29RS0018-01-2021-008028-24
Дело №2-722/2022 16 февраля 2022 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,
при секретаре судебных заседаний Давыдовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвердзис М. С. к Администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Гвердзис М.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии выявлены основания для признания дома № по адресу: г. Архангельск, <адрес> аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени иного жилого помещения пригодного для проживания ей не предоставлено.
Истец просит обязать Администрацию городского округа «Город Архангельск» предоставить ей и членам её семьи другое благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г.Архангельск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящемуся в черте города Архангельска.
Истец в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Шульга Ю.А. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, также указал, что 10 января 2022 г. в данном доме произошел пожар, что сделало проживание в данном доме абсолютно невозможным.
Представитель ответчика Кудрявцева Н.А., действующая на основании доверенности, в отзыве возражала против удовлетворения иска.
По определению суда на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено судом без участия указанных лиц.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по договору социального найма Администрация МО «Город Архангельск» в лице МУ «Информационно-расчетный центр» (наймодатель) передало Гвердзис М.С. во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в отдельной квартире, общей площадью 46,3 кв.м., по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
Согласно поквартирной карточке в жилом помещении по адресу: г.Архангельск, <адрес> зарегистрированы 3 человека: Гвердзис М.С., Генералов В.В., Гвердзис И.М.
По заключению межведомственной комиссии от 4 июня 2019 г. №208 выявлены основания для признания дома № по адресу: г. Архангельск, <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Дом 5 по адресу: г. Архангельск, ул. Луганская в реестр многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» не включен.
Истец на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации г.Архангельска не состояла и на момент разрешения спора не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана.
В 2019 году в отдел по Маймаксанскому территориальному округу управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа «Город Архангельск» обращались Гвердзис И.М., Гвердзис М.С. с заявлением о признании семьи малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма. По результатам обращения выдано решение об отказе в признании семьи малоимущей для постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма от 6 сентября 2019 г. № 6.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 г. №441-27-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).
Поскольку до 01 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что истец на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана. При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
Тот факт, что в доме 5 по адресу: г. Архангельск, ул. Луганская произошел пожар 10 января 2022 г. не влияет на вопрос предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, так как ранее дом уже был признан аварийным. Истец и члены ее семьи вправе обратиться с заявлением о предоставлении маневренного жилого помещения. Как пояснил представитель истца в судебном заседании, истцу предлагали по ее заявлению маневренные жилые помещения, однако, она от них отказалась ввиду их состояния.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Гвердзис М. С. к Администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ю.М. Поздеева