38RS0№-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2019 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО3,
с участием старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО4, административного истца Гордиёнок В.В., представителя административного истца ФИО7, представителя заинтересованного лица ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-2781/2019 по административному иску Гордиёнка ФИО2 к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гордиёнок ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, в котором просит: признать незаконным и отменить решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № от **/**/**** № «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что **/**/**** при ознакомлении с материалами личного дела кандидата в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО1, Гордиёнком В.В. было установлено, что заявление указанного гражданина принято Иркутской районной территориальной избирательной комиссией с нарушением п.п. 3, 4 ст. 20 67-ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
**/**/**** ФИО1 было подано заявление в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию.
**/**/**** сданы документы на проверку, **/**/**** ФИО1 вручено уведомление о проверке подписей, которая назначена на 14 ч. 30 м. на **/**/****.
В соответствии со ст. 61 Закона Иркутской области «О выборах депутатов муниципальных образований», соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов, списков кандидатов проводит проверку достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, на выборах депутатов в Думу Иркутского района используются запросы в систему ГАС «Выборы». По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Протокол подписывается руководителем рабочей группы и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата.
Административный истец полагает, что **/**/**** при регистрации кандидата в депутаты Думы Иркутского района, Иркутской районной территориальной избирательной комиссией были нарушены требования закона, на заседании комиссии в документах кандидата ФИО1 отсутствовал итоговый протокол проверки подписных листов. Несмотря на существенные нарушения, председатель Территориальной избирательной комиссии ФИО6 включила в список регистрации кандидатов на **/**/**** ФИО1, несмотря на то, что некоторые члены комиссии были против, о чем имеется акт подписанный членами комиссии от **/**/**** в количестве 7 человек.
Административный истец полагает, что действия Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, в лице председателя ФИО6, привели к нарушению его избирательного права, поскольку, ФИО1, подав документы в избирательную комиссию, был допущен к ознакомлению с личным делом административного истца, и обратился в Иркутский районный суд с административным иском об оспаривании решения о регистрации кандидата Гордиёнок В.В.
В судебном заседании административный истец Гордиёнок В.В., представитель административного истца ФИО7 поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действительно на момент принятия оспариваемого решения о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Иркутского муниципального образования итогового протокола проверки подписных листов не было, комиссией после принятия решения было это установлено. Однако в материалы личного дела поступили все необходимые документы по запросам, направляемым избирательной комиссией в целях проверки указанных кандидатом сведений. В том числе была проведена проверка подписных листов, представленных кандидатом ФИО1 По итогам выявленных нарушений, Иркутской районной территориальной комиссией **/**/**** было принято решение о результате рассмотрения законности регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что нарушений закона со стороны ее доверителя допущено не было, указанные в иске административным истцом доводы не являются основанием для отмены решения Иркутской районной территориальной избирательной компании.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом заключения старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО4, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Частью 2 ст. 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав, провозглашенных в статье 32 Конституции, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Преамбулой данного федерального закона установлено, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года).
Порядок назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов в Иркутской области предусмотрен Законом Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ.
В соответствии со ст. 25 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляют избирательные комиссии соответствующего уровня.
В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 ФЗ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Как указано в ч. 4 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Судом установлено, решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии № от **/**/**** на Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию были возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ для проведения выборов депутатов Думы Иркутского районного муниципального образования.
Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** № зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО1.
Из представленного в материалы дела личного дела кандидата ФИО1 следует, а также подтверждается административным ответчиком, что на момент принятия оспариваемого решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты ФИО1 итоговый протокол проверки подписных листов составлен не был.
После принятия оспариваемого решения, членами избирательной комиссии в числе семи человек был составлен акт от **/**/**** в 18 часов 05 минут из которого следует, что при осмотре документов кандидата ФИО1 в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному округу №, обнаружено существенное нарушение, а именно отсутствие протокола проверки подписей (итогового протокола). Решение о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному округу № подлежит отмене.
31 июля 2019 года в 9 часов 30 минут Иркутской районной избирательной комиссией принято решение о результатах рассмотрения законности регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному округу №. Из указанного решения следует, что после заседания выяснилось, что рабочей группой не был составлен итоговый протокол проверки подписей избирателей. При подписании акта членами ТИК члены рабочей группы подписали факт отсутствия итогового протокола. При этом отсутствие указанного документа не является основанием для отмены решения о регистрации кандидата. На момент рассмотрения вопроса о регистрации все подписи в подписных листах кандидата ФИО1 были проверены, оснований для отказа не имелось.
Пунктом 7 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Учитывая изложенное, в итоговом протоколе отражаются сведения об общем количестве заявленных подписей, количестве представленных подписей и количестве проверенных подписей избирателей, а также количестве подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Из материала личного дела кандидата ФИО1 следует, что на момент рассмотрения вопроса о регистрации ФИО1 в качестве кандидата была проведена проверка подписных листов. Так, подписные листы в поддержку кандидата были выполнены на пяти листах, всего 25 подписей. Проверка по Регистру избирателей в территориальном сегменте КСА ГАС «Выборы», проводившаяся **/**/**** показала несоответствие в девяти подписях избирателей, по которым был составлен запрос о проверке достоверности сведений об избирателях. **/**/**** членом рабочей группы по проверке подписных листов запрос был доставлен в отделение № Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское». Согласно ответу и.о. начальника отделения № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» лейтенанта полиции ФИО8 шесть записей со сведениями об избирателях были признаны соответствующими действительности, а три недействительными. Почерковедом подписи проверены **/**/****, одна подпись признании недействительной, о чем составлена соответствующая ведомость. Рабочая группа признала количество действительных подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 достаточным для регистрации.
Учитывая изложенное, на момент принятия оспариваемого решения, проверка подписных листов была проведена в полном объеме, количество действительных подписей достаточно для регистрации кандидата. ....ной территориальной избирательной комиссией требований закона, а именно не составление итогового протокола проверки подписных листов, не может является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Каких либо нарушений со стороны кандидата, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. 3 ст. 63 №-ОЗ от **/**/****), при рассмотрении дела не установлено.
Ссылка административного истца на нарушения ФИО1 п. 3 ст. 63 №116-ОЗ от 11.11.2011 не может быть принята судом во внимание, поскольку основана на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, суд, не установив поводов, влекущих отмену регистрации кандидата в депутаты Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва по одномандатному округу № ФИО1, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Гордиёнка В.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, главой 24 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Гордиёнка ФИО2 к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному округу № от **/**/**** № «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва по одномандатному округу №», отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Иркутский районный суд Иркутской области в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Сорокина Т.Ю.