 от 28.05.2012 г., согласно сведениям ЕГРН поставлен на государственный кадастровый учет 19.06.2012 г. Также в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации права собственности РФ на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>. Согласно описанию лесного участка в состав Северо-Байкальского лесничества входит Прибайкальское участковое лесничество, в том числе <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером № частично пересекает земельный участок с границами лесного фонда и находится <данные изъяты>.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому поддерживает позицию прокуратуры, изложенную в исковом заявлении, относительно порядка определения границ земель лесного фонда на основании материалов лесоустройства. В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах. В соответствии со статьями 67, 68, 68.1 Лесного кодекса РФ, границы лесничеств определяются материалами лесоустройства, полагает, что наличие сведений о земельном участке кадастровый номер № в ЕГРН нарушает права Российской Федерации, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН (федеральной информационной системе) о границах лесничества,
Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, приходит выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).
Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 11.08.2017, предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В действующей в настоящее время редакции п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указано о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <данные изъяты> категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - под рекреационную деятельность, поставлен на государственный кадастровый учет 19.06.2012 г. филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия.
Земельный участок образован в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением администрации МО «Северо-Байкальский район» № 324 от 28.05.2012 г., в кадастровом квартале №:, площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, с видом разрешенного использования – под гаражно-лодочный кооператив.
Из объяснения председателя гаражно-лодочного кооператива «Байкал» К. следует, что земельный участок с кадастровым номером № был образован администрацией муниципального образования «Северо-Байкальский район», однако, ГЛК «Байкал» он не предоставлялся. На данном земельном участке отсутствуют какие-либо постройки, земельный участок ГЛК «Байкал» не занимал.
В Едином государственном реестре недвижимости произведена запись регистрации права собственности РФ на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>.
В соответствии с описанием лесного участка в состав Северо-Байкальского лесничества входит Прибайкальское участковое лесничество, в том числе <данные изъяты>, относящийся по целевому назначению к защитным лесам, категории защитности: к лесам, расположенным в водоохранных зонах.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 269 спорный земельный участок с кадастровым номером № частично пересекает земельный участок с границами лесного фонда и находится <данные изъяты>, площадь пересечения – <данные изъяты> кв.м, координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» основными его целями и предметом является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (п. 3.1. Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте Учреждения https://roslesinforg.ru/).
Одним из основных видов деятельности (работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков) (п. 3.2.3. Устава Учреждения).
Форма Заключения утверждена Приказом Рослесхоза от 01.02.2018 № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке», содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение Директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 67 - 69 Лесного кодекса РФ).
Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, представленное в материалы дела заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 269 соответствует указанным требованиям, и, по мнению суда, является допустимым доказательством.
Также из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия следует, что при сопоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости выявлено, что участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 1641-р.
Согласно уведомлению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия от 27.02.2020 г. при внесении в ЕГРН сведений о Северо-Байкальском лесничестве органом регистрации прав выявлено наличие пересечений его границы с границами земельного участка с кадастровым номером №; в связи с чем границы земельного участка с кадастровым номером № исключены из границ Северо-Байкальского лесничества в соответствии с частью 15 статьи. 34 Закона регистрации.
Также доказательств того, что участок лесного фонда, образованный за счет части лесного участка, находящегося в федеральной собственности, был переведен ответчиком в другую категорию земель в порядке, установленном законодательством, или в порядке статьи 8 ЗК РФ и Закона N 172-ФЗ, суду не представлено.
Суд соглашается с доводами о том, что наличие сведений о земельном участке с кадастровым номером № в ЕГРН привело к исключению его из границ Северо-Байкальского лесничества, находящегося в федеральной собственности, что нарушает права Российской Федерации, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН (федеральной информационной системе) о границах лесничества.
Кроме того, образование спорного земельного участка с иной категорией земель, при пересечении его с землями лесного фонда, также нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 1 Лесного кодекса РФ законодатель определил в качестве преобладающих функций леса экологическую и социальную. В соответствии с этой статьей лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Так, требования о признании недействительным образования земельного участка направлены на восстановление положения существовавшего до нарушения прав и законных интересов РФ, как собственника земельного участка, а также неопределенного круга лиц, поскольку влекут исключение из государственного кадастрового учета сведений о координатах характерных точек земельного участка, избранный в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором способ защиты обеспечивает возможность восстановления нарушенного права, кроме того, в связи с тем, что земельный участок, расположенный в границах лесного фонда, образован с нарушением требований, установленных нормами природоохранного, земельного и лесного законодательства, сведения о спорном участке подлежат исключению из государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего местоположение: <адрес>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в мотивированном виде составлено 13.08.2020 г.
Судья: А.И. Болдонов