62RS0003-01-2019-002287-16
Дело № 2-1696 / 2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2019 года г.Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе
председательствующего судьи Фрумкина Р.М.,
при помощнике Назиной М.А.,
с участием истца Сазонова С.В.,
представителя ответчика Гудковой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Сазонова Сергея Владимировича к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт и их отмене,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Сазонов С.В. обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт и их отмене.
Истец Сазонов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Гудкова С.Е. исковые требования не признала, считала заявленный иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо Администрация г.Рязани, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила.
Выслушав объяснения сторон по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст.169 ЖК РФ закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, ч.8 ст.170 и ч.4 ст.181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч.8.1 ст.156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч.3 ст.169 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 года №417-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно ч.3 ст.170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу ч.5 ст.170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 года №417-ФЗ).
Согласно ч.6 и 7 ст.170 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 года №417-ФЗ) не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного ч.5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч.5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч.5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч.7 ст.189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Рязанской области от 18.11.2013 года №70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области» (в редакции на момент возникновения спорных взаимоотношений) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч.2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч.2 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Указанное решение принимается в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного ч.2 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Обязанность по уплате взносов возникает у собственников жилых помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.2 ст.10 Закона Рязанской области от 18.11.2013 года №70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области»).
В судебном заседании установлено, что истец Сазонов С.В. является собственником квартиры <адрес>
Многоквартирный жилой дом <адрес> был введен в эксплуатацию поэтапно. Блок секции № введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, блок секции № введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, блок-секция № введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, блок секции № введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, блок секции № введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный <адрес>, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, утвержденную Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом данный многоквартирный жилой <адрес>, расположенный <адрес>, на основании постановления администрации города Рязани от ДД.ММ.ГГГГ № включен в перечень жилых домов, по которым постановлено формировать фонд капитального ремонта многоквартирных домов г.Рязани на счете регионального оператора. В указанном постановлении администрации г.Рязани год ввода в эксплуатацию жилого <адрес>, расположенного <адрес>
В пункте 3.21 ГОСТ Р 51929-2014 сформулировано понятие многоквартирного жилого дома: оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом, объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
По смыслу приведенной нормы многоквартирным жилым домом может быть признан введенный в установленном порядке в эксплуатацию объект капитального строительства.
К таким объектам относятся в том числе и секции многоквартирного жилого дома в случае, если его строительство осуществлялось поэтапно, как это и имело место при строительстве многоквартирного дома, расположенного <адрес>.
При рассмотрении дела установлено, что весь дом как единый многосекционный объект в эксплуатацию не вводился, такого требования для ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию не установлено ни ГОСТ Р 51929-2014, ни иными нормативными правовыми актами.
Многоквартирный дом, и при наличии секций, введенных в эксплуатацию в различное время, требует проведения ремонтных работ в отношении всего объекта капитального строительства исходя из его общего состояния при том, что инженерные и коммунальные системы, крыша, иное общее имущество включены в единый комплекс.
Следовательно, доводы истца о том, что блок секции №, введенные в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, фактически не включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области являются несостоятельными.
Также несостоятельным является довод истца о применении к данным правоотношениям положений, предусмотренных ч.5.1. ст.170 ЖК РФ и ч.2.1 ст.10 Закона Рязанской области от 18.11.2013 года №70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области» в редакции, введенной в действие Законом Рязанской области от 11.05.2016 года №21-ОЗ, поскольку, в силу ч.1 ст.4 ГК РФ, положения данных норм права не применяются к обязанности истца по внесению платы в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Рязанской области, поскольку указанная нормы были введены в действие уже после того, как <адрес>, расположенный <адрес>, был включен в региональную программу капитального ремонта.
Кроме того, основанием для начисления взносов на капитальный ремонт по квартире истца региональным оператором явилось постановление администрации г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ №. Непосредственно ответчиком Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области жилой <адрес>, расположенный <адрес>, не включался в перечень домов, по которым начисляется капитальный ремонт на счет регионального оператора и не определялся год ввода жилого дома (части жилого дома) в эксплуатацию.
Постановление администрации г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ № принято в порядке реализации функций органа местного самоуправления, предусмотренных ч.7 ст.170 ЖК РФ и ч.1 ст.11 Закона Рязанской области от 18.11.2013 года №70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области».
На момент судебного разбирательства указанное постановление администрации г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ № относительно многоквартирного жилого <адрес>, расположенного <адрес>, не отменено, не изменено и не оспаривалось в установленном порядке истцом, а также иными собственниками квартир многоквартирного жилого дома.
Поскольку Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области не определяет самостоятельно перечень домов, по которым формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не устанавливает дату ввода жилого дома в эксплуатацию, постановление администрации г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ № на момент судебного разбирательства не оспорено и не признавалось незаконным, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований в части признания действий регионального оператора о начислении истцу взносов за капитальный ремонт незаконными не имеется.
Вместе с тем, исковые требования в части отмены начисления взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ подлежат частичному удовлетворению ввиду нижеследующего.
В ходе рассмотрения дела сторона ответчика произвела перерасчет имеющейся у Сазонова С.В. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, добровольно исключив из него задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем размер имеющейся у Сазонова С.В. задолженности за период ДД.ММ.ГГГГ включительно по мнению ответчика составил 42 976 руб. 64 коп.
В соответствии с ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст.169 настоящего Кодекса.
Положениями ч.2 - 4 ст.154 ЖК РФ закреплено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пп.6 п.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Регистрация права собственности, которая согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, является лишь условием приобретения соответствующим лицом в полном объеме правомочий собственника, предусмотренных п.1 ст.209 ГК РФ (прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации момент возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг определяется не моментом государственной регистрации права собственности заявителя на квартиру, а датой приемки объекта строительства в эксплуатацию и внесения заявителем оплаты по договору долевого строительства с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
Секции № введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, на основании разрешения администрации г.Рязани №
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЗАО «Группа компаний «Единство» и истцом Сазоновым С.В. следует, что <адрес>, расположенная <адрес> была передана истцу Сазонову С.В. ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанных выше норм права, обязанность Сазонова С.В. по оплате коммунальных услуг, в том числе и оплате взносов на капитальный ремонт, возникла с момента подписания акта приема-передачи квартиры, а именно после ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно из перерасчета задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении истца Сазонова С.В., собственника жилого помещения, расположенного <адрес>, представленного ответчиком в ходе рассмотрения дела, следует исключить размер взносов на капитальный ремонт незаконно начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Доводы представителя ответчика Гудковой С.Е. о том, что, в силу ч.3 ст.158 ЖК РФ, Сазонов С.В. обязан нести ответственность за невыполнение застройщиком ЗАО «Группа компаний «Единство» своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт после ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, поскольку факта перехода права собственности от собственника ЗАО «Группа компаний «Единство» к новому собственнику Сазонову С.В. в ходе рассмотрения дела установлено не было.
При подаче иска истцом государственная пошлина оплачена не была со ссылкой на Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года №2300-1. Между тем суд считает, что истец по отношению к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области не является потребителем, поскольку деятельность Фонда направлена не на извлечение прибыли на основании возмездно заключаемых договоров (абз.5 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»), а на реализацию публичной функции по организации сбора денежных средств для осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Рязанской области способом, предусмотренным ч.3 ст.170 ЖК РФ в случае, если граждане не избрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Однако, поскольку неимущественные исковые требовании были фактически удовлетворены частично, то с ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Сазонова Сергея Владимировича к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт и их отмене – удовлетворить частично.
Произведенные в отношении Сазонова Сергея Владимировича, собственника жилого помещения, расположенного <адрес>, начисления взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно – отменить и исключить из общей задолженности.
В удовлетворении остальных исковых требований Сазонову Сергею Владимировичу – отказать.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере – 300 (Трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: .