Дело --
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре --4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--2 к администрации -- к третьему лицу Министерству строительства и архитектуры -- о признании незаконным отказа администрации -- о включении ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья, и о возложении обязанности на администрацию -- включить её в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета -- в августе-сентябре 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья,
Установил:
--2, обратилась в суд с иском к ответчику о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт.
Заявление мотивировано тем, что в результате чрезвычайной ситуации – обильных ливней, продолжавшихся длительное время на территории Новокиевского сельсовета -- жилой дом, расположенный по адресу --, был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее ей имущество, пострадал дом, в котором она проживает.
Данное жилое помещение принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
С марта 2010 года она проживает в данном жилом помещении, в том числе проживала на момент чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, что подтверждается справкой администрации Новокиевского сельсовета --.
В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено: фундамент бетонный ленточный, сильное разрушение фундамента, в результате чего отмостка прогнулась вниз. Наружные и внутренние стены – кирпичные, нарушение штукатурки с внешней стороны дома, в зале с внутренней стороны дома наблюдаются трещина.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения, составленного межведомственной комиссией -- от --.
Принимая во внимание факт порчи принадлежащего имущества, она обращалась в администрацию -- с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи на цели капительного ремонта, поврежденного жилья. Однако ей было отказано на основании ст.-- от -- № 257-ФЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта»
Просит суд признать незаконным отказ администрации -- о включении ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья, и о возложении обязанности на администрацию -- включить её в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета -- в августе-сентябре 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья,
Представитель администрации -- --5 представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором отразила, что --2 было отказано так как, факт установленных повреждений не связывает с произошедшим наводнением. Письменный отзыв приобщен к материалам гражданского дела.
Третье лицо – Министерство строительства и архитектуры -- и возражений по иску не представили, просили дела рассмотреть в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании --2 поддержала заявленные требования, пояснила, что 2010 года она проживает и зарегистрирована по адресу: --. Жилое помещение принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от --. Право собственности на жилой дом в Управлении федеральной службы регистрации кадастра и картографии она не регистрировала, поскольку после смерти супруга --7 остались денежные долги, а наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя. После наводнения, сопровождающегося обильными ливнями, на территории Новокиевского сельсовета жилой дом пострадал, а именно: фундамент, стены дома как с внешней, так и с внутренней стороны дома. Дом нуждается в проведении капитального ремонта. Она обращалась в администрацию -- с целью включения её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. -- ей было отказано, в связи с тем, что не установлена причинно следственная связь повреждения несущих конструкций в связи с прошедшим наводнением. Другого жилья она не имеет.
Просит суд признать незаконным отказ администрации -- о включении ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, и обязать администрацию -- включить её в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капительного ремонта, поврежденного жилья.
Представитель ответчика администрации --, действующая на основании доверенности --5, полагает, что отсутствует причинно следственная связь с обнаруженными дефектами конструкций дома истицы и наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года. Считает, отказ администрации -- правомерным.
Свидетель --6 показала, что она знакома с --2 с 2011 года, бывает у нее дома, а в летнее время пользуется ее огородом. В период чрезвычайно ситуации дом пострадал, появились трещины на фундаменте дома, и небольшие трещины на стенах, считает, что дом нуждается в проведении капитального ремонта. До наводнения нарушений конструкций дома не было.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от 12.10.2013), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта» - определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение, в отношение которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенций областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
-- законодательным собранием -- принят закон № 472-ОЗ «О признании утратившим силу закона -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер подде6ржки на цели капитального ремонта». Настоящий закон вступает в силу с --. Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений -- от -- -- являлся действующим и определял условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат.
Обратной силы -- от -- -- не придано. В связи с этим -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры --.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету -- в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- № --.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду считать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истцов на социальную поддержку, как лиц пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории --, и включения их в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживание лица в поврежденном в результата ЧС домовладение, наличие на него вещных прав, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением губернатора от -- № 241-р с -- отменен режим чрезвычайной ситуации, действующий с --.
Распоряжением № 316-р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение, действующее по --.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений вышеуказанные распоряжения являлись действующими, и подлежат применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Распоряжением -- от -- главы администрации -- «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащем сносу или реконструкции пострадавшего в результате наводнения на территории --» создана межведомственная комиссия.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Судом установлено, что в период августа-сентября 2013 года в связи с выходом из берегов реки Зея, сопровождающееся обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета имело место опасное гидрологическое явление в виде наводнения, обильного выпадения осадков на территории --.
Согласно акту обследования помещения от --, заключению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная Распоряжением администрации -- -- – р от -- года, в связи с наводнением от -- года, было произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: --: дом одноэтажный, одноквартирный, квартира трехкомнатная с кухней, общая площадь --.5 кв. м., -- года постройки, фундамент – бетонный ленточный, сильное разрушение фундамента, в результате чего отмостка прогнулась вниз. Наружные и внутренние стены – кирпичные, нарушение штукатурки с внешней стороны дома, в зале с внутренней стороны наблюдается трещина шириной раскрытия до см. Перегородки кирпичные. Чердачное перекрытие – из сборных железобетонных плит. Крыша 2-х скатная. Кровля из шифера. Окна – евро. Двери - филенчатые. Полы деревянные дощатые по деревянным лагам и настилом из досок. Внутренняя отделка - штукатурка с известковой окраской стен, потолка. Отопление – центральное. В подполье произведен ремонт. Водопровод отсутствует. Электроснабжение – централизованное от существующих сетей. На момент обследования жильцами произведен частичный ремонт.
Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: основание, фундаменты - состояние ограничено работоспособное; Наружные и внутренние стены - состояние ограничено работоспособное; перегородки - состояние ограниченно-работоспособное; перекрытия, покрытия - состояние ограниченно-работоспособное; Окна и двери - ограниченно-работоспособное; Полы - состояние ограничено работоспособное.
Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: провести капитальный ремонт, выполнить мероприятия по усилению конструкций.
Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: техническое состояние в целом и отдельных основных несущих ограждающих конструкций – ограниченно-работоспособное. При обследовании обнаружены дефекты и повреждения, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.
Комиссия пришла к выводу о том, что жилое помещение, общей площадью 120. 5 кв. м., расположенное в одноэтажном, одноквартирном жилом доме по адресу: --, нуждающимся в проведении капитального ремонта. Причинно-следственная связь повреждения несущих конструкций в связи с прошедшим наводнением в период с -- не установлена.
Из объяснений истицы, данных в судебном заседании, установленные дефекты конструкций жилого дома, образовались в результате обильных ливней.
--2 в качестве доказательств проживания в жилом доме по адресу -- в -- на момент чрезвычайной ситуации представила копию паспорта (--), согласно которого по данному адресу она зарегистрирована с --.
Согласно копии свидетельства о праве на наследство по закону от -- (--) --2 является наследницей имущества оставшегося после смерти супруга --7. Наследство состоит из жилого дома и земельного участка, которые расположены по адресу: --.
В соответствии с представленной копией свидетельства о государственной регистрации права от -- дом, расположенный по адресу: --, принадлежал на праве собственности --7. Представленная копия свидетельства о смерти -- указывает на то, что --7 умер --.
Право собственности на жилой дом --2 с момента вступление в наследство с -- не зарегистрировала и с учетом объяснений данных в судебном заседании не намерена этого делать.
Суд приходит к выводу, что право на получение спорной выплаты на цели капитального ремонта принадлежит проживавшим в жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственнику поврежденного жилого помещения или членам его семьи.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от -- видно, что за --2 право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценивая доводы представителя ответчика - администрации -- --5, которая указала, как в своих показаниях, так и в письменном отзыве на исковое заявление, что отсутствует причинно следственная связь с обнаруженными дефектами конструкций дома и наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 ст.19 Жилищного кодекса РФ государственный учет жилищного фонда, осуществляемого путем проведения технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Таким образом, в техническом паспорте на жилое помещение указываются значимые технические сведения на здание и состояние его конструкций.
Согласно представленному техническому паспорту на жилое помещение по состоянию на --, жилой -- года постройки, из приложения -- технического паспорта (техническое описание конструктивных элементов и определение физического износа основных строений, отапливаемых пристроек жилого дома) следует, что на момент его составления в жилом помещении имелись следующие признаки износа конструктивных элементов: фундамент имел разрушение отделочного слоя цоколя; стены имели отдельные волосные трещины; перегородки из кирпича имели трещины в местах примыкания к стенам; чердачное перекрытие имело трещины и зазоры; крыша из шифера имела отколы и трещины; двери простые деревянные частично осели.
Суд, исследовав в судебном заседании доказательства, пришел к выводу, что истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что повреждения указные в акте межведомственной комиссии -- от -- при обследовании дома истца возникли в результате чрезвычайной ситуации наводнения произошедшего в августе-сентябре 2013 года на территории --, поскольку все повреждения указанные в акте межведомственной комиссии имелись в 2007 году при обследовании специалистами Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Свободненского отделения с целью паспортизации жилого дома, что отражено в техническом паспорте на жилой дом. Надлежащих доказательств о проведении капитального ремонта жилого дома по адресу -- после изготовления паспорта и устранения дефектов конструктивных элементов дома, отраженных в техническом паспорте, суду представлено не было. Истица в судебном заседании не отрицала, что она не проводила капитального ремонта дома, проводились только поддерживающие косметические ремонты дома – побелка, покраска, ремонт конструктивных элементов дома не производился.
Таким образом, суду не представлено доказательств, что повреждения конструктивных элементов дома указанные в акте межведомственной комиссии -- от -- находились бы в установленной причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории -- в августе-сентябре 2013 года и являлись бы основанием получения социальных мер поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья, напротив технический паспорт на дом свидетельствует, что технические повреждения конструктивных элементов жилого дома имели место до возникновения чрезвычайной ситуации наводнения произошедшего на территории -- в августе-сентябре 2013 года.
То обстоятельство, что истица включена в списки на выплату единовременной материальной помощи и получение финансовой помощи за частично утраченное имущество (в судебном порядке) и данные выплаты ей осуществлены, не свидетельствует о безусловном праве истца на получение социальных мер поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья.
Оценив, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, истцом в соответствии с правилами ст.56, 57 ГПК РФ не было представлено суду достоверных, допустимых доказательств, подтверждающим тот факт, что истец обладает правом быть признанным пострадавшим лицом в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе- сентябре 2013 года на территории -- и быть включенным в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья, в связи с чем, исковые требования --2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В исковых требования --2 к администрации -- к третьему лицу Министерству строительства и архитектуры -- о признании незаконным отказа администрации -- о включении ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья, и о возложении обязанности на -- включить её в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета -- в августе-сентябре 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий