Дело № 2а-102/2021
Строка № 076а
УИД 36RS0019-01-2021-000141-80
р.п. Кантемировка 8 апреля 2021 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,
при секретаре Великоцкой И.В.,
с участием представителя административного истца Коростова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Лысункина В.К.,
представителя административного ответчика - военного комиссара Кантемировского района Воронежской области Семенихина В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Коростова Антона Алексеевича к военному комиссариату Кантемировского района Воронежской области, военному комиссариату Воронежской области о признании незаконными действий военного комиссариата Кантемировского района Воронежской области по вызову административного истца на медицинское освидетельствование по повестке,
У С Т А Н О В И Л:
представитель административного истца Коростова А.А. – Лысункин В.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия военного комиссариата Кантемировского района Воронежской области по вызову административного истца на медицинское освидетельствование по повестке серии № и серии №.
В обоснование требования указав, что в 2015 году Коростов А.А. был поставлен на учет в военном комиссариате Кантемировского района Воронежской области.
В 2017 году он был зачислен на первый курс в ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России для обучения по очной форме бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Осенью 2017 года военным комиссариатом Кантемировского района Воронежской области ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением.
В настоящий момент Коростов А.А. обучается на 4 курсе ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, срок отсрочки от призыва на военную службу еще не закончился.
Между тем, 10.02.2021 года, находясь на каникулах в р.п. Кантемировка, в почтовом ящике обнаружил письмо с двумя повестками, направленными ему военкоматом.
Согласно первой повестки серии № Коростов А.А. обязан был явиться 19.02.2021 года к 08 час. 00 мин. в Кантемировскую РБ по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Декабристов, д. 131, для сдачи анализов: ЭКГ, флюорография в двух проекциях, ОАК, ОАМ, гепатит, ВС, МРС, ВИЧ.
Согласно второй повестки серии № он обязан был явиться 05.03.2021 года к 09 час. 00 мин. в военный комиссариат Кантемировского района Воронежской области по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 15, для прохождения медицинского освидетельствования.
Полагает, что незаконные действия административного ответчика по направлению повесток с предписаниями явиться Коростову А.А. на медицинское освидетельствование нарушили его право на образование и право на систему отсрочек от призыва на военную службу (л.д. 5-8).
Из дополнений к административному исковому заявлению, следует, что мероприятия по призыву, в том числе и медицинское освидетельствование, могут проводиться только с 1 апреля по 15 июля на основании Указа Президента РФ, а также, по мнению представителя Лысункина В.К., нарушен порядок уведомления Коростова А.А. (л.д. 40-41).
Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 15 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Воронежской области, в качестве заинтересованного лица - ФКУ ВО Воронежский институт ФСИН (л.д. 48).
Административный ответчик – военный комиссариат Кантемировского района Воронежской области в письменных возражениях указал, что Коростов А.А. предоставил справку об учебе в ФКУ ВО Воронежский институт ФСИН от 06.09.2017 года и получил отсрочку от призыва на военную службу для обучения до 30.06.2021 года. На 1 октября 2018 года, 1 октября 2019 года и 1 октября 2020 года Коростовым А.А., учебным заведением в военный комиссариат справок не предоставлялось, соответственно право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу не подтверждалось. Коростовым А.А. нарушена обязанность по предоставлению справки об учебе, в связи с чем, ему были выписаны повестки на медицинское освидетельствование. Дополнительно указал, что в период оповещения сотрудниками военного комиссариата вручить повестки Коростову А.А. не представилось возможным, по просьбе Коростова А.А. повестки были направлены ему по почте. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать (л.д. 27-28, 86-87).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из части 6 статьи 226 КАС РФ следует, что неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
В судебное заседание административный истец Коростов А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 83), не явился, об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Лысункин В.К. заявленные административные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, дополнениях и письменных объяснениях к нему, и настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании административный ответчик - военный комиссар Кантемировского района Воронежской области Семенихин В.Ю. заявленные административные требования не признал, поддержал доводы, указанные в возражениях (л.д. 27-28, 86-87).
Административного соответчик - военный комиссариат Воронежской области, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился (л.д. 134), просил административное дело рассмотреть в его отсутствие и отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований (л.д. 57), предоставив возражения, согласно которым Коростов А.А. в течение трех лет установленную законом справку для подтверждения отсрочки от призыва в военный комиссариат не представлял, соответственно право на сохранение отсрочки не подтверждалось. Коростов А.А. подлежит весеннему призыву на военную службу в 2021 году, в отношении административного истца решение о призыве на военную службу не принято (л.д. 56-57).
Заинтересованное лицо – ФКУ ВО Воронежский институт ФСИН, уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела (л.д. 135), в судебное заседание не явилось, возражений не представило, ходатайство об отложении не заявило.
Выслушав объяснения представителя административного истца Лысункина В.К., военного комиссара Кантемировского района Воронежской области Семенихина В.Ю., обсудив письменные возражения военного комиссариата Воронежской области, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата.
Как следует из материалов дела, Коростов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Кантемировского района Воронежской области с 11 января 2016 года (л.д. 29).
В 2017 году Коростов А.А. был зачислен на первый курс по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 «Юриспруденция» в ФКОУ ВО Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, срок окончания обучения 30 июня 2021 года.
Соответствующая справка N 5521-2604, подтверждающая прохождение образовательной программы административным истцом, датирована 6 октября 2017 года (л.д. 35).
Решением призывной комиссии Кантемировского муниципального района Воронежской области от 6 октября 2017 года (протокол № 3), Коростову А.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ (обучение по очной форме) по 30 июня 2021 года (л.д. 18, 33).
В настоящее время Коростов А.А. является студентом 4 курса ФКОУ ВО Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (л.д. 17).
Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", в призывную комиссию предоставляются документы установленной формы.
Пунктом 39 названной Инструкции предусмотрено, что решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Приложения N 32 к Инструкции для подтверждения права гражданина обучающегося по очной форме обучения на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии предоставляется подлинник в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования справки согласно приложению N 2 к настоящему Перечню.
Граждане, указанные в подпунктах "ж" и "и" пункта 2 и в пункте 3 настоящего приложения, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, ежегодно в сентябре - октябре представляют в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, справку с места работы или учебы.
Копии указанных в настоящем приложении документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, а также справки с места жительства и места работы (учебы), приобщаются к материалам личного дела призывника.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.
Нормы законодательства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении направлены на содействие гражданам в получении образования, являются гарантией освоения ими образовательных программ по выбранной специальности.
В материалах личного дела призывника Коростова А.А. имеется лишь одна справка, датированная 6 октября 2017 года, представленная первоначально Коростовым А.А. при поступлении на учебу (л.д. 35), в связи с чем, суд приходит к выводу, что поскольку Коростов А.А. уклонился от представления 1 октября 2018 года, 1 октября 2019 года и 1 октября 2020 года в призывную комиссию документов, подтверждающих наличие у него права на отсрочку, тем самым, нарушив обязанность по предоставлению справки об учебе, у административного ответчика имелись основания для выписки повесток на медицинское освидетельствование.
Доводы представителя административного истца – Лысункина В.К. о том, что административным ответчиком нарушено право Коростова А.А. на образование, судом отклоняются как несостоятельные и преждевременные, не подтвержденные соответствующими доказательствами. Неисполнение призывником обязанности предоставить в призывную комиссию документ, подтверждающий его право на отсрочку, влечет для указанного лица негативные последствия, поскольку такой призывник подлежит призыву на общих основаниях.
В силу статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе с указанием категории (п. п. 15, 18 Постановления).
Из материалов административного дела усматривается, что 08.02.2021 года, исх. номер 1/162 простым письмом посредством почтовой организации в адрес Коростова А.А. по месту его регистрации направлены две повестки, согласно повестки серии № (с приложением направлений для сдачи анализов) Коростов А.А. обязан явиться 19 февраля 2021 года к 08 час. 00 мин. в Кантемировскую РБ по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Декабристов, д. 131, для сдачи анализов: ЭКГ, флюорография в двух проекциях, ОАК, ОАМ, гепатит, ВС, МРС, ВИЧ. Согласно повестки серии № Коростов А.А. обязан явиться 5 марта 2021 года к 09 час. 00 мин. в военный комиссариат Кантемировского района Воронежской области по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 15, для прохождения медицинского освидетельствования, указанные повестки подписаны военкомом Семенихиным В.Ю. и заверены печатью военного комиссариата (л.д. 19, 22). Указанные повестки направлены Коростову А.А. своевременно, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке, и получены лично Коростовым А.А., проигнорировавшим явку для сдачи анализов и на медицинское освидетельствование. Доводы представителя Лысункина В.К. о том, что повестки военкоматом направлены ненадлежащим образом, не вручены ему лично, что повлекло нарушение его права, судом отклоняются, поскольку сотрудником военкомата принимались меры для вручения повесток Коростову А.А. лично, с выходом по месту его жительства, которого на тот момент не оказалось дома. После телефонного разговора сотрудника военкомата ФИО6 с Коростовым, просившего направить повестки по почте, со чем имеются отметка на корешках повестки о оповещении по телефону(л.д. 88), сотрудник военкомата отправила повестки в его адрес почтовой связью, простым письмом. В связи с чем, направление повесток по почте в адрес Коростова А.А. не может рассматриваться как существенное нарушение его прав и являться основанием для признания действия военкомата по направлению повесток незаконными. Коростов А.А., получив повестки, не исполнил свою обязанность о явке по вызову военкомата. Коростову А.А. ничто не мешало возвратить повестки обратно в военкомат, однако, он этого не сделал, тем самым, принял обязанность по явке в военкомат.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от2 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Доводы о том, что административный истец имел отсрочку в указанный период и любые мероприятия по призыву в отношении него не должны были проводиться, суд отклоняет, поскольку указанные доводы основаны на субъективном толковании представителем норм права, действующее законодательство не содержит запрета на проведение мероприятий, связанных с призывом на службу. Довод представителя о том, что мероприятия, связанные с призывом, не могут проводиться без указа Президента РФ и в период с 1 апреля по 15 июля, не может послужить основанием для признания действия военкомата по вызову Коростова А.А. незаконными, поскольку, как отмечалось судом неоднократно, его права при этом не нарушены. Иные доводы правового значения не имеют, поскольку носят субъективный характер понимания представителем закона, и не могут являться основанием для признания действий административного ответчика незаконными.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административным истцом не доказан факт нарушения административным ответчиком его прав.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи с учетом положений действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку обстоятельства дела не подтверждают нарушение оспариваемыми действиями административного ответчика прав и охраняемых законом интересов административного истца, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.
Доводы административного истца о нарушении его права на прохождение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку у административного ответчика имелись основания для вызова на медицинское освидетельствование Коростова А.А., получившего повестки военкомата посредством почтовой организации, в указанные в них даты и время для сдачи анализов в Кантемировскую РБ и на медицинское освидетельствование в военный комиссариат не явился, доказательств, что нарушено его право на образование и право на систему отсрочек от призыва на военную службу, суду не представил, прохождение призывником медицинского освидетельствования не лишает его возможности учиться и получить диплом об образовании, а также не означает, что он будет отправлен на службу до окончания учебы, следовательно, оспариваемым действием права административного истца не нарушены, какая-либо обязанность на него незаконно не возложена, существенных нарушений при проведении медицинского освидетельствования допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Коростова Антона Алексеевича к военному комиссариату Кантемировского района Воронежской области, военному комиссариату Воронежской области о признании незаконными действий военного комиссариата Кантемировского района Воронежской области по вызову административного истца по повестке отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Д. Грибченко
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2021 года.
Дело № 2а-102/2021
Строка № 076а
УИД 36RS0019-01-2021-000141-80
р.п. Кантемировка 8 апреля 2021 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,
при секретаре Великоцкой И.В.,
с участием представителя административного истца Коростова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Лысункина В.К.,
представителя административного ответчика - военного комиссара Кантемировского района Воронежской области Семенихина В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Коростова Антона Алексеевича к военному комиссариату Кантемировского района Воронежской области, военному комиссариату Воронежской области о признании незаконными действий военного комиссариата Кантемировского района Воронежской области по вызову административного истца на медицинское освидетельствование по повестке,
У С Т А Н О В И Л:
представитель административного истца Коростова А.А. – Лысункин В.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия военного комиссариата Кантемировского района Воронежской области по вызову административного истца на медицинское освидетельствование по повестке серии № и серии №.
В обоснование требования указав, что в 2015 году Коростов А.А. был поставлен на учет в военном комиссариате Кантемировского района Воронежской области.
В 2017 году он был зачислен на первый курс в ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России для обучения по очной форме бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Осенью 2017 года военным комиссариатом Кантемировского района Воронежской области ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением.
В настоящий момент Коростов А.А. обучается на 4 курсе ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, срок отсрочки от призыва на военную службу еще не закончился.
Между тем, 10.02.2021 года, находясь на каникулах в р.п. Кантемировка, в почтовом ящике обнаружил письмо с двумя повестками, направленными ему военкоматом.
Согласно первой повестки серии № Коростов А.А. обязан был явиться 19.02.2021 года к 08 час. 00 мин. в Кантемировскую РБ по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Декабристов, д. 131, для сдачи анализов: ЭКГ, флюорография в двух проекциях, ОАК, ОАМ, гепатит, ВС, МРС, ВИЧ.
Согласно второй повестки серии № он обязан был явиться 05.03.2021 года к 09 час. 00 мин. в военный комиссариат Кантемировского района Воронежской области по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 15, для прохождения медицинского освидетельствования.
Полагает, что незаконные действия административного ответчика по направлению повесток с предписаниями явиться Коростову А.А. на медицинское освидетельствование нарушили его право на образование и право на систему отсрочек от призыва на военную службу (л.д. 5-8).
Из дополнений к административному исковому заявлению, следует, что мероприятия по призыву, в том числе и медицинское освидетельствование, могут проводиться только с 1 апреля по 15 июля на основании Указа Президента РФ, а также, по мнению представителя Лысункина В.К., нарушен порядок уведомления Коростова А.А. (л.д. 40-41).
Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 15 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Воронежской области, в качестве заинтересованного лица - ФКУ ВО Воронежский институт ФСИН (л.д. 48).
Административный ответчик – военный комиссариат Кантемировского района Воронежской области в письменных возражениях указал, что Коростов А.А. предоставил справку об учебе в ФКУ ВО Воронежский институт ФСИН от 06.09.2017 года и получил отсрочку от призыва на военную службу для обучения до 30.06.2021 года. На 1 октября 2018 года, 1 октября 2019 года и 1 октября 2020 года Коростовым А.А., учебным заведением в военный комиссариат справок не предоставлялось, соответственно право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу не подтверждалось. Коростовым А.А. нарушена обязанность по предоставлению справки об учебе, в связи с чем, ему были выписаны повестки на медицинское освидетельствование. Дополнительно указал, что в период оповещения сотрудниками военного комиссариата вручить повестки Коростову А.А. не представилось возможным, по просьбе Коростова А.А. повестки были направлены ему по почте. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать (л.д. 27-28, 86-87).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из части 6 статьи 226 КАС РФ следует, что неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
В судебное заседание административный истец Коростов А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 83), не явился, об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Лысункин В.К. заявленные административные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, дополнениях и письменных объяснениях к нему, и настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании административный ответчик - военный комиссар Кантемировского района Воронежской области Семенихин В.Ю. заявленные административные требования не признал, поддержал доводы, указанные в возражениях (л.д. 27-28, 86-87).
Административного соответчик - военный комиссариат Воронежской области, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился (л.д. 134), просил административное дело рассмотреть в его отсутствие и отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований (л.д. 57), предоставив возражения, согласно которым Коростов А.А. в течение трех лет установленную законом справку для подтверждения отсрочки от призыва в военный комиссариат не представлял, соответственно право на сохранение отсрочки не подтверждалось. Коростов А.А. подлежит весеннему призыву на военную службу в 2021 году, в отношении административного истца решение о призыве на военную службу не принято (л.д. 56-57).
Заинтересованное лицо – ФКУ ВО Воронежский институт ФСИН, уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела (л.д. 135), в судебное заседание не явилось, возражений не представило, ходатайство об отложении не заявило.
Выслушав объяснения представителя административного истца Лысункина В.К., военного комиссара Кантемировского района Воронежской области Семенихина В.Ю., обсудив письменные возражения военного комиссариата Воронежской области, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата.
Как следует из материалов дела, Коростов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Кантемировского района Воронежской области с 11 января 2016 года (л.д. 29).
В 2017 году Коростов А.А. был зачислен на первый курс по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 «Юриспруденция» в ФКОУ ВО Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, срок окончания обучения 30 июня 2021 года.
Соответствующая справка N 5521-2604, подтверждающая прохождение образовательной программы административным истцом, датирована 6 октября 2017 года (л.д. 35).
Решением призывной комиссии Кантемировского муниципального района Воронежской области от 6 октября 2017 года (протокол № 3), Коростову А.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ (обучение по очной форме) по 30 июня 2021 года (л.д. 18, 33).
В настоящее время Коростов А.А. является студентом 4 курса ФКОУ ВО Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (л.д. 17).
Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", в призывную комиссию предоставляются документы установленной формы.
Пунктом 39 названной Инструкции предусмотрено, что решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Приложения N 32 к Инструкции для подтверждения права гражданина обучающегося по очной форме обучения на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии предоставляется подлинник в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования справки согласно приложению N 2 к настоящему Перечню.
Граждане, указанные в подпунктах "ж" и "и" пункта 2 и в пункте 3 настоящего приложения, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, ежегодно в сентябре - октябре представляют в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, справку с места работы или учебы.
Копии указанных в настоящем приложении документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, а также справки с места жительства и места работы (учебы), приобщаются к материалам личного дела призывника.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.
Нормы законодательства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении направлены на содействие гражданам в получении образования, являются гарантией освоения ими образовательных программ по выбранной специальности.
В материалах личного дела призывника Коростова А.А. имеется лишь одна справка, датированная 6 октября 2017 года, представленная первоначально Коростовым А.А. при поступлении на учебу (л.д. 35), в связи с чем, суд приходит к выводу, что поскольку Коростов А.А. уклонился от представления 1 октября 2018 года, 1 октября 2019 года и 1 октября 2020 года в призывную комиссию документов, подтверждающих наличие у него права на отсрочку, тем самым, нарушив обязанность по предоставлению справки об учебе, у административного ответчика имелись основания для выписки повесток на медицинское освидетельствование.
Доводы представителя административного истца – Лысункина В.К. о том, что административным ответчиком нарушено право Коростова А.А. на образование, судом отклоняются как несостоятельные и преждевременные, не подтвержденные соответствующими доказательствами. Неисполнение призывником обязанности предоставить в призывную комиссию документ, подтверждающий его право на отсрочку, влечет для указанного лица негативные последствия, поскольку такой призывник подлежит призыву на общих основаниях.
В силу статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе с указанием категории (п. п. 15, 18 Постановления).
Из материалов административного дела усматривается, что 08.02.2021 года, исх. номер 1/162 простым письмом посредством почтовой организации в адрес Коростова А.А. по месту его регистрации направлены две повестки, согласно повестки серии № (с приложением направлений для сдачи анализов) Коростов А.А. обязан явиться 19 февраля 2021 года к 08 час. 00 мин. в Кантемировскую РБ по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Декабристов, д. 131, для сдачи анализов: ЭКГ, флюорография в двух проекциях, ОАК, ОАМ, гепатит, ВС, МРС, ВИЧ. Согласно повестки серии № Коростов А.А. обязан явиться 5 марта 2021 года к 09 час. 00 мин. в военный комиссариат Кантемировского района Воронежской области по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 15, для прохождения медицинского освидетельствования, указанные повестки подписаны военкомом Семенихиным В.Ю. и заверены печатью военного комиссариата (л.д. 19, 22). Указанные повестки направлены Коростову А.А. своевременно, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке, и получены лично Коростовым А.А., проигнорировавшим явку для сдачи анализов и на медицинское освидетельствование. Доводы представителя Лысункина В.К. о том, что повестки военкоматом направлены ненадлежащим образом, не вручены ему лично, что повлекло нарушение его права, судом отклоняются, поскольку сотрудником военкомата принимались меры для вручения повесток Коростову А.А. лично, с выходом по месту его жительства, которого на тот момент не оказалось дома. После телефонного разговора сотрудника военкомата ФИО6 с Коростовым, просившего направить повестки по почте, со чем имеются отметка на корешках повестки о оповещении по телефону(л.д. 88), сотрудник военкомата отправила повестки в его адрес почтовой связью, простым письмом. В связи с чем, направление повесток по почте в адрес Коростова А.А. не может рассматриваться как существенное нарушение его прав и являться основанием для признания действия военкомата по направлению повесток незаконными. Коростов А.А., получив повестки, не исполнил свою обязанность о явке по вызову военкомата. Коростову А.А. ничто не мешало возвратить повестки обратно в военкомат, однако, он этого не сделал, тем самым, принял обязанность по явке в военкомат.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от2 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Доводы о том, что административный истец имел отсрочку в указанный период и любые мероприятия по призыву в отношении него не должны были проводиться, суд отклоняет, поскольку указанные доводы основаны на субъективном толковании представителем норм права, действующее законодательство не содержит запрета на проведение мероприятий, связанных с призывом на службу. Довод представителя о том, что мероприятия, связанные с призывом, не могут проводиться без указа Президента РФ и в период с 1 апреля по 15 июля, не может послужить основанием для признания действия военкомата по вызову Коростова А.А. незаконными, поскольку, как отмечалось судом неоднократно, его права при этом не нарушены. Иные доводы правового значения не имеют, поскольку носят субъективный характер понимания представителем закона, и не могут являться основанием для признания действий административного ответчика незаконными.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административным истцом не доказан факт нарушения административным ответчиком его прав.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи с учетом положений действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку обстоятельства дела не подтверждают нарушение оспариваемыми действиями административного ответчика прав и охраняемых законом интересов административного истца, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.
Доводы административного истца о нарушении его права на прохождение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку у административного ответчика имелись основания для вызова на медицинское освидетельствование Коростова А.А., получившего повестки военкомата посредством почтовой организации, в указанные в них даты и время для сдачи анализов в Кантемировскую РБ и на медицинское освидетельствование в военный комиссариат не явился, доказательств, что нарушено его право на образование и право на систему отсрочек от призыва на военную службу, суду не представил, прохождение призывником медицинского освидетельствования не лишает его возможности учиться и получить диплом об образовании, а также не означает, что он будет отправлен на службу до окончания учебы, следовательно, оспариваемым действием права административного истца не нарушены, какая-либо обязанность на него незаконно не возложена, существенных нарушений при проведении медицинского освидетельствования допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Коростова Антона Алексеевича к военному комиссариату Кантемировского района Воронежской области, военному комиссариату Воронежской области о признании незаконными действий военного комиссариата Кантемировского района Воронежской области по вызову административного истца по повестке отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Д. Грибченко
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2021 года.