УИД 29RS0024-01-2023-002116-14
Судья Одоева И.В. | Дело № 2-2093/2023 | стр.116, г/п 3000 руб. |
Докладчик Радюк Е.В. | Дело № 33-3778/2024 | 23 мая 2024 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
судей Костылевой Е.С., Радюка Е.В.,
при секретаре Панютиной Ж.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-2093/2023 по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» к ФИО11, ФИО12 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, пени с апелляционной жалобой публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 20 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Радюка Е.В., судебная коллегия
установила:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ПАО «ТГК-2») обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ФИО11, ФИО12 в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальных услуг отопления и ГВС за период с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2022 год по лицевому счету № в сумме 53 583 рублей 46 копеек, пени, начисленной на указанную задолженность за период с 20 ноября 2021 года по 29 мая 2023 года в размере 7 625 рублей 08 копеек. Кроме того, истец просил взыскать возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 036 рублей 26 копеек.
В обоснование иска указано, что ответчики являются нанимателем и пользователем жилого помещения по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ответчики нерегулярно вносят плату за коммунальные услуги ГВС (подогрев) и отопление, в результате чего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету № образовалась задолженность в сумме 53 583 рублей 46 копеек, которую истец просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчик ФИО18 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд первой инстанции принял решение, которым постановлено:
«в удовлетворении иска публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН: 7606053324) к ФИО11 (паспорт №), ФИО12 (паспорт №) о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, пени отказать.
В удовлетворении требования публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» о взыскании с ФИО11, ФИО12 расходов по оплате государственной пошлины отказать.».
С данным решением не согласилось ПАО «ТГК-2» и просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы со ссылкой на положения п.п. 17, 21, 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 указывает на то, что услуга по поставке энергетического ресурса для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в <адрес> в <адрес> была им оказана надлежащего качества и в полном объеме, аварийных ситуаций на данном участке в спорный период времени не было. Обращает внимание, что ненадлежащее состояние внутридомовой системы отопления, теплопотери внутри квартиры из-за деформации пола и стен, недопустимое состояние жилого помещения и общедомового имущества, не свидетельствует о виновном поведении истца и не входят в зону его ответственности.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО18 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца и ответчика ФИО18, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО18 является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительных соглашений к нему № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно поквартирной карточке ФИО18 зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь, ФИО12 был зарегистрирован в названной квартире в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению является ПАО «ТГК-2», что является основанием для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения ответчикам, а также взыскания задолженности по указанным услугам непосредственно ПАО «ТГК-2».
Согласно расчетам истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету № образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в размере 53 583 рублей 46 копеек. При этом на указанную задолженность начислены пени в размере 7 625 рублей 08 копеек.
Как следует из письма ГЖИ АО от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился под управлением ООО «Экоплюс», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – под управлением ООО «УК «Пролетарская», в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – под управлением ООО «Эрстройтех».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие доказательств иного, истцом ответчикам в спорный период оказывались услуги ненадлежащего качества.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п.3 ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п.2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно п.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 154 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
На основании п.11 ст. 157.2 ЖК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязанностей лицом, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, такое лицо обязано компенсировать ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расходы, фактически понесенные ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 157 настоящего Кодекса, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с п. 15 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее – Правила), нормативной температурой в жилых помещениях является +18 °C, в угловых комнатах + 20 °C, в районах с температурой на наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
На основании п. 103 Правил при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества исполнителем, предусмотренным частью 5 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем, изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, при этом потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества, с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
В силу п. 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» п. 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Как следует из п. 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в п. 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в п. 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила организации теплоснабжения).
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п. 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами (п.109).
В силу п. 110 Правил если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Согласно п. 110 (1) Правил в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п.108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Между тем, достаточных оснований для изменения размера платы, начисленной истцом ответчикам за коммунальные услуги, в рамках указанного порядка не имеется.
Так, представленные ответчиком в материалы дела акты обследования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «УК «Пролетарская», не могут быть приняты во внимание, поскольку составлены без участия представителя истца. При этом доказательств того, что ответчики уведомляли ПАО «ТГК-2» о нарушении качества поставляемой услуги, а названное лицо уклонилось от проведения проверки, в материалы дела не представлено.
В свою очередь, согласно актам проверки качества коммунальных услуг по отоплению и ГВС от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, составленные с участием представителя ПАО «ТГК-2», содержат сведения о том, что обязанность истца по предоставлению услуги по отоплению до границы раздела элементов внутридомовых сетей и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения была надлежащим образом исполнена. При этом, хотя данные акты имеют указания на наличие в доме, где расположено жилое помещение ответчиков, теплопотерь, однако сведений о ненадлежащем исполнение услуг по отоплению <адрес> в них не имеется.
Таким образом, достаточных доказательств того, что в спорный период коммунальные услуги предоставлялись истцом ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в материалах дела не имеется.
Более того, в данном случае предметом спора являлось взыскание задолженности за предоставленные коммунальные услуги и начисленной пени. Изменение размера платы за коммунальные услуги истцом не осуществлялось. В свою очередь, как следует из пояснений ФИО11, данных в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, ответчики не обращались непосредственно к ПАО «ТГК-2» с требованиями об изменении платы за коммунальные услуги за спорный период, а также не предъявляли в судебном порядке к указанному лицу требований о понуждении к перерасчету и изменении платы за коммунальные услуги за спорный период ни посредством предъявления самостоятельного иска, ни посредством предъявления встречного иска в рамках настоящего производства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требования ПАО «ТГК-2» в полном объеме.
В свою очередь, представленный истцом расчет задолженности и начисленных на неё пени судебной коллегий проверен, закону соответствует, осуществлен с учетом моратория, признан верным.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что, как было указано выше, ФИО12 имел право пользования квартирой <адрес> в пределах спорного периода только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом этого, задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке лишь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом требования о взыскании с ФИО12 задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат, так как в связи с выездом в иное жилое помещение у него отсутствовала обязанность по оплате коммунальных услуг по адресу названного выше жилого помещения в этот период.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 9247 рублей 22 копейки (4521 рубль 51 копейка – сентябрь 2021 года; 4725 рублей 71 копейка (исходя из расчета: 5425, 81 / 31 Х 27) – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также пени, начисленные на указанную задолженность в сумме 1718 рублей 70 копеек (исходя из расчета: 881 рубль 70 копеек – пени на сумму задолженности за сентябрь 2021 года, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно расчету истца; 837 рублей – пени на сумму задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4725,71 Х 7,5% Х 1/300 Х 60 = 70 рублей 89 копеек; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 4725,71 Х 7,5% Х 1/130 Х 41 = 111 рублей 78 копеек; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 4725,71 Х 7,5% Х 1/130 Х 240 = 654 рубля 33 копейки).
В свою очередь, в оставшейся части задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 44336 рублей 24 копейки, пени, начисленная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5906 рублей 38 копеек подлежит взысканию с ФИО11
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Кроме того, с учетом изложенного, в силу положений ст. 98 ГПК РФ, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию возмещение расходов по уплате государственной пошлины: с ФИО11 и ФИО12 в солидарном порядке в сумме 438 рублей 64 копейки, а также с ФИО11 в сумме 1597 рублей 62 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 20 декабря 2023 года отменить, принять по делу новое решение:
исковые требования публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» к ФИО11, ФИО12 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО11, ФИО12 в солидарном порядке в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 сентября 2021 года по 27 октября 2021 года в сумме 9247 рублей 22 копейки, пени, начисленную за период с 20 ноября 2021 года по 29 мая 2023 года на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 сентября 2021 года по 27 октября 2021 года в сумме 1718 рублей 70 копеек, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 438 рублей 64 копейки.
Взыскать с ФИО11 в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 28 октября 2021 года по 30 сентября 2022 года в сумме 44336 рублей 24 копейки, пени, начисленную за период с 21 декабря 2021 года по 29 мая 2023 года на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 28 октября 2021 года по 30 сентября 2022 года в сумме 5906 рублей 38 копеек, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1597 рублей 62 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» к ФИО12 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, пени отказать.
Председательствующий Н.С. Моисеенко
Судьи Е.С. Костылева
Е.В. Радюк