50RS0028-01-2021-008329-06
Дело № 2-7022/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2021 года г.о. Мытищи, Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Молевой Д.А.,
при секретаре Лариной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матмусаева Ильи Михайловича к ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области об обязании произвести расчет фактической суммы заработка, о назначении страховой пенсии по старости, о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Матмусаев И.М. обратился в суд с иском к ГУ - Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области об обязании произвести расчет фактической суммы заработка за период работы в ЗАО «ЗОДИАК» с 13.07.1984 года по 25.11.1989 года, для назначения страховой пенсии по старости; о назначении страховой пенсии по старости с момента обращения за начислением пенсии; о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. Просил также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование своих требований указано, что истец обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста 60 лет, предоставив все необходимые документы.
Решением ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 13,8.
По данным Пенсионного органа ИПК составил 13,587.
Истец с данным решением не согласен, поскольку при расчете величины ИПК (по заработной плате) ответчиком был взят период работы в ЗАО «ЗОДИАК» с 13.07.1984 года по 25.11.1989 года – 05 лет 04 месяца 13 дней. В архивной справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «ЦГАТО Москвы» указана фактическая сумма заработной платы только с июля 1984 года по декабрь 1985 года. За период работы с 01.01.1986 года по 25.11.1989 года данные отсутствуют ввиду их отсутствия в Архиве.
Истец считает, что в связи с отсутствием в Архиве необходимых данных о заработной плате, расчет можно было произвести за период с 01.01.1986 года по 25.11.1989 года, исходя из суммы заработка за полный предыдущий год.
По указанным основаниям истец вынужден обратиться в суд за разрешением возникшего спора.
Истец Матмусаев И.М. в судебном заседании поддержал исковые требования, просила данные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истцу обоснованно было отказано в назначении досрочной пенсии. Также поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция РФ гарантирует каждому равенство прав и свобод без каких–либо дискриминаций, в том числе, независимо от рода и места деятельности (ст.19 Конституции).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Переходными положениями, закрепленными ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено постепенное увеличение, как страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В 2015 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, составляет 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30, при этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента определяются на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году составляет 9 лет, минимальное значение ИПК составляет в 2018 году – 13,8.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Матмусаев И.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Пенсионным органом в страховой стаж истца засчитаны периоды работы, в том числе период работы с 13.07.1984 года по 25.11.1989 года, страховой стаж которых, с учетом постановления Конституционного суда № 2-П составил 14 лет 10 месяцев 21 день, ИПК составил 13,587 (л.д. 9).
Согласно справке ЗАО «ЗОДИАК» от ДД.ММ.ГГГГ, Матмусаев И.М. работал в данной организации с 13.07.1984 года по 25.11.1989 года. Выдать справку о заработной плате не предоставляется возможным, т.к. архив был затоплен и уничтожен (л.д. 43).
Из архивной справки ГБУ «ЦГАТО Москвы» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что суммы заработка проставлены только с июля 1984 года по декабрь 1985 года (л.д. 29).
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Таким образом, размер индивидуального пенсионного коэффициента зависит от размера начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) зависит от суммы годовых пенсионных коэффициентов (баллов) за период до и после 01 января 2015 года, а также от повышающего коэффициента к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что расчет индивидуального пенсионного коэффициента истца составлен с учетом представленных им документов.
При этом, истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие индивидуальный характер заработка в спорный период.
Действующее пенсионное законодательство для назначения страховой пенсии по старости помимо требований о достижении лицом соответствующего пенсионного возраста и наличия страхового стажа содержит также условие о наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (на 2018 год - 13,8).
Между тем, данное условие о величине ИПК, предусмотренное Законом, истцом не соблюдено, а именно величина ИПК составляет менее 13,8, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об обязании произвести расчет фактической суммы заработка за период работы в ЗАО «ЗОДИАК» с 13.07.1984 года по 25.11.1989 года, для назначения страховой пенсии по старости и о назначении страховой пенсии по старости с момента обращения за начислением пенсии.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из разъяснений, данных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
С учетом указанных разъяснений, а также принимая во внимание, что отсутствуют основания для удовлетворения основных требований истца, законных оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, суд также отказывает истцу в удовлетворении требований о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Матмусаеву Илье Михайловичу в удовлетворении исковых требований к ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области об обязании произвести расчет фактической суммы заработка за период работы в ЗАО «ЗОДИАК» с 13.07.1984 года по 25.11.1989 года, для назначения страховой пенсии по старости; о назначении страховой пенсии по старости с момента обращения за начислением пенсии; о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей и в удовлетворении требований о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 31.01.2022
Председательствующий Д.А. Молева