Решение по делу № 33-9785/2022 от 11.10.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-1232/2022                                                         Судья-докладчик суда первой инстанции Максимова В.В.

Дело № 33-9785/2022

        УИД 91RS0003-01-2022-000138-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Чистяковой Т.И.,

судей – Галимова А.И., Корсаковой Ю.М.,

при секретаре – Турич Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов,

по апелляционной жалобе Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 июня 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

В январе 2022 года Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав несанкционированные свалки отходов, расположенные на следующих земельных участках:

-    в 600 метрах северо-восточнее <адрес> с/п <адрес>, площадью 900 кв.м.;

-    в 370 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, площадью 250 кв.м.;

-    в 240 м. южнее <адрес> СНТ «Лесное» Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, площадью 50 кв.м.;

-    в 160 метрах юго-восточнее СНТ Медик на территории Добровского сельского поселения, <адрес>, Республики Крым, площадью 1575 кв.м.;

-    в 525 м. юго-западнее <адрес> в СНТ «Родничок» Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, площадью 500 кв.м.;

-    в 65 метрах восточнее <адрес> сельского поселения, <адрес>, Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 120 кв.м.;

-     в 860 метрах юго-западнее <адрес> в <адрес> на территории Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N ), площадью 1500 кв.м.;

-    в 215 метрах юго-восточнее <адрес> в <адрес> за границами населенных пунктов Мазанского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 3000 кв.м.;

-    в 500 метрах северно-западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 200 кв.м.;

-    в 300 метрах северо-западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 150 кв.м.;

-    в 500 метрах восточнее с <адрес> Республики Крым, площадью 550 кв.м.;

-    в 300 метрах западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 400 кв.м.;

-    в 1,5 км. северо-западнее <адрес> Республики Крым (географические координаты: N ), площадью 3000 кв.м.;

-    в 854 метрах западнее <адрес>, в <адрес> Республики Крым (географические координаты: N ), площадью 200 кв.м.;

-    в 1,4 километра юго-восточнее <адрес> за границами населенных пунктов Васильевского    сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 900 кв.м.;

-    в 1,45 километров юго-восточнее <адрес> за границами населенных пунктов Васильевского    сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 900 кв.м.;

-    земельный участок (географические координаты: N ), расположенный вблизи <адрес>, площадью 2098 кв.м.;

-    в районе бывшего поста ГАИ, трасса Ялта-Симферополь, пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, площадью 860 кв.м.;

-    в пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, дорога, ведущая из пгт. Краснокаменки в <адрес>, площадью 1000 кв.м.;

-    в пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, слева от дороги, ведущей к ОГБОУ МДЦ «Артек», площадью 4600 кв.м.;

-    в районе растворобетонной установки, <адрес>, пгт. Симеиз, городской округ Ялта, площадью 10942, 60 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Республики Крым. По результатам проверки выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства на вышеуказанных земельных участках.

По выявленным фактам несанкционированного складирования отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов на указанных земельных участках Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым проведены административные расследования по ч. 1,3 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

По результатам проведенных административных расследований установить лиц, причастных к несанкционированному складированию отходов производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов, не представилось возможным.

Определением суда от 28 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым. (2т. л.д.89)

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика возражала против заявленных исковых требований.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 июня 2021 года иск Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворен.

Суд возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на следующих земельных участках:

- в 600 метрах северо-восточнее <адрес> с/п <адрес>, площадью 900 кв.м.;

- в 370 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, площадью 250 кв.м.;

- в 240 м. южнее <адрес> СИТ «Лесное» Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, площадью 50 кв.м.;

- в 160 метрах юго-восточнее СНТ Медик на территории Добровского сельского поселения, <адрес>, Республики Крым, площадью 1575 кв.м.;

- в 525 м. юго-западнее <адрес> в СНТ «Родничок» Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, площадью 500 кв.м.;

- в 65 метрах восточнее <адрес> сельского поселения, <адрес>, Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 120 кв.м.;

- в 860 метрах юго-западнее <адрес> в <адрес> на территории Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 1500 кв.м.;

- в 215 метрах юго-восточнее <адрес> в <адрес> за границами населенных пунктов Мазанского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N 44.952868°, Е 34.288236°), площадью 3000 кв.м.;

- в 500 метрах северно-западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 200 кв.м.;

- в 300 метрах северо-западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 150 кв.м.;

- в 500 метрах восточнее с <адрес> Республики Крым, площадью 550 кв.м.;

- в 300 метрах западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 400 кв.м.;

- в 1,5 км. северо-западнее <адрес> Республики Крым (географические координаты: N ), площадью 3000 кв.м.;

- в 854 метрах западнее <адрес>, в <адрес> Республики Крым (географические координаты°), площадью 200 кв.м.;

- в 1,4 километра юго-восточнее <адрес> за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 900 кв.м.;

- в 1,45 километров юго-восточнее <адрес> за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °), площадью 900 кв.м.;

- земельный участок (географические координаты: N ), расположенный вблизи <адрес>, площадью 2098 кв.м.;

- в районе бывшего поста ГАИ, трасса Ялта-Симферополь, пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, площадью 860 кв.м.;

- в пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, дорога, ведущая из пгт. Краснокаменки в <адрес>, площадью 1000 кв.м.;

- в пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, слева от дороги, ведущей к ФГБОУ МДЦ «Артек», площадью 4600 кв.м.;

- в районе растворобетонной установки, <адрес>, пгт. Симеиз, городской округ Ялта, площадью 10942, 60 кв.м., в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.

В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокуратура Демьяненко Я.И. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Информация о назначении судебного заседания на 01.12.2022 на 09.20 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 25.10.2022 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения представителя Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым, исследовав материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 года №547-рг «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым» на Министерство жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, выявленных на земельных участках (землях) государственной собственности Республики Крым, начиная с 25.10.2018г (п.1.2).

Указанным Распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 года № 547-рг утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

В силу п.п. 6.3 п. 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае неустановления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае, если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.

Согласно п. 7 Порядка, для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов, который включает в себя: информацию о несанкционированной свалке отходов, в том числе ее площадь, координаты, картографический материал; контактные данные должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющего административное расследование по установлению лиц виновных в образовании несанкционированной свалки отходов; копии ответов, полученных от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства внутренних дел по Республике Крым, органов местного самоуправления.

Согласно п. 8 Порядка, документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, Минприроды РК в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляет:

- в соответствующий орган местного самоуправления РК для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок, а также в МинЖКХ РК для сведения, в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов (за исключением земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым);

- в МинЖКХ РК для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок, в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым (расположенных как в границах населенных пунктов, так и за пределами таковых).

Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов должны быть начаты не позднее 10 рабочих дней с момента поступления в МинЖКХ РК документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.( п.10)

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с актами рейдового обследования специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым установлены факты несанкционированного складирования отходов производства и потребления (отходов строительства и ремонта, твердых коммунальных отходов) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на следующих земельных участках: в 600 метрах северо-восточнее <адрес> с/п <адрес>, площадью 900 кв.м.; в 370 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, площадью 250 кв.м.; в 240 м. южнее <адрес> СНТ «Лесное» Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, площадью 50 кв.м.; в 160 метрах юго-восточнее СНТ Медик на территории Добровского сельского поселения, <адрес>, Республики Крым, площадью 1575 кв.м.; в 525 м. юго-западнее <адрес> в СНТ «Родничок» Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, площадью 500 кв.м.; в 65 метрах восточнее <адрес> сельского поселения, <адрес>, Республики Крым (географические координаты: N °, Е °), площадью 120 кв.м.; в 860 метрах юго- западнее <адрес> в <адрес> на территории Перовского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °, Е °), площадью 1500 кв.м.; в 215 метрах юго- восточнее <адрес> в <адрес> за границами населенных пунктов Мазанского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °, Е °), площадью 3000 кв.м.; в 500 метрах северно-западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 200 кв.м.; в 300 метрах северо-западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 150 кв.м.; в 500 метрах восточнее с <адрес> Республики Крым, площадью 550 кв.м.; в 300 метрах западнее с <адрес> Республики Крым, площадью 400 кв.м.; в 1,5 км. северо-западнее <адрес> Республики Крым (географические координаты: N , Е ), площадью 3000 кв.м.; в 854 метрах западнее <адрес>, в <адрес> Республики Крым (географические координаты: N , Е °), площадью 200 кв.м.; в 1,4 километра юго-восточнее <адрес> за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N °, Е °), площадью 900 кв.м.; в 1,45 километров юго-восточнее <адрес> за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N , Е °), площадью 900 кв.м.; земельный участок (географические координаты: N , Е ), расположенный вблизи <адрес>, площадью 2098 кв.м.; в районе бывшего поста ГАИ, трасса Ялта-Симферополь, пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, площадью 860 кв.м.; в пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, дорога, ведущая из пгт. Краснокаменки в <адрес>, площадью 1000 кв.м.; в пгт. Гурзуф, городской округ Ялта, слева от дороги, ведущей к ФГБОУ МДТТ «Артек», площадью 4600 кв.м.; в районе растворобетонной установки, <адрес>, пгт. Симеиз, городской округ Ялта, площадью 10942, 60 кв.м.

Согласно сообщениям МВД России отказано в возбуждении уголовного дела по факту несанкционированного складирования отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения на указанных земельных участках.

Наличие несанкционированного размещения отходов на данных земельных участках ответчиком не оспаривается.

Указанные несанкционированные свалки отходов на день рассмотрения дела в суде первой инстанции не ликвидированы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика представлены акты выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленные старшим государственным инспектором Республики Крым Прудниковым С.А., из которых следует, что инспектором установлены факты ликвидации мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления на площади 250 кв.м. на земельном участке, расположенном в 370м северо – западнее <адрес> в <адрес> сельского поселения Симферопольского района и на площади 200 кв.м. на земельном участке, расположенном в 600 м северо – восточнее <адрес> сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках с учетом их места расположения и характера находящихся на них отходов возложена на Министерство жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку земельные участки на которых расположены несанкционированные свалки находятся за границами населенных пунктов, и не относятся к муниципальной собственности.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с возложением на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства на спорных земельных участках не могут быть признаны состоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированных размещений отходов не входит в компетенцию Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым, не основаны на законе и не влияют на правильность и обоснованность решения суда.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым оставить без удовлетворения.

Председательствующий –                               Чистякова Т.И.

Судьи –                                                              Галимов А.И.

                                                                            Корсакова Ю.М.

33-9785/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Чистякова Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
11.10.2022Передача дела судье
01.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2022Передано в экспедицию
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее