Решение по делу № 12-446/2017 от 19.05.2017

     Дело № 12-446/2017

РЕШЕНИЕ

13 июня 2017 года                           г. Абакан Республики Хакасия

Абаканский городской суд в составе

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Акционерного общества «Хакасэнергосбыт» ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия -Э от 5.05.2017 г. о назначении административного наказания по ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Огласив жалобу, выслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела Абаканский городской суд Республики Хакасия

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия -Э от 5.05.2017 г. АО «Хакасэнергосбыт» привлечено к административной ответственности по ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник юридического лица ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Отмечает, что отраженные в постановлении объекты недвижимого имущества, использующиеся Обществом в ходе осуществления хозяйственной деятельности, негативного воздействия на окружающую среду не оказывают, поскольку не имеют стационарных источников загрязнения окружающей среды, то есть они не должны ставиться на учет, а потому привлечение Общества к административной ответственности за бездействие, связанное с выполнением обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не основано на законе.

Защитник ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, будучи извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного органа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании не согласился с жалобой, считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт несвоевременного выполнения обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду доказан. Постановление и материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления Абаканский городской суд находит обжалуемый акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении данное требование закона не выполнено.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило наличие на балансе Общества десяти гаражей, расположенных в различных районах Республики Хакасия, по которым Общество несвоевременно обратилось с заявками на постановку их на государственный учет, как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные заявки были поданы Обществом 10.03.2017 г., в свою очередь, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия 21.03.2017 г. выданы Обществу Свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Из постановления должностного лица Министерства от 5.05.2017 г. -Э следует, что АО «Хакасэнергосбыт» вменено нарушение требований п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет, в частности, несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем, в бездействии АО «Хакасэнерго» отсутствует состав указанного правонарушения в связи со следующим.

Согласно ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1 статьи).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (часть 2 статьи).

Этот же закон содержит понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона).

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" для отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории необходимо наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, возлагается на юридические лица, фактически осуществляющие эксплуатацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" также определены следующие понятия:

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Как следует из обжалуемого постановления Обществу вменено несвоевременное обращение для постановки на государственный учет таких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как гаражи.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что гаражи АО «Хакасэнергосбыт» являются стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха путем выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

В заявках о постановке объектов на учет содержаться данные о фактической массе выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Однако превышают ли указанные в заявках показатели предельно допустимые значения, административным органом не доказано.

Между тем, в целях определения класса опасности загрязняющих веществ для применения приведенных выше Критериев необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, предусматривающие классы опасности для загрязняющих веществ, в том числе "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" ГН 2.1.6.1338-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114 (данная целесообразность подтверждена Письмом Росприроднадзора от 26.04.2017 N АС-09-01-36/8824 "Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории" (вместе с Письмом Минприроды России от 25.01.2017 N 12-44/2231 "О направлении позиции").

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сам по себе гаражи являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия -Э от 5.05.2017 г. в отношении АО «Хакасэнергосбыт» подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия -Э от 5.05.2017 г. о назначении АО «Хакасэнергосбыт» административного наказания по ст. 8.46 КоАП РФ отменить.

Производство по данному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение 10 суток.

Судья                                         Ю.Н. Лоцкий

12-446/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Акционерное общество "Хакасэнергосбыт"
Другие
Шульгин И.В.
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Лоцкий Юрий Николаевич
Статьи

8.46

Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
15.05.2017Материалы переданы в производство судье
13.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.07.2017Вступило в законную силу
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Дело оформлено
22.07.2020Дело передано в архив
13.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее