г. Кропоткин 05 апреля 2013 г.
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Щербакова В.Н.,
при секретаре Юрицыной О.В.,
с участием помощника прокурора Кавказского района Овсянникова А.А.,
с участием представителя ответчика Администрации МО Кавказский район Попова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах Кочкарова <данные изъяты> к Администрации МО Кавказский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, суд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района обратился в Кропоткинский городской суд в интересах Кочкарова <данные изъяты> к Администрации МО Кавказский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, и пояснил, что прокуратурой Кавказского района проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 24.01.2013 № 44 Кочкаров В.В, <данные изъяты> года рождения, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Договор найма специализированного жилого помещения по месту жительства с Кочкаровым В.В. не заключен. Фактически жилое помещение данному лицу не предоставлено. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором, в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Кочкаров В.В. обратился в прокуратуру района как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое до настоящего времени не обеспечено жилым помещением в соответствии с требованиями закона. Кроме того, Кочкаров В.В. в силу неграмотности и социальной незащищенности не может самостоятельно защитить свои права. Указанное дает право прокурору обратиться в суд за защитой жилищных прав Кочкарова В.В. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Кавказский район и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Кочкарову <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район.
Представитель Администрации МО Кавказский район в судебном заседании просил суд отказать прокурору Кавказского района в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо Кочкаров В.В. в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Представитель министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного и третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает; что исковые требования прокурора Кавказского района в интересах Кочкарова В.В. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Прокуратурой Кавказского района проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 24.01.2013 № 44 Кочкаров В.В, 10.12.1994 года рождения, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно Федеральному закону от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 г. № 1748-КЗ дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 26.12.2012 N 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" данный Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года. Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование Кавказский район наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
В соответствии п. 1.1. Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 743 министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики, в том числе осуществление мероприятий по предоставлению лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Однако вопреки вышеуказанным требованиям закона, договор найма специализированного жилого помещения по месту жительства с Кочкаровым В.В. не заключен. Фактически жилое помещение данному лицу не предоставлено.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором, в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Кочкаров В.В. обратился в прокуратуру района как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое до настоящего времени не обеспечено жилым помещением в соответствии с требованиями закона. Кроме того, Кочкаров В.В. в силу неграмотности и социальной незащищенности не может самостоятельно защитить свои права. Указанное дает право прокурору обратиться в суд за защитой жилищных прав Кочкарова В.В.
Суд, при таких обстоятельствах, считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск прокурора Кавказского района в интересах Кочкарова <данные изъяты> к Администрации МО Кавказский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение.
Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Кочкарову <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае».
Копию решения выслать в адрес Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий