Решение по делу № 33-3960/2022 от 04.04.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0009-01-2021-003782-49 № 2-1987/2021
г. Симферополь Судья: Лобанова Г.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2022 года                     № 33-3960/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующей судьи Курской А.Г.

судей     Готовкиной Т.С., Любобратцевой Н.И.

при секретаре Устиновой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Животовой Татьяны Михайловны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым о зачете социальной доплаты по коммунальным платежам, о назначении социальной доплаты и выплате фиксированной суммы денег для протезирования,

по апелляционной жалобе Животовой Татьяны Михайловны на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года,

Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

у с т а н о в и л а:

24 сентября 2021 года Животова Татьяна Михайловна обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым (далее - ДТСЗН г. Евпатории) о зачете социальной доплаты по коммунальным платежам, о назначении социальной доплаты и выплате фиксированной суммы денег для протезирования (уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ 16 ноября 2021 года).

Исковые требования мотивированы тем, что 22.04.2021 года мировым судьёй судебного участка № 43 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым вынесено решение о взыскании с неё задолженности по оплате жилого помещения в размере 7507,17 рублей, что является недостающей суммой в размере 50% оплаты, поскольку она является <данные изъяты>.

Апелляционным определением Евпаторийского городского суда от 13.09.2021 г. вышеуказанное решение мирового судьи оставлено без изменения.

Истец Животова Т.М. является одиноким инвалидом, с пенсией в размере 8809,00 рублей, в связи с чем, полагает, что взыскиваемая по решению суда с неё сумма в размере 7507,17 рублей, является социальной доплатой ответчика ДТСЗН г. Евпатории и должна быть отправлена, как недостающая сумма за техническое обслуживание дома и придомовой территории, обслуживающей организации МУП «Мир» г. Евпатории.

Она, как одинокий инвалид, никогда не получала социальную доплату и материальную помощь, в связи с чем просила суд считать сумму долга в размере 7507,17 рублей социальной доплатой ДТСЗН г. Евпатории, с 01.01.2018 г. по 01.01.2020 г., и назначить ей социальную доплату по оплате коммунальной услуги, в виде технического обслуживания дома и придомовой территории, по её месту жительства с 01.01.2021 года, а кроме того, выплатить ей фиксированную сумму денег, для протезирования, которое ей необходимо вследствие несчастного случая, как <данные изъяты>, установленную в регионе.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Животова Т.М. подала апелляционную жалобу 04.02.2022 г., которую дополнила 16.04.2022 г. и просила оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым её исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к тому, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.

Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 17.02.2022 г. по ходатайству Животовой Т.М. восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20.12.2021 г.

Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась истец, которая поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнение к апелляционной жалобе и просила решение отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу, которые поступили в суд апелляционной инстанции 28.03.2022 г., представитель ответчика просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции. В ходатайстве от 19.04.2022 г. представитель ответчика, действующий по доверенности Неделькович Е.В. просил рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика.

На основании ст. 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Согласно п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы Животовой Т.М. и дополнение к ней, письменные возражения ответчика на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней не имеется, по таким основаниям.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что Животова Т.М. является собственником жилого помещения - <адрес>, ФИО9, <адрес>, и проживает в нём.

Как инвалид II группы Животова Т.М. состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым по льготной категории «Инвалид 2 группы» и пользуется льготами на оплату жилищных коммунальных услуг на газ, свет, водоотведение, отопление, мусор и капитальный ремонт в пределах установленных норм со скидкой 50% в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Льгота по оплате жилого помещения Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым истцу не предоставляется, так как она проживает в квартире, находящейся в её собственности, а не в муниципальном или государственном фонде.

22.07.2021 года Животова Т.М. обратилась в Департамент с заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Проанализировав правоотношения сторон, с учетом представленных в дело доказательств, при рассмотрении спора суд руководствовался нижеследующими нормами действующего законодательства.

Так, в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды.

В соответствии с частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 КГ 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Частью 1 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на территории Республики Крым определен Положением о порядке расходования субвенций, поступающих в республиканский бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указывается, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке, и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом п. 14 Положения от 09.12.2011 N 212, установлено, что компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (п. 1).

Организации, осуществляющие расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно, в срок до 20-го числа, сообщают органам социальной защиты населения муниципального района и городского округа г.Евпатория, Республики Крым информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг (п. 2).

Орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа г.Евпатория, Республики Крым в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации об имеющейся у граждан задолженности направляет получателю компенсации на ЖКУ в письменной форме или путем включения информации в платежный документ, содержащий сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (при согласовании с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг), уведомление о наличии задолженности, необходимости ее погашения и о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ в случае непогашения задолженности либо не заключении соглашения по ее погашению и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению (далее - уведомление) с первого числа месяца, следующего за месяцем повторного включения получателя компенсации на ЖКУ организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, и коммунальных услуг (п. 4).

В случае, если в следующем месяце после направления уведомления получатель компенсации на ЖКУ повторно включен организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа г. Евпатория, Республики Крым принимает решение о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ со следующего месяца, о чем в течение пяти рабочих дней уведомляет гражданина в письменном виде (п. 5). В решении указываются основания его принятия. Решение подлежит хранению в органе социальной защиты населения муниципального образования (п. 6).

При получении сведений о погашении задолженности и (или) заключении гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности компенсация на ЖКУ возобновляется с месяца, полного погашения задолженности, или заключения гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности (п. 7).

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг назначаются в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В соответствии п.5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При рассмотрении дела по существу, судом первой инстанции так же установлено, что Департаментом направлены межведомственные запросы, в организации, предоставляющие коммунальные услуги, в целях получения сведений, подтверждающих отсутствие у Животовой Т.М. подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года в соответствии с п.8.1 постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761.

04.08.2021 года в Департамент поступила справка МУП «Мир» о том, что задолженность за жилищные услуги у Животовой Т.М. по состоянию на 01.07.2021 года составляет 18221,07 рублей.

Соглашений по погашению задолженности, заключенных с МУП «Мир» Животова Т.М. в Департамент не предоставила.

По результатам рассмотрения заявления Животовой Т.М. и всех необходимых документов 25.08.2021 года Департаментом принято решение об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на основании п.5 ст. 159 ЖКРФ.

Кроме того, Животовой Т.М. предоставлено решение Мирового судьи судебного участка №43 Евпаторийского судебного района от 23.04.2021 года о взыскании в пользу МУП «Мир» задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 7218 рублей 43 коп.

Из указанных данных следует, что в отношении жилого помещения, в котором проживает истец, имеется задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

В связи с этим по причине наличия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги 25 августа 2021 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым принято решение об отказе Животовой Т.М. в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на основании п.5 ст. 159 ЖК РФ, о чем Животовой Т.М. направлено соответствующее уведомление.

С 01.01.2022 года вступает в силу п.6 Правительства РФ от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», согласно которому субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, каждое в отдельности и все в совокупности, по правилам ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу, что требования истца Животовой Т.М. о признании суммы долга в размере 7507,17 рублей социальной доплатой ответчика ДТСЗН г. Евпатории, с 01.01.2018 г. по 01.01.2020 г., и о назначении ей социальной доплаты по оплате коммунальной услуге, для технического обслуживания дома и придомовой территории, по её месту жительства с 01.01.2021 года, не подлежат удовлетворению.

Рассматривая вопрос по заявленным требованиям истца о льготном протезировании, суд первой инстанции исходил из того, что льготное протезирование предусматривается в рамках Федерального закона № 178-ФЗ «О социальной помощи в РФ». Полномочия по определению перечня льгот и их получателей переданы субъектам РФ ст.5 указанного закона.

В Республике Крым адресная материальная помощь на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов предоставляется из средств бюджета Республики Крым в государственных учреждениях здравоохранения Республики Крым гражданам, получающим федеральную социальную доплату к пенсии в соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с п.п.6 п.3 постановления Совета министров Республики Крым от 01.03.2016 №80 «Об утверждении порядка оказания адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Согласно п.п. «е» п.5 постановления от 01.03.2016 №80, в случае если причиной обращения является необходимость в зубопротезировании, дополнительно предоставляются копии документов (с предоставлением оригиналов), выданных врачом соответствующей квалификации государственного учреждения здравоохранения Республики Крым, о необходимости зубопротезирования с приложением расходной сметы; подтверждающих проведение зубопротезирования (платежных документов по факту оплаты проведенного зубопротезирования).

Согласно сведениям о размере выплат из ПФР от 08.04.2021 года Животова Т.М. является получателем пенсии на основании ст. 8 Федерального закона от 28.1.2013 №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» и Ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании п.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Федеральную социальную доплату к пенсии Животова Т.М. не получает, документы, указанные в п.п. «е» п.5 постановления от 01.03.2016 №80 истец ответчику не предоставляла, в связи с чем у ответчика отсутствовали законные основания предоставления адресной материальной помощи на бесплатное протезирование Животовой Т.М. за счет средств бюджета Республики Крым.

В связи с установлением вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о выплате адресной материальной помощи на бесплатное протезирование Животовой Т.М.

Рассматривая вопрос исковых требований о взыскании материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением в размере 11964,00 руб., суд первой инстанции исходил из нижеследующих обстоятельств, установленных из пояснений сторон и предоставленных в дело доказательств.

Так, 09.04.2021 года Животова Т.М. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением об оказании материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением, в размере 11964,00 руб.

На основании предоставленных документов Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым Животовой Т.М. оказана материальная помощь в размере 5 000 рублей из средств бюджета муниципального образования городской округ Евпатория в соответствии с постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 05.02.2016 №213-п «Об утверждении порядка расходования средств бюджета городского округа Евпатория Республики Крым, предусмотренных на оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Проанализировав обстоятельства по делу, доводы и возражения сторон, особенности правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу, что на признание суммы долга в размере 7507,17 рублей социальной доплатой с 01.01.2018 года по 01.01.2020 года, назначение социальной доплаты по оплате коммунальной услуги в виде технического обслуживания дома и придомовой территории с 01.01.2021 года и выплаты фиксированной суммы денег для протезирования у Животовой Т.М., отсутствуют законные основания.

По мнению судебной коллегии суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в пределах заявленных требований полно и правильно установил обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам, обосновано применил нормы действующего законодательства.

Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения, по таким основаниям.

Доводы апеллянта Животовой Т.М. о том, что суд первой инстанции фактически не рассматривал её исковые требования, так как дело рассмотрено за одно судебное заседание, являются необоснованным.

Из материалов дела усматривается, что в деле имеется два протокола судебного заседания (л.д. 47-49).

16.11.2021 г. истец и представитель ответчика присутствовали в судебном заседании, где истец дополнила свой иск третьим пунктом требований и просила суд принять у неё письменные доказательства (л.д. 48).

Суд удовлетворил её ходатайство, принял уточненное исковое заявление и по ходатайству представителя ответчика отложил рассмотрение дела против чего истец Животова Т.М. не возражала (л.д. 48).

Представитель ответчика к следующему судебному заседанию подал письменное возражение на иск (л.д. 52-54) и доказательства: справку о том, что Животова Т.М. получает ежемесячную компенсацию и материальную помощь (л.д. 55-57), а так же справу из МУП о наличии долга у истца за жилищные услуги в размере 18221,00 руб., и другие доказательства.

20.12.2021 г. (л.д. 77-81) состоялось второе судебное заседание из протокола которого усматривается, что стороны принимали участия по делу истец давала пояснения, участвовала в исследовании всех представленных в дело доказательств, судебное заседание длилось 55 минут, заявлений об отложении рассмотрении дела от сторон не поступало, замечаний на неполноту или неправильность составления протокола от истца не поступало.

Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то они так же не принимаются во внимания, поскольку не являются основанием для отмены решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) инвалиды имеют право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347-р от 30 декабря 2005 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. К техническим средствам реабилитации отнесено обеспечение инвалидов протезами и ортезами (пункт 8).

Частью 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №    181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В суде первой инстанции представитель ответчика возражая против иска, а в суде апелляционной инстанции в возражениях на апелляционную жалобу указал о том, что льготное протезирование предусматривается в рамках Федерального закона № 178-ФЗ «О социальной помощи в Российской Федерации». Полномочия по определению перечня льгот и их получателей переданы субъектам РФ ст.5 указанного закона.

В Республике Крым адресная материальная помощь на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов предоставляется из средств бюджета Республики Крым в государственных учреждениях здравоохранения Республики Крым гражданам, получающим федеральную социальную доплату к пенсии в соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с п.п.6 п.3 постановления Совета министров Республики Крым от 01.03.2016 №80 «Об утверждении порядка оказания адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Согласно п.п. «е» п.5 постановления от 01.03.2016 №80 в случае, если причиной обращения является необходимость в зубопротезировании, дополнительно предоставляются копии документов (с предоставлением оригиналов), выданных врачом соответствующей квалификации государственного учреждения здравоохранения Республики Крым, о необходимости зубопротезирования с приложением расходной сметы; подтверждающих проведение зубопротезирования (платежных документов по факту оплаты проведенного зубопротезирования).

Ответчиком при проверке обращения Животовой Т.М., установлено, что согласно сведениям, о размере выплат из Пенсионного Фонда РФ от 08.04.2021 года, Животова Т.М. является получателем пенсии на основании ст.8 Федерального закона от 28.1.2013 № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании п.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В связи с тем, что Животова Т.М. не получает Федеральную социальную доплату к пенсии, документы, указанные в п.п. «е» п.5 постановления от 01.03.2016 №80, в Департамент не предоставляла, поэтому законных оснований для предоставления адресной материальной помощи на бесплатное протезирование Животовой Т.М., за счет средств бюджета Республики Крым ответчик не усмотрел и отказал ей в удовлетворении заявления.

Вместе с тем, 09.04.2021 года Животова Т.М. обратилась в Департамент с заявлением об оказании ей материальной помощи, в связи с тяжелым материальным положением. На основании предоставленных документов материальная помощь заявителю была оказана в размере 5 000,00 рублей из средств бюджета муниципального образования городской округ Евпатория, в соответствии с постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 05.02.2016 №213-п «Об утверждении порядка расходования средств бюджета городского округа Евпатория Республики Крым, предусмотренных на оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Доводы истца апеллянта о взыскании с ответчика материальной помощи в большей сумме - 6964,00 руб., в виде разницы средств затраченных ею на лечение в больнице (11964,00-5000,00 = 6964,00 руб.), являются необоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Принимая во внимания конкретные обстоятельства дела, представленные в дело доказательства обеими сторонами, судебная коллегия считает, что и на признание суммы долга в размере 7507,17 рублей социальной доплатой с 01.01.2018 года по 01.01.2020 года, назначение социальной доплаты по оплате коммунальной услуги в виде технического обслуживания дома и придомовой территории с 01.01.2021 года, а так же для выплаты фиксированной суммы денег для протезирования Животовой Т.М. законные основания отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке; нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.

Несогласие Животовой Т.М. с данной судом оценкой представленных в дело доказательств не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Животовой Татьяны Михайловны оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-3960/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Животова Татьяна Михайловна
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Курская Антонина Георгиевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
04.04.2022Передача дела судье
27.04.2022Судебное заседание
16.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022Передано в экспедицию
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее