Председательствующий по делу Дело №33-9-2023 (№33-2004-2022)
судья Венедиктова Е.А. (в суде первой инстанции №2-92-2021)
УИД 75RS0001-02-2020-006628-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Малолыченко С.В.
судей краевого суда Радюк С.Ю., Казакевич Ю.А.
при секретаре Разумове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 6 апреля 2023 г. гражданское дело по иску Пономаренко В. А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Забайкальского края», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными действий по приостановлению и прекращению выплаты пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, обязать произвести начисление пенсии,
по апелляционным жалобам представителя истца Башкатова Р.Н., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Горшунова Д.Л., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой С.Б.
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 7 декабря 2021 г., которым постановлено требования Пономаренко В. А. удовлетворить частично.
Признать действия Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Забайкальского края» по приостановлению и прекращению выплаты пенсии Пономаренко В. А. с 1 августа 2011 г. незаконными.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Забайкальского края» возобновить выплату военной пенсии по выслуге лет Пономаренко В. А. с 1 августа 2001 г. в размере соответствующем тарифному разряду по должности на дату увольнения с военной службы.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Забайкальского края» произвести зачисление пенсии, подлежащей выплате за период с 1 августа 2001 г. по 1 декабря 2021 г., на счет открытый на имя Пономаренко В. А. в ПАО «Сбербанк», по реквизитам, предоставленным военным пенсионером, единовременным платежом, далее выплату производить ежемесячно.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономаренко В.А. обратился с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Забайкальского края» (далее также – ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края», Военный комиссариат Забайкальского края), Министерству обороны Российской Федерации (далее также – МО РФ) о признании незаконными действий по приостановлению и прекращению выплаты пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, обязать произвести начисление пенсии, указав, что является получателем пенсии за выслугу лет с 13 апреля 1993 г. Начисление пенсии производилось в отделении «Сбербанк России» г.Читы, где открыт счет на имя истца. Согласно сведениям банка последнее зачисление пенсии было произведено 5 июля 2001 г. Таким образом, с 1 августа 2001 г. начисление пенсии ответчиком не производится. О приостановлении начисления пенсии истец уведомлен не был. Поводом для приостановления и прекращения выплаты пенсии было сообщение военного комиссара Центрального района г.Читы об отсутствии истца по месту жительства в г.Чите. Вместе с тем отсутствие сведений о фактическом месте жительства Пономаренко В.А. не позволяло должностным лицам военного комиссариата принимать решение о приостановлении выплаты пенсии. В результате проверки жалобы истца в прокуратуре ему был дан ответ о том, что оснований для возобновления выплаты пенсии нет, поскольку решением Центрального районного суда г.Читы от 14 августа 2018 г. по гражданскому делу №2-4271/2018 истец был снят с регистрационного учета по месту жительства в г.Чите. Полагает действия ответчика необоснованными, поскольку возможные препятствия по начислению пенсии возникли не раньше 14 сентября 2018 г. Тем самым, истцом не утрачено право на получение пенсии с 1 августа 2001 г. по 31 августа 2018 г. Истцу было указано на необходимость постановки на регистрационный учет для возобновления выплаты пенсии в письме военного комиссара Забайкальского края от 27 января 2020 г. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. №11-П, указал на несогласие с приостановлением, а в последующем и с прекращением выплаты пенсии, поскольку факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов. Регистрация граждан является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов. Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии. Отмечает, что выплата пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от <Дата> №4468-1 производится по месту нахождения пенсионного дела, через отделения ПАО «Сбербанк России», приостановление пенсии за выслугу лет не предусмотрено. В соответствии со статьей 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Полагает, что ему должна быть выплачена пенсия с учетом индексации денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии, 12 тарифного разряда, соответствующего должности истца, надбавки за выслугу лет.
Уточняя исковые требования, просил признать действия ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» по приостановлению и прекращению выплаты пенсии с 1 августа 2001 г. незаконными, обязать ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» произвести перерасчет размера пенсии по выслуге лет с момента установления пенсии с учетом 12 тарифного разряда по должности помощника командира строительной роты, возобновить выплату военной пенсии по выслуге лет с момента приостановления путем зачисления соответствующих сумм на вклад истца в ПАО «Сбербанк России», произвести начисление неполученной пенсии единовременным платежом, исходя из размера пенсии, установленного истцу на момент фактической выплаты (т.2 л.д.77-81, 150).
Определением суда от 14 апреля 2021 г. к участию в деле вы качестве третьего лица привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» (т.2 л.д.35).
Судом постановлено вышеприведенное решение (т.3 л.д.33-38).
В апелляционной жалобе представитель истца Башкатов Р.Н. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о понуждении ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» произвести перерасчет размера военной пенсии по выслуге лет Пономаренко В.А. с момента установления пенсии с учетом 12 тарифного разряда. Указал, что из содержания обжалуемого решения не понятно, в силу чего суд пришел к выводу о том, что десятый тарифный разряд, применяемый ответчиком при расчете пенсии истца, соответствует воинскому званию капитана и должности помощника командира строительной роты. По мнению истца и согласно действующей тарифно-квалификационной сетке, десятый тарифный разряд соответствует должностям прапорщиков и старших прапорщиков. Поэтому, разряд для офицера занижен незаконно и не соответствует уровню сложности и ответственности обязанностей военной службы истца. Из содержания решения суда невозможно определить, в связи с чем истцу было отказано в праве на индексацию неполученной по вине ответчика пенсии. Считает, что решение суда допускает возможность злоупотребления правом пенсионным органом, так как позволяет при расчете суммы долга пенсии за период с 1 августа 2001 г. по 1 декабря 2021 г. использовать размер пенсии прошлых периодов. Данным решением нарушены гарантии пенсионных прав истца, предусмотренные Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». Требование истца об индексации недополученной пенсии было включено в иск, размер военной пенсии в 2001 году отличается от размера пенсии в 2021 году. Поскольку судом установлена вина ответчика в незаконном приостановлении и последующем прекращении выплаты пенсии, истец вправе получить всю неполученную пенсию в индексированном виде. Иное толкование лишает гражданина права на пенсию как на источник средств к существованию и позволяет пенсионному органу сохранить у себя значительную часть неосновательно сбереженных денежных средств. Отмечает, что выводы суда первой инстанции об отказе в перерасчете размера пенсии истца с учетом повышенного тарифного разряда и индексации в решении не мотивированы, что является нарушением требований части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (т.3 л.д.62, 76).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Горшунов Д.Л. просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований Пономаренко В.А. отказать. Указал, что с 1 августа 2001 г. выплата пенсии истцу приостановлена в связи с его отсутствием по месту жительства на территории Читинской области, а затем прекращена, поскольку истец длительное время не обращался по вопросу возобновления пенсии. Судом первой инстанции не дана правовая оценка положениями статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, которая в редакции августа 2001 года говорит о том, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров. То есть, законодатель сформулировал прямое основание для приостановления (прекращения) выплаты пенсии, это непроживание пенсионера по месту жительства, о чем имеется указание в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. №11-П. Суд данным обстоятельствам и представленным доказательствам оценки не дал. Истец сам утверждал, что не проживал по адресу регистрации с 1994 года. Его нахождение на территории Ростовской области подтвердили и свидетели стороны истца. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Регистрация истца по месту жительства прекращена решением Центрального районного суда г.Читы от 14 сентября 2018 г., вступившим в законную силу. Согласно решению, квартира, расположенная по адресу <адрес>, приобретена гражданином фио1 11 февраля 2008 г. Суд первой инстанции не привел выводов о праве истца на соответствующий районный коэффициент к пенсии, при условии возложения на ответчика обязанности выплаты пенсии на территории Забайкальского края, с учетом проживания истца в Ростовской области. Судом не проверены сведения о получении либо неполучении истцом пенсии на территории государств СНГ, поскольку как полагает ответчик, истец мог получать пенсию на территории одного из сопредельных государств СНГ, а также мог получить гражданство или вид на жительство в иностранном государстве. Приостановление и прекращение выплаты пенсии Пономаренко В.А. в связи с необходимостью определения его места жительства не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления (прекращения). Военным комиссариатом Забайкальского края было принято решение о приостановлении и впоследствии прекращении выплаты пенсии истцу в связи с необходимостью установления его места жительства. Судом не рассмотрен довод ответчика о злоупотреблении истцом права на получение невостребованной пенсии. Обращает внимание на то, что срок, в течение которого истец не принимал никаких действий, составляет с августа 2001 года по 2018 год. Суд первой инстанции, возлагая обязанность на ответчика выплачивать пенсию истцу, нарушил нормы материального права, предусмотренные статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1. Выплата истцу пенсии с 2001 года и выплата в дальнейшем пенсии ежемесячно невозможны, поскольку истец не имеет места жительства, места пребывания, в пенсионный орган не подано заявление с указанием места жительства или места пребывания истца (т.3 л.д.115-126).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Мирошникова С.Б. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (т.3 л.д.55-56).
В возражениях на апелляционную жалобу представителя истца Башкатова Р.Н. представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Бянкина И.А. просит апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения (т.3 л.д.91-92).
В суд апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы стороны истца, которую в судебном заседании поддержали истец Пономаренко В.А. и его представитель Башкатов Р.Д., доводы апелляционных жалоб представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» и представителя третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, которые в судебном заседании поддержал представитель ответчика Флештор Т.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что Пономаренко В.А., <Дата> г.р., с 13 апреля 1993 г. получал пенсию за выслугу лет Министерства обороны Российской Федерации, назначенную на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I), пенсия перечислялась на банковский счет, открытый на имя Пономаренко В.А. в отделении ПАО «Сбербанк России» (т.2 л.д.74, 75).
Военным комиссариатом Читинской области 1 августа 2001 г. проведена проверка фактического проживания Пономаренко В.А. по адресу его регистрации: <адрес>, в ходе которой установлено, что Пономаренко В.А. по данному адресу не проживает, на неоднократные вызовы не является, со слов соседей предположительно проживает в <адрес>, с воинского учета не снят, личное дело на месте (акт по результатам посещения пенсионера на дому от 13 июля 2001 г., рапорт).
Выплата пенсии Пономаренко В.А. по решению начальника отдела Военного комиссариата Читинской области приостановлена с 26 апреля 2001 г., а затем по истечении шести месяцев со дня приостановления - прекращена.
Военным комиссариатом Забайкальского края 26 апреля 2018 г. на заявление Пономаренко В.А. о восстановлении ему выплаты пенсии за выслугу лет отказано ввиду того, что он не имеет регистрации по месту жительства на территории Забайкальского края, решением Центрального районного суда г.Читы от 14 августа 2018 г. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> снят с регистрационного учета по указанному адресу со 2 октября 2019 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил отсутствие правовых оснований для приостановления и прекращения выплаты пенсии Пономаренко В.А. с 1 августа 2001 г.
При этом доводы стороны ответчика об отсутствии у истца в настоящее время оснований для получения пенсии в ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» (далее также – Военный комиссариат Забайкальского края) в силу отсутствия регистрации по месту жительства или месту пребывания в Забайкальском крае, суд первой инстанции посчитал неправомерными.
Суд пришел к выводу о взыскании в пользу Пономаренко В.А. недополученной пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, то есть, со дня приостановления - с 1 августа 2001 г. при наличии вины ответчика в безосновательном приостановлении и прекращении выплаты пенсии истцу за выслугу лет.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Судебная коллегия приходит к выводу о правомерности постановленного в приведенной части решения суда, не усматривая правовых оснований с ним не согласиться.
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, пенсия за выслугу лет представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую указанной категории граждан в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими военной службы, при наличии установленной законом выслуги лет.
Посредством установления и выплаты пенсии за выслугу лет реализуется государственная гарантия материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, направленная на поддержание, как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня их материального достатка при оставлении службы. Поэтому увольнение с военной службы на основании решений уполномоченных органов порождает у гражданина определенные законные ожидания относительно своевременного назначения и последующей выплаты ему пенсии за выслугу лет. При этом в результате принятия пенсионным органом решения о назначении данному гражданину пенсии за выслугу лет он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по выплате ему пенсии своевременно и в полном размере на весь срок ее установления, то есть, пожизненно (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. №6-П, от 14 января 2016 г. №1-П).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» регулируются названным законом и распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации и бывшего Союза ССР.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона.
Общий порядок выплаты пенсий определен статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I (в редакции Федерального закона от 10 декабря 2010 г. №354-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г.), при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. №11-П «По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева» взаимосвязанные положения статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. №127-ФЗ были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I в редакции Федерального закона от 20 декабря 2017 г. №401-ФЗ).
Лица, указанные в статье 1 названного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии (часть 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I).
Частью 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 г. №611-ФЗ) предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей из-за прекращения ее выплаты, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, если пенсионными органами не выявлены предусмотренные законом обстоятельства, в силу которых право на пенсию было утрачено.
Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Изменения в часть 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 внесены с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 г. №14-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 58 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также подпункта 1 пункта 1 статьи 21 и подпункта 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина П.М. Понеделкова»».
Указанные положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они - по смыслу, приданному им правоприменительной практикой, - служат основанием для приостановления и последующего прекращения выплаты лицу, уволенному с военной службы, пенсии за выслугу лет, которая производилась путем зачисления денежных средств на его счет в кредитной организации, притом, что он не осуществлял операции по этому счету в течение шести месяцев подряд.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 21 и подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают приостановления и последующего прекращения выплаты пенсии данной категории граждан, доставка и получение которой производится через кредитную организацию путем зачисления соответствующих денежных средств на счет, в случае отсутствия операций по этому счету в течение шести месяцев подряд.
Часть первая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I являлась предметом рассмотрения, поскольку при восстановлении выплаты пенсии она допускает ее получение за прошлое время в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
Указанное законоположение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - допускает выплату лицу, уволенному с военной службы, не полученной им пенсии за выслугу лет, выплата которой была приостановлена и в последующем прекращена, лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера за восстановлением выплаты пенсии, притом, что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию он не утрачивал.
По смыслу приведенных норм закона и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пенсия за выслугу лет лицу, уволенному с военной службы, выплачивается по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания
Выплата не полученной пенсии за выслугу лет лицу, уволенному с военной службы, которая была приостановлена и в последующем прекращена, не допускается лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера за восстановлением выплаты пенсии, притом, что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию он не утрачивал.
Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3-7 части 12 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях», в том числе - неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы; поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы.
Статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Так, в соответствии с частью 1 указанной нормы прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае:
1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим;
2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3 - 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;
3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
4) поступления сведений об аннулировании вида на жительство пенсионеру - иностранному гражданину или лицу без гражданства;
5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.
Аналогичные нормы содержались в статьях 21, 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Ранее пенсионное законодательство норм о приостановлении и прекращении выплаты пенсии не предусматривало.
По материалам дела установлено, что выплата пенсии истцу была приостановлена с 26 апреля 2001 г., а затем по истечении шести месяцев со дня приостановления – прекращена по результатам проведения Военным комиссариатом Читинской области 1 августа 2001 г. проверки фактического проживания Пономаренко В.А. по названному выше адресу его регистрации.
Из имеющихся в деле: ответов военной прокуратуры Читинского гарнизона от 17 января 2020 г. №, от 10 апреля 2020 г. №, от 4 июля 2019 г. №, от 15 ноября 2019 г. №, от 18 сентября 2020 г. №, от 12 марта 2020 г. №; ответа помощника военного прокурора Восточного военного округа от 20 апреля 2020 г. №Отв-39/2-221-20; заключений от 15 ноября 2019 г., от 17 января 2020 г. военной прокуратуры Читинского гарнизона (т.1 л.д.16-17, т.3 л.д.225-227, 238-243, т.4 л.д.47-51, 52-55, л.д.75-79, 90-92, 93-96, 106-109) следует, что требования действовавшего на момент принятия решения о прекращении Пономаренко В.А. выплаты пенсии по выслуге лет положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не позволяли должностным лицам военного комиссариата принять решение о приостановлении, а затем о прекращении выплаты истцу пенсии по выслуге лет.
В адрес Военного комиссариата 15 ноября 2019 г. было внесено представление об устранении нарушения прав Пономаренко В.А. (т.4 л.д.56-58).
Вместе с тем прокурор не нашел оснований для принятия мер реагирования в дальнейшем в связи с убытием Пономаренко В.А. из г.Читы. При этом о новом месте жительства истец не сообщил, соответствующего заявления, предусмотренного статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, не представил.
В ответах и заключениях военного прокурора имеется ссылка на решение Центрального районного суда г.Читы от 14 августа 2018 г., вступившее в законную силу 21 сентября 2018 г., которым Пономаренко В.А. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (т.1 л.д.13-14), в котором истец имел регистрацию по месту жительств с 1 марта 1991 г., согласно копии паспорта (т.1 л.д.24).
Тем не менее, материалы дела не содержат сведений о регистрации Пономаренко В.А. по иному месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации (т.1 л.д.68, 70, 71), равно как и сведений о получении им пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в иных регионах Российской Федерации (т.1 л.д.222-250, т.2 л.д.1-15).
Из информации в отношении Пономаренко В.А. из ГУ МВД России по Ростовской области от 25 декабря 2020 г. (т.1 л.д.130-131) следует, что согласно информационным учетам истец, <Дата> г.р., уроженец <адрес>:
- 6 февраля 2017 г. признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», с применением части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (заключение ГУ УМВД России по Ростовской области от 6 февраля 2017 г. №з/10 - т.2 л.д.237);
- 13 июля 2017 г. документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии № в ОФУМС России по Ростовской области в г.Азове по месту обращения в связи с приобретением гражданства Российской Федерации на основании свидетельства о рождении серии ЯИ №, выданного Ленинским районным ЗАГС <адрес> <Дата>;
- 15 января 2020 г. документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии № № в ОВМ ОМВД России по г.Батайску по месту обращения в связи с утратой паспорта гражданина Российской Федерации серии № №;
- не значится зарегистрированным по месту жительства, пребывания, снятым с регистрационного учета на территории Ростовской области;
- сведения о подаче уведомления о наличии иного гражданства, либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, отсутствуют.
Из информации начальника ИЦ УМВД России по Забайкальскому краю от 30 сентября 2021 г. следует, что в подучете «Граница» раздела «Справка на лицо» учета ФКУ «ГИАЦ МВД России» информации о выездах за пределы Российской Федерации Пономаренко В.А. не имеется (т.2 л.д.200).
Об отсутствии сведений об ином гражданстве Пономаренко В.А., кроме Российской Федерации, сообщается из ФКУ «ГИАЦ МВД России» (т.2 л.д.233).
Как следует из сведений ГУ - ОПФР по Забайкальскому краю от 7 октября 2021 г. Пономаренко В.А. получателем пенсии, как гражданин Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь в территориальных органах ПФР по Забайкальскому краю не значится (т.2 л.д.202).
Сведений о пересечении Пономаренко В.А. границы Российской Федерации в деле не имеется (т.4 л.д.105).
Из материалов послужного (личного) дела, находящегося в Военном комиссариате Забайкальского края и не направлявшегося в иные комиссариаты на территории Российской Федерации, следует, что заявления Пономаренко В.А. об изменении места жительства или места пребывания, по которому ему следует выплачивать пенсию по выслуге лет, не имеется.
При таком положении, несмотря на утрату Пономаренко В.С. права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на основании судебного решения, у ответчика не имелось оснований для приостановления и прекращения выплаты пенсии на территории Забайкальского края – по месту нахождения пенсионного дела и по последнему известному месту жительства истца.
Кроме того, следует отметить следующее по обстоятельствам приостановления и прекращения выплаты пенсии по выслуге лет Пономаренко В.А., которая зачислялась на его банковский счет в ПАО «Сбербанк России».
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I установлено правовое регулирование, согласно которому, основываясь на принципе ведомственной ответственности за организацию пенсионного обеспечения указанных в нем категорий граждан в зависимости от последнего места их службы, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации (пункт «а» части первой статьи 11), а пенсии таким лицам выплачиваются по месту их жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации через ПАО «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода через организации федеральной почтовой связи (часть первая статьи 56).
По смыслу пункта 4 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №885н; утратили силу с 1 января 2022 г.) пенсия, поступившая (зачисленная) на счет пенсионера в кредитной организации, признается доставленной и полученной им.
Из аналогичного понимания доставки и получения пенсии указанным способом исходят и действующие Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. №545н).
Исходя из этого с момента зачисления сумм пенсии на счет (вклад) пенсионера в кредитной организации (банке) обязательства пенсионного органа по выплате назначенной гражданину пенсии считаются исполненными, а соответствующие денежные средства - не только выплаченными и доставленными, но и полученными пенсионером.
Как указано выше в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» неполучение установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд является основанием для приостановления ее выплаты на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии по указанному основанию ее выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (пункт 1 части 1 статьи 24 и пункт 2 части 1 статьи 25).
Аналогичное правовое регулирование было установлено и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 21 и подпункт 2 пункта 1 статьи 22).
При этом такое регулирование - ввиду отсутствия в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I специальных положений о приостановлении и прекращении выплаты предусмотренных им пенсий - с учетом его статьи 50 применялось и применяется в настоящее время к лицам, уволенным с военной службы и получающим пенсии в соответствии с данным Законом.
С момента зачисления соответствующих денежных средств на банковский счет (вклад) пенсионера пенсия считается фактически полученной им вне зависимости от того, совершал ли он в отношении этих денежных средств какие-либо операции.
Иное приводило бы к тому, что право гражданина на получение назначенной ему пенсии было бы поставлено в зависимость исключительно от такого обстоятельства, как осуществление или неосуществление пенсионером операций с денежными средствами, зачисленными на его банковский счет (вклад) в качестве пенсии, а пенсионеры, реализующие свое право на распоряжение указанными денежными средствами путем их накопления и не совершающие с ними каких-либо операций в течение шести месяцев подряд, фактически лишались бы части денежных средств, причитающихся им в виде пенсионных выплат, что было бы несовместимо с требованиями статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 г. №14-П).
Следуя изложенному, материалам дела, пенсия за выслугу лет зачислялась на банковский счет Пономаренко В.А., что свидетельствует о ее получении истцом вплоть до 1 августа 2001 г. Выплата пенсии на счет истца перестала поступать в связи с ее неправомерным приостановлением, а затем – прекращением. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований у ответчика Военного комиссариата Забайкальского края для прекращения перечисления пенсии по выслуге лет Пономаренко В.А. на его банковский счет.
После вынесения уполномоченным органом решения об установлении гражданину пенсии право на пенсионное обеспечение может быть им утрачено лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. В соответствии с действующим законодательством утрата пенсионером права на назначенную ему пенсию, влекущая за собой прекращение ее выплаты, может быть обусловлена обнаружением обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, и иными обстоятельствами, предусмотренными законом.
Такое правовое регулирование применимо в отношении любых видов пенсий, в том числе пенсий, назначаемых в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I с учетом предусмотренных им специальных правил.
Исходя из этого, если при рассмотрении заявления гражданина о восстановлении выплаты пенсии в случае, когда она была приостановлена, а затем прекращена по основаниям, указанным, соответственно, в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 и подпункте 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 г. - в пункте 1 части 1 статьи 24 и пункте 2 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях»), пенсионными органами не будут выявлены предусмотренные законом обстоятельства, в силу которых право на пенсию было утрачено, его реализация должна быть обеспечена за весь период приостановления и прекращения выплаты пенсии.
С учетом изложенного правовой механизм реализации права на пенсию, выплата которой была приостановлена, а затем прекращена, должен предоставлять гражданину, безотносительно к избранному способу доставки и получения пенсии, возможность получения сумм не выплаченной ему пенсии за весь период, в течение которого ее выплата не производилась, притом, что в этот период право на назначенную ему пенсию гражданин не утрачивал (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 г. №14-П).
Как указано ранее в настоящем определении, обстоятельств, влекущих приостановление и последующее прекращение выплаты пенсии за выслугу лет Пономаренко В.А., не наступило, с учетом того, что пенсионное дело истца находилось и находится в Военном комиссариате Забайкальского края, заявления истца об изменении места жительства или места пребывания от него не поступало. Следовательно, у ответчика не имелось правовых оснований для приостановления и прекращения выплаты пенсии с 1 августа 2001 г. Вопреки имеющимся ответам прокуратуры и позиции ответчиков, не наступило таких обстоятельств и в 2018 году.
Само по себе решение Ингодинского районного суда г.Читы от 14 августа 2018 г. о признании Пономаренко В.А. утратившим право пользования жилым помещением не является обстоятельством, дающим право пенсионному органу военного комиссариата прекратить выплату пенсии в полном объеме. Названное судебное решение указывает на отсутствие истца по месту жительства и могло повлечь за собой лишь рассмотрение вопроса о выплате ему пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента, опять же, при отсутствии от него заявления об изменении места жительства или места пребывания, с учетом нахождения пенсионного дела в Военном комиссариате Забайкальского края.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности судебного решения в части признания действий ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» по приостановлению и прекращению выплаты пенсии по выслуге лет Пономаренко В.А. незаконными.
В то же время решение суда подлежит изменению в части даты, с которой признаны незаконными действия по приостановлению и прекращению выплаты пенсии за выслугу лет истцу.
С учетом фактических обстоятельств дела следует признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» по приостановлению и прекращению выплаты пенсии Пономаренко В.А. с 1 августа 2001 г., а не с 1 августа 2011 г., на что неправильно указано в резолютивной части решения суда.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о возложении обязанности на Военный комиссариат Забайкальского края произвести зачисление пенсии, подлежащей выплате за период с 1 августа 2001 г. по 1 декабря 2021 г., на счет открытый на имя Пономаренко В.А. в ПАО «Сбербанк», по реквизитам, предоставленным военным пенсионером, единовременным платежом, далее выплату производить ежемесячно.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с судебным решением в части отказа в удовлетворении исковых требований Пономаренко В.А. о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом повышенного тарифного разряда и индексации.
Частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Подпунктом «б» пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» определено, что случае увеличения денежного довольствия военнослужащих состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим.
Согласно пункту 8 названного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9-10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Подпунктом «а» пункта 9 указанного постановления №941 предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзацев второго и третьего настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Согласно пункту «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением.
Как следует из объяснений, данных представителями Военного комиссариата Горшунова Д.Л., Флештор Т.А., пенсия за выслугу лет, назначенная истцу, с 2001 года подлежала индексации, представлен соответствующий расчет в виде справочной информации.
Из представленных расчетов следует, что изменение размера пенсии по выслуге лет происходило с 1 декабря 2000 г. (в расчете пенсии на 1 августа 2001 г.) в связи с увеличением в 1,2 раза месячных окладов в соответствии с присвоенными воинскими званиями и месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим на основании Указа Президента Российской Федерации от 17 августа 2000 г. №1520.
Далее, с 1 января 2003 г. увеличение размера пенсии происходило в связи с увеличением денежного довольствия.
С 1 января 2012 г. изменение размера пенсии происходило с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №992; на основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. №367-ФЗ размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, с 1 февраля 2016 г. составил 69,45 процента от размера указанного денежного довольствия; с 1 февраля 2017 г., с 1 января 2018 г. повышен на 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. №430-ФЗ, частью 2 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. №365-ФЗ; с 1 января 2019 г. составляет 72,23 процента; с 1 октября 2019 г., с 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. - 73,68 процента на основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 11 декабря 2018 г. №460-ФЗ, части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. №381-ФЗ, части 2 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. №397-ФЗ; с 1 октября 2019 г. произошло повышение размера денежного довольствия и оклада денежного содержания в 1,043 раза на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. №820; с 1 октября 2020 г. в 1,03 раза на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 г. №939; с 1 октября 2021 г. в 1,037 раза на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 г. №772.
Таким образом, размер пенсии по выслуге лет, подлежащей выплате Пономаренко В.А. с 1 августа 2001 г., подвергся изменению, в связи с чем подлежит перерасчету, с учетом индексации.
Размер рассчитанной стороной ответчика и ранее в суде первой инстанции – стороной истца пенсии по выслуге лет, подлежащей выплате истцу, судебной коллегией не проверялся в связи с отсутствием соответствующих требований о выплате пенсии Пономаренко В.А. в определенном размере.
По этим же мотивам не проверяются доводы стороны истца о выплате Пономаренко В.А. пенсии с учетом районного коэффициента, установленного в Забайкальском крае.
Спора о размере пенсии в данном деле нет. Судом апелляционной инстанции проверяется решение суда первой инстанции, постановленное в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявленным истцом требованиям.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца о неправомерности отказа районным судом в удовлетворении исковых требований о выплате ответчиком пенсии по выслуге лет Пономаренко В.А. с учетом повышенного тарифного разряда, а не 10, как настаивал ответчик, подлежащими удовлетворению.
В суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции первоначально сторона истца настаивала на том, что пенсия Пономаренко В.А. должна быть выплачена с учетом 12 тарифного разряда, который соответствует занимаемой им должности на момент увольнения. В судебном заседании 16 марта 2023 г., 6 апреля 2023 г. представитель истца Башкатов Р.Н. уточнил доводы апелляционной жалобы, пояснив, что Пономаренко В.А. пенсия должна быть рассчитана с учетом 11 тарифного разряда.
Из писем начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» от августа 2022 года, адресованного Пономаренко В.А., и заместителя директора Департамента социальных гарантий МО РФ от 24 августа 2022 г. № в адрес ФКУ «УФО по ВВО МО РФ», представленных судебной коллегии представителем ответчика Флештор Т.А., письма из Генерального штаба ВС РФ от <Дата> №, также адресованного истцу, следует, что размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащим по контракту определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих службу по контракту». Соответствие тарифных разрядов типовым воинским должностям определены пунктом 15 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. №727). В соответствии с пунктом 5 Постановления №992 право на установление окладов по нетиповым воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям военнослужащих возложено на руководителей федеральных органов исполнительной власти. В Министерстве обороны Российской Федерации тарификация воинских должностей производится Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации. Воинские должности «Заместитель командира роты» и «Помощник командира роты», подлежащие замещению офицерами, являются неравнозначными и нетиповыми. Воинская должность «Помощник командира строительной роты по работе с личным составом … военно-строительного отряда строительного управления ЗабВО», занимаемая истцом перед увольнением с военной службы, протарифицирована Департаментом социальных гарантий МО РФ и соответствует 11 тарифному разряду. Учитывая изложенное, при начислении Пономаренко В.А. пенсии за выслугу лет должен применяться оклад по последней штатной должности, то есть 11 тарифный разряд. Оклад по воинской должности «Помощник командира строительной роты по работе с личным составом 1294 военно-строительного отряда строительного управления ЗабВО», замещаемой капитаном Пономаренко В.А. перед увольнением с военной службы, по состоянию на 1 июля 2002 г. подлежит установлению в размере 1.650 руб., чему соответствует 11 тарифный разряд.
С учетом установленных и изложенных обстоятельств решение суда подлежит отмене в части отказа Пономаренко В.А. в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего тарифного разряда и индексации, с принятием в указанной части нового решения, которым исковые требования Пономаренко В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом соответствующего тарифного разряда и индексации подлежит удовлетворению. На ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» следует возложить обязанность произвести перерасчет размера пенсии по выслуге лет Пономаренко В.А. с момента установления пенсии по 11 тарифному разряду, с индексацией по состоянию на день выплаты пенсии за выслугу лет.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы представителя истца Башкатова Р.Н. о перерасчете размера пенсии истцу с учетом 12 тарифного разряда, представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Горшунова Д.Л., представителя ответчика Министерства обороны РФ Мирошниковой С.Б. об отмене решения суда в полном объеме – без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ингодинского районного суда г.Читы от 7 декабря 2021 г. изменить в части даты, с которой признаны незаконными действия по приостановлению и прекращению выплаты пенсии за выслугу лет истцу.
Признать действия Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Забайкальского края» по приостановлению и прекращению выплаты пенсии Пономаренко В. А. с 1 августа 2001 г. незаконными.
То же решение отменить в части отказа Пономаренко В. А. в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего тарифного разряда и индексации.
Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Пономаренко В. А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Забайкальского края» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом соответствующего тарифного разряда и индексации удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Забайкальского края» произвести перерасчет размера пенсии по выслуге лет Пономаренко В. А. с момента установления пенсии по 11 тарифному разряду, с индексацией по состоянию на день выплаты пенсии за выслугу лет.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя истца Башкатова Р.Н., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Горшунова Д.Л., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой С.Б. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Ингодинский районный суд г.Читы.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено 14 апреля 2023 г.