Дело № 2-1934/2024
УИД 77RS0002-02-2024-002155-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 16 сентября 2024 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пантилеевой Е.В.,
при помощнике судьи Брызгаловой Ю.В.,
с участием истца Мельниковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Мельниковой Екатерины Ивановны к АО «ПРО ТКО», ОАО «КРЦ-Прикамье» о перерасчете, возложении обязанности закрыть лицевой счет,
у с т а н о в и л:
Мельникова Е.И. обратилась в Соликамский городской суд Пермского края с исковым заявлением к АО «ПРО ТКО», ОАО «КРЦ-Прикамье» о перерасчете, возложении обязанности закрыть лицевой счет. В обоснование исковых требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, по данному адресу зарегистрирована и фактически проживает, в связи с чем, несет обязанность по оплате услуг за вывоз ТКО. Также она (Мельникова) является собственником 1/5 жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Наряду с ней (Мельниковой) также собственниками дома являются ее сестры: ФИО6, ФИО8, ФИО7 В доме, расположенном по адресу: <...> никто не зарегистрирован, фактически никто не проживает. Заключением межведомственной комиссии администрации Соликамского городского округа от 11.09.2023 года дом признан непригодным для проживания. Однако, ответчики продолжают начислять плату за вывоз ТКО по лицевому счету №, открытого на имя Мельниковой Е.И. из расчета на пятерых собственников. Считает начисление оплаты за услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов необоснованным, поскольку дом признан непригодным для проживания. Просит возложить обязанность на АО «ПРО ТКО», ОАО «КРЦ-Прикамье» прекратить начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: <...>, произвести перерасчет платы на сумму 7 179,52 рублей, исключив начисления с <дата>, закрыть лицевой счет №.
Определением от 30.07.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена администрация Соликамского городского округа.
Истец Мельникова Е.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что дом построил ее (Мельниковой) отец. В настоящее время дом признан непригодным для проживания, однако она (Мельникова) и ее сестры намерены сохранить дом, в связи с чем, на участке был поменян забор, у дома заменена крыша. Зимой в доме убирает снег, летом косит траву. С кадастрового учета дом снимать намерения не имеет. Вопрос по разделению лицевых счетов не ставит в связи с преклоненным возрастом своих родственников.
Представитель ответчика АО «ПРО ТКО» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее был направлен отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ОАО «КРЦ-Прикамье» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее был направлен отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации Соликамского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по иску, согласно которым указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Изучив доводы искового заявления, заслушав истца, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что с 05.10.1999 года ФИО3, ФИО8, ФИО7, Мельниковой Е.И., ФИО6 принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/5 доли каждому в доме, расположенном по адресу: <...> (л.д. 72-75).
В жилом доме, расположенном по адресу: <...>, зарегистрированных и фактически проживающих лиц не имеется.
11.09.2023 года заключением межведомственной комиссии № от <дата> выявлены основания для признания жилого помещения дома, расположенного по адресу: <...>, непригодным для проживания.
Постановлением администрации Соликамского городского округа от <дата> №-па жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригодным для проживания.
АО «ПРО ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019 года и осуществляет деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из представленных истцом квитанций и платежных документов следует, что ОАО «КРЦ-Прикамье» начисляет истцу плату за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», потребляемую по жилому помещению по адресу: <...>. Расчет по данному лицевому счету производится из расчета на одного проживающего.
Согласно представленному детализированному отчету по балансу договора за период с 01.01.2019 года по 05.07.2024 года по состоянию на 05.07.2024 года имеется у Мельниковой Е.И. задолженность по оплате указанной коммунальной услуги в размере 12 183,40 рублей.
Истец зарегистрирована по адресу: <...> фактически несет расходы по оплате услуги «обращение с ТКО» по месту фактического жительства и регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно п. 4 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п. 148 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п. 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.
Согласно п. 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
На основании п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 56 (2) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с п. 148 (44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Из названных положений закона следует, что само по себе неиспользование истцом принадлежащего ему жилого дома не является основанием для освобождения его, как собственника данного жилого помещения, от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил № 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила № 354 не содержат.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2022 г. № 52-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой» сделан вывод о том, что сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.
Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги.
Ссылки Мельниковой Е.И. о том, что в жилом помещении никто не проживает, твердые коммунальные отходы по данному адресу не образуются, потребителем коммунальной услуги она не является, проживает по другому адресу, где зарегистрирована и оплачивает коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не могут быть признаны состоятельными, поскольку неиспользование жилого помещения не освобождает от обязанности произвести оплату за оказанные услуги, услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Доказательств заключения истцом самостоятельного договора на вывоз мусора в материалах дела не имеется.
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, действия ответчиков по начислению истцу платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период являются законными и обоснованными, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о перерасчете.
Также суд не находит оснований для закрытия лицевого счета и возложения обязанности на ответчика прекратить начисления, поскольку суду истцом не представлено сведений о снятии данного дома с регистрационного учета, как объекта недвижимости, в связи с признанием его непригодным для проживания.
Кроме того, истец пояснила, что желает сохранить дом, снимать дом с кадастрового учета не намерена.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Мельниковой Екатерины Ивановны к АО «ПРО ТКО», ОАО «КРЦ-Прикамье» о перерасчете, возложении обязанности закрыть лицевой счет-отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения (27.09.2024 года).
Судья Е.В.Пантилеева