УИД 68RS0004-01-2020-001254-18
дело № 2а-24/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС №4 по Тамбовской области к Савельеву Александру Викторовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Савельеву А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с 03.12.2019 г. по 18.12.2019 г. - <данные изъяты> руб.
В обоснование административного иска в заявлении указано, что согласно ст. ст. 357 НК РФ Савельев А.В. является плательщиком транспортного налога. На основании сведений, представленных УГИБДД Тамбовской области Савельеву А.В. начислен транспортный налог за 2018 г., направлено налоговое уведомление № 13234410 от 04.07.2019 г.
Поскольку в установленные законом сроки транспортный налог уплачен не был, плательщику были начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ, направлено требование об уплате налога №74143 от 19.12.2019 г. с предложением в добровольном порядке уплатить указанную задолженность.
В связи с тем, что требования исполнены не были, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области с заявлениями о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с обращением налогоплательщика с заявлением об отмене судебного приказа.
В судебном заседании представители административного истца Межрайонной ИФНС № 4 по Тамбовской области по доверенности Станкевич Т.А. и Сергеев П.Ю. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснили, что в соответствии со ст. 358 НК РФ транспортное средство является объектом налогообложения с момента регистрации в ГИБДД до момента прекращения регистрации. Иное не предусмотрено положениями НК РФ, и решение о признании недействительной сделки по купле-продаже автомобиля в данном случае не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты транспортного налога. До настоящего времени задолженность Савельевым А.В. не погашена.
В судебном заседании административный истец Савельев А.В. и его представитель по устному ходатайству Стребков А.В. возражали относительно удовлетворения заявленных требований. Возражения основаны на том, что Савельев А.В. не должен уплачивать транспортный налог за автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № поскольку это транспортное средство фактически не находится у Савельева А.В. с января 2015 г., когда Савельев А.В. продал его Горлову Г.В.
Савельев А.В. пояснил, что, продав автомобиль в январе 2015 г., он не стал обращаться в органы ГИБДД за снятием автомобиля с регистрационного учета, полагая, что это сделает новый владелец. Затем ему стало известно, что 6 июля 2015 г. автомобиль изъят у Горлова Г.В., и он хотел, чтобы автомобиль сняли с регистрационного учета, однако в связи с тем, что на транспортное средство в целях обеспечения иска судом был наложен арест, сделать это не представилось возможным. Только после вступления решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 4 августа 2020 г. по его иску к Савельеву В.В. о расторжении договора купли-продажи и признании договора недействительной сделкой в законную силу он смог снять транспортное средство с учета. Транспортный налог за остальные автомобили оплатил, поскольку уведомление пришло на все транспортные средства одновременно.
Представитель административного истца Стребков А.В. в судебном заседании пояснил, что транспортное средство <данные изъяты> не могло считаться объектом налогообложения, учитывая, что у него были изменены заводские маркировки идентификационного номера, что было установлено вступившим в законную силу решением суда. Взыскание транспортного налога с нескольких собственников автомобилей с одинаковым VIN приведет к неосновательному обогащению со стороны государства.
Специалист УГИБДД МВД России по Тамбовской области Столяров Д.В. в судебном заседании пояснил, что регистрация транспортного средства Nissan Murano на имя Савельева А.В. прекращена (аннулирована) 06.03.2021 г. в соответствии с решением суда и, согласно положениям правил регистрации транспортных средств, такое аннулирование не имеет обратной силы, поскольку транспортное средство ранее было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Выслушав представителей административного истца административного ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, учитывая пояснения специалиста, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок обращения, предусмотренный ч. 2 ст. 286 КАС РФ и п.2 ст. 48 НК РФ с настоящим административным иском налоговым органом соблюден, исходя из того, что срок для добровольного исполнения требования об уплате налога был установлен в требовании № 74143 от 19 декабря 2019 г. со сроком исполнения до 31января 2020 г., с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 19 февраля 2020 г.; судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от 16 марта 2020 г., с настоящим административным иском налоговый орган обратился 09 июня 2020 г. посредством почтового отправления.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ, Закона Тамбовской области от 28.11.2002г. № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.6 вышеуказанного Закона Тамбовской области, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75 НК РФ).
Как установлено судом в 2018 г. Савельев А.В. являлся плательщиком транспортного налога в силу наличия объектов налогообложения:
-<данные изъяты> с государственным регистрационным знаком к № (количество месяцев владения 12);
- <данные изъяты> (количество месяцев владения 12);
- <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №количество месяцев владения 12).
Транспортное средство <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № зарегистрировано за Савельевым А.В. 16.12.2014 г. Регистрация признана недействительной 06.03.2021 г. на основании установления факта изменения содержания заводской первичной маркировки. При этом в ФИС ГИБДД числятся сведения о запретах на совершение регистрационных действий с автомобилем (с 19.02.2018 г. по 13.04.2018 г., с 14.05.2018 г. по 15.05.2018 г., с 18.06.2018 г. по 10.10.2019 г. и с 04.02.2019 г. по 22.01.2021 г.).
Указанное обстоятельство подтверждается сведениями, представленными ГИБДД по данным федеральной информационной системы Госавтоинспекции, и не отрицалось административным ответчиком Савельевым А.В. в судебном заседании.
Справка, выданная Савельеву А.В. ГИБДД от 29.03.2019 г. о том, что транспортное средство <данные изъяты> снято с учета в связи с продажей (передачей) другому лицу 30.09.2016 г., не имеет отношения к автомобилю, собственником которого являлся Савельев А.В., принимая во внимание, что в справке указаны сведения об иных кроме идентификационного номера характеристиках автомобиля.
Объекты налогообложения, расчет налоговой базы в соответствии со статьей 52 НК РФ указаны в налоговом уведомлении.
Расчеты задолженности по транспортному налогу, а также пени, представленные административным истцом, арифметически верны и не вызывают сомнений у суда.
Административным ответчиком расчет задолженности не оспаривался, и не отрицался факт того, что задолженность не оплачена. Доказательств обратного суду в ходе рассмотрения дела не представлено.
При этом вопреки доводам возражений административного ответчика, в силу закона (ст.ст. 357, 378 НК РФ) обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения. Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога.
Подпунктом 60.4 пункта 60 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что регистрация транспортного средства прекращается в том числе на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Таким образом, регистрация транспортного средства носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий совершения либо несовершения таких действий лежат на налогоплательщике.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.М.Н. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».
Обстоятельства, в связи с которыми обязанность по уплате налога и (или) сбора изменяется или прекращается, предусмотрены статьей 44 НК РФ.
Как следует из материалов дела решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 09 июля 2018 г. частично удовлетворены исковые требования Горлова Г.В., расторгнут договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты> VIN № 2011 года выпуска, заключенный 22 января 2015 г. между Горловым Г.В. и Савельевым А.В. С Савельева А.В. в пользу Горлова Г.В. взысканы денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 4 августа 2020 г. по гражданскому делу по иску Савельева А.В. к Савельеву В.В. о расторжении договора купли-продажи транспортного средства и взыскании денежных средств и по встречному иску Романова О.К. к Савельеву А.В., Савельеву В.В. о признании договора купли-продажи транспортного средства от 14 декабря 2014 г. недействительной сделкой исковые требования Савельева А.В. к Савельеву В.В. о расторжении договора купли-продажи транспортного средства и взыскании денежных средств удовлетворены в части.
Постановлено взыскать с Савельева В.В. в пользу Савельева А. В. денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Савельеву А. В. отказано.
Встречные исковые требования Романова О.К. к Савельеву А.В., Савельеву В.В. о признании договора купли-продажи транспортного средства недействительной сделкой удовлетворены. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным решением суда установлено, что 14 декабря 2014 г. Савельевым А.В. у Савельева В.В. был приобретен автомобиль <данные изъяты> VIN № 2011 года выпуска. 16 декабря 2014 г. автомобиль был зарегистрирован в РЭО ГИБДД ОМВД по Тамбовскому району. 22.01.2015 г. между Савельевым А.В. и Горловым Г.В. был заключен договор купли-продажи указанного автомобиля. 06 июля 2015 г. автомобиль был изъят у Горлова Г.В., поскольку 30 июня 2015 г. в отдел полиции г. Санкт-Петербурга поступило заявления от гражданина о краже его автомобиля <данные изъяты> VIN № 2011 года выпуска. По данным ФИС ГИБДД по состоянию на 01 октября 2019 г. числилось четыре транспортных средства с идентичными номерами VIN. Согласно заключению эксперта заводское содержание идентификационной маркировки (идентификационного номера) автомобиля подвергалось изменению.
При этом доводы административного ответчика Савельева А.В. и его представителя о том, что автомобиль <данные изъяты> не является объектом налогообложения, учитывая, что договоры купли-продажи данного автомобиля были признаны судом недействительными, отклоняются судом по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ч.2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и пояснений специалиста ГИБДД в судебном заседании транспортное средство <данные изъяты>, собственником которого являлся Савельев А.В., не находилось в розыске.
Доказательств невозможности снятия транспортного средств с регистрационного учета административным ответчиком в периоды до ограничения регистрационных действий не представлено.
В п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ указано, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
Гражданин, организация признается плательщиком налога в отношении транспортного средства, являющегося объектом налогообложения и перешедшего к ним по договору, как уже указывалось выше, с момента регистрации транспортного средства на лицо в органах ГИБДД.
Отклоняются доводы возражений представителя административного ответчика о том, что автомобиль не может быть признан транспортным средством, учитывая внесение изменений в его идентификационный номер.
У налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за период, в котором транспортное средство ему не принадлежало и не существовало в натуре.
В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 этого кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: являющиеся транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями; зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена в п. 43 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Между тем, транспортное средство <данные изъяты> существовало в натуре, использовалось Савельевым А.В., и являлось объектом гражданского оборота, о чем свидетельствуют указанные решения Тамбовского районного суда Тамбовской области.
При таких обстоятельствах признание судом договоров купли-продажи транспортных средств недействительными, при условии регистрации транспортных средств в органах ГИБДД на имя Савельева А.В. не является основанием для освобождения последнего от уплаты транспортного налога.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Савельева А.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени по транспортному налогу.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного иска взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина является налоговым доходом бюджетов городских округов и муниципальных районов.
Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены, а административный истец Межрайонная ИФНС №4 России по Тамбовской области освобожден от уплаты госпошлины при подаче указанного иска, с административного ответчика в доход муниципального образования муниципального района – Тамбовский район подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС №4 России по Тамбовской области к Савельеву Александру Викторовичу о задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Савельева А.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу с 03.12.2019 г. по 18.12.2019 г. – <данные изъяты> руб.
Взыскать с Савельева А.В. в доход муниципального образования муниципального района – Тамбовский район госпошлину в сумме 819,25 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 мая 2021 г.
Судья А.И. Дюльдина