Судья Сироткин П.Б. Дело № 33-2750/2019
УИД 37RS0007-01-2019-000934-26
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 октября 2019 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе: председательствующего судьи Миллер М.В.
судей Земсковой Н.В., Чайки М.В.,
при секретаре Бондаренко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чайки М.В. дело поапелляционной жалобе Гришиной Елены Аркадьевны, Дербеневой Ирины Вячеславовны, Субботиной Татьяны Леонидовны, Веденеевой Светланы Александровны, Хавкиной Галины Александровны на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 18 июля 2019 г. по гражданскому делу № 2-770/2019 по иску Гришиной Елены Аркадьевны, Дербеневой Ирины Вячеславовны, Субботиной Татьяны Леонидовны, Веденеевой Светланы Александровны, Хавкиной Галины Александровны к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии), компенсации морального вреда,
установила:
Гришина Е.А., Дербенева И.В., Субботина Т.Л., Веденеева С.А., Хавкина Г.А. обратились в суд с исками к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии), компенсации морального вреда. С учётом заявлений об увеличении размера исковых требований просили взыскать каждая в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и стимулирующие выплаты (премии) за период с февраля по декабрь 2018 года: Гришина Е.А. - 116878 рублей 11 копеек, Дербенева И.В. – 371431 рубль 55 копеек, Субботина Т.Л. - 116878 рублей 11 копеек, Веденеева С.А. - 41105 рублей 45 копеек, Хавкина Г.А. - 116226 рублей 98 копеек. В обоснование заявленных требований истцы указали, что каждая из них работает в структурном подразделении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» - Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» с 01.04.2005 по настоящее время Гришина Е.А. в должности фельдшера-лаборанта, Дербенева И.В. в должности заведующей микробиологической лабораторией врача-бактериолога, Субботина Т.Л. в должности фельдшера-лаборанта, Веденеева С.А. в должности заместителя главного врача с совмещением врача-бактериолога с 02.10.2017 по 08.01.2019, Хавкина Г.А. в должности фельдшера-лаборанта. Истцы, как работники Учреждения, выполняющие трудовые обязанности по оказанию платных услуг (выполнению платных работ), имеют право на получение от работодателя стимулирующих выплат предусмотренных Положением о платных услугах. Эту обязанность работодатель надлежащим образом не выполняет. Указанные выплаты производились истцам работодателем по январь 2018 года включительно. С февраля по декабрь 2018 года эти выплаты им не производились. За январь 2019 года эта выплата вновь произведена работодателем. 22.01.2019 они обратились к главному врачу Филиала Шалухиной А.Н. с заявлением, в котором просили в письменном виде сообщить причину невыплаты денежных средств по внебюджетной деятельности с 01.02.2018 с предоставлением копий подтверждающих документов, а также просили начислить и выплатить данные денежные средства. Ответа на данное заявление не последовало, при этом, как указано выше, эта стимулирующая выплата (премия) за январь 2019 года произведена работодателем. Отказ работодателя в выплате аналогичных премий за период с февраля по декабрь 2018 года считают необоснованным и незаконным. 22.02.2019 и 12.03.2019 они обратились к главному врачу Филиала Шалухиной А.Н. с заявлением, в котором просили предоставить документы, необходимые для обращения в суд. В том числе просили предоставить документы по внебюджетной деятельности за 2018 год, необходимые для расчёта невыплаченных премий, но эти документы работодателем предоставлены не были. Вышеназванными неправомерными действиями работодателя истцам причинён моральный вред, компенсацию которого оценивает каждый из истцов в размере 10000 рублей.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 18 июля 2019 года исковые требования истцов оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы Гришина Е.А., Дербенева И.В., Субботина Т.Л., Веденеева С.А., Хавкина Г.А. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагают, что вывод суда в обоснование отказа истцам в удовлетворении исковых требований противоречит ч.ч.1,2 ст.135, ч.1 ст.144, ч.1. ст.56, ч.5 ст.57 ТК РФ и фактическим обстоятельствам дела, поскольку не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей, в связи с чем, полагают, что, несмотря на не включение работодателем непосредственно в тексты трудовых договоров с истцами условий Положения о платных услугах, предусмотренные этим локальным нормативным актом права и обязанности являются неотъемлемой составной частью трудовых правоотношений между истцами и ответчиком и являются обязательными для обеих сторон. Ссылаясь на Приказ Учреждения №312 от 01.12.2016, которым утверждено Положение о Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах», а также Положение о платных услугах, указали, что нормы Положения опровергают вывод суда первой инстанции о том, что локальным нормативным актом не предусмотрена обязанность для работодателя ежемесячно распределять доход от внебюджетной деятельности, в том числе в части выполнения работникам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для Филиала на платной основе. Указывают на противоречие выводов суда нормам материального права и доказательствам выполнения истцами работы по Положению о платных услугах, влекущих для работников удвоенную интенсивность труда, что свидетельствует также о том, что судом неправильно определен характер взыскиваемых истцами денежных средств. Полагают, что стимулирующие выплаты по внебюджетной деятельности учитываются во всех случаях расчета заработной платы, что подтверждается п.1 раздела III Положения о платных услугах. Считают, что судом сделаны выводы без учета фактических обстоятельств дела, которые подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Указывают, что произвольное усмотрение работодателя в применении Положения о платных услугах привело к ущемлению прав отдельных работников Филиала, в том числе на получение вознаграждения за труд по сравнению с другими работниками Филиала, получившими это вознаграждение, суду необходимо было применить при рассмотрении данного дела ч.2 ст.132 ТК РФ. Также полагают, что судом необоснованно применён срок исковой давности к требованиям истцов о выплате стимулирующей выплаты за февраль 2018 года.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Баранов М.И., действующий на основании доверенностей, на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить по изложенным в ней основаниям.
Представители ответчикаФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» - Шалухина А.Н.,Кляузер Л.Р.,Ткачук В.А., Интякова Ю.В., Толокнова О.В. апелляционную жалобу полагали не подлежащей удовлетворению, решение суда просили оставить без изменения.
Истцы Гришина Е.А., Дербенева И.В., Субботина Т.Л., Веденеева С.А., Хавкина Г.А., не просившие о рассмотрении дела в их отсутствие, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ (доказательства извещения в материалах дела), доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Руководствуясь ч. 3 ст.167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав участников процесса, изучив письменные возражения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, чтоприказом главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» №187 от 23.08.2017 утверждено и введено в действие Положение об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области». Положение включает в себя: минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам; наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822, а также рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждённым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, за счёт всех источников финансирования, и критерии их установления; условия оплаты труда руководителей учреждений. Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор.
Нормы Положения об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» дублируют соответствующие нормы Примерного положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года № 285.
Каждый из истцов является работником обособленного подразделения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» - Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» Гришина Е.А. с 01.04.2005 в должности фельдшера-лаборанта, Дербенева И.В. с 01.04.2005 в должности заведующей микробиологической лабораторией врача-бактериолога, Субботина Т.Л. с 01.04.2005 в должности фельдшера-лаборанта, Веденеева С.А. с 01.04.2005 в должности заместителя главного врача с совмещением должности врача-бактериолога, с 09.01.2019 в должности врача-бактериолога, Хавкина Г.А. с 01.04.2005 в должности фельдшера-лаборанта и с каждой из них ответчиком заключен трудовой договор.
Между ответчиком и каждым из истцов 01.11.2017 заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, где с момента подписания были определены следующие условия оплаты труда: должностной оклад, ставка заработной платы; выплаты компенсационного характера: - выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда; выплаты стимулирующего характера: - повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет. Ежеквартально производятся выплаты стимулирующего характера после выполнения и оценки показателей эффективности деятельности учреждения и работника. Выплаты производятся при поступлении финансирования из федерального бюджета на эти цели. Могут быть выплачены иные выплаты, предусмотренные локальными нормативными актами учреждения.
Между ответчиком и каждым из истцов 09.01.2018 заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, где с 09.01.2018 были определены следующие условия оплаты труда:
У истца Гришиной Е.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
У истца Дербеневой И.В.: 1. Оклад – 8115 рублей; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 405 рублей 75 копеек; выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при расширении зоны обслуживания должности врача-бактериолога в размере 30% оклада – 2434 рубля 50 копеек на срок до 31.12.2018 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 1217 рублей 25 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1217 рублей 25 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
У истца Субботиной Т.Л.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
У истца Веденеевой С.А.: 1. Оклад –9501 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: - совмещение должности врача-бактериолога микробиологической лаборатории в размере 40% - 3800 рублей 40 копеек; - совмещение должности врача по общей гигиене общего отдела в размере 40% - 3800 рублей 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1425 рублей 15 копеек; -персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт собственных средств филиала в размере 1,0 – 9501 рубль. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
У истца Хавкиной Г.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
Между ответчиком и истцом Дербеневой И.В. 01.02.2018 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым были определены следующие условия оплаты труда: 1. Оклад – 8115 рублей; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 405 рублей 75 копеек; выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при расширении зоны обслуживания должности врача-бактериолога в размере 30% оклада – 2434 рубля 50 копеек на срок до 31.12.2018 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 1217 рублей 25 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1217 рублей 25 копеек, персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт субсидий в размере 2,0 – 16230 рублей. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
Между ответчиком и истцом Веденеевой С.А. 15.02.2018 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым были определены следующие условия оплаты труда: 1. Оклад –9501 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: - совмещение должности врача-бактериолога микробиологической лаборатории в размере 40% - 3800 рублей 40 копеек; - совмещение должности врача по общей гигиене общего отдела в размере 40% - 3800 рублей 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1425 рублей 15 копеек; -персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт субсидий в размере 2,0 – 19002 рубля. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
В соответствии с п.5.1. раздела 5 «Оплата труда» Коллективного договора Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», оплата труда работников производится в соответствии с трудовым законодательством на основе Положения об оплате труда работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» утверждённого локальным нормативным актом.
Положением об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» предусмотрено, что выплаты компенсационного характера, а также повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждённым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляется за счёт всех источников финансирования (Раздел 1. «Общие положения»).
Разделом 7. Положения об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» установлен порядок и условия премирования работников Учреждения. В целях поощрения работников за выполненную работу в Учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 применяются следующие виды премирования: премия по итогам работы (за месяц, за квартал, полугодие, 9 месяцев, год); премия за образцовое качество выполняемых работ; премия за выполнение особо важных и срочных работ; премия за интенсивность и высокие результаты работы (п.7.1.). Работники филиала представляются к премированию по утверждению главного врача филиала. Премирование осуществляется по решению руководителя Учреждения в пределах субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оплату труда работников, а также собственных средств Учреждения, направленных на оплату труда. Премия по итогам работы выплачивается в пределах имеющихся средств (п.7.2.). Премия за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно за интенсивность и высокие результаты работы. Премия работникам может быть выплачена как из фонда оплаты труда, так и за счёт прибыли Учреждения (п.7.5.).
Приказом главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» №353 от 30.12.2016 утверждено Положение о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг, Перечень платных работ и медицинских услуг, Порядок и сроки оформления документов для начисления оплаты труда по платным работам и медицинским услугам, Положение о порядке ценообразования на платные работы и медицинские услуги по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» и его филиалам. Данные локальные нормативные акты были приняты в целях упорядочения организации и проведения платных работ и медицинских услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области».
В соответствии с Положением о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг:
Проведение платных работ и медицинских услуг должно осуществляться как в основное время работника за счёт повышения интенсивности труда, так и сверх нормы рабочего времени по основной должности (п.3). Внебюджетные средства направляются на поддержание устойчивого функционирования учреждения, стимулирование и социальную защиту работников (п.6). Порядок расходования внебюджетных средств устанавливается учреждением самостоятельно. Распорядителем внебюджетных средств является главный врач учреждения (филиала) (п.7).
Положением о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг предусмотрен следующий порядок распределения внебюджетных средств. Распределение средств, полученных от внебюджетной деятельности, производится после поступления денежных средств на счёт или в кассу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» или его филиалов (при наличии оригинала договора и подписанного обеими сторонами акта об оказании услуг) - ежемесячно на следующей основе:
Из общей суммы поступлений за выполненные работы и оказанные медицинские услуги исключаются средства, подлежащие перечислению в бюджет в виде налога на добавленную стоимость - 18%. Оставшаяся сумма направляется:
- до 50% - на развитие материально-технической базы;
- до 70% - на стимулирующие выплаты сотрудникам центра (филиала) из них:
- до 42% - на стимулирующие выплаты основного персонала на основании представления заведующих отделами и лабораториями (на заведующих отделами и лабораториями на основании представления заместителя главного врача по организационно- методической работе, в филиалах - по решению главного врача);
- до 28% на стимулирование административно-управленческого и административно-хозяйственного персонала на основании представления заместителя главного врача по организационно-методической работе (в филиалах-по решению главного врача).
На стимулирующие выплаты производится начисление налогов в соответствии с действующим законодательством.
Стимулирующие выплаты по внебюджетной деятельности учитываются во всех случаях расчёта заработной платы (при выплате выходного пособия, сохраняемого среднего заработка при увольнении, оплате ежегодного отпуска и т.д.)
В целях совершенствования государственной социальной политики, сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Указом Президента Российской Федерации № 597 от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановлено принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (подпункт «е» пункта 1 Указа).
В соответствии с данным поручением, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее - Программа).
Согласно разделу I Программы, ее действие распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Реализация Программы осуществляется в отношении федеральных государственных учреждений Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений.
Приказом Роспотребнадзора № 274 от 30 апреля 2013 года утверждён «План мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников. В данном приказе указано, что целью «дорожной карты» является оптимизация структуры и повышение качества выполняемых учреждениями работ (оказываемых услуг) в сферах здравоохранения и науки как в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Роспотребнадзора, так и работ (услуг), выполняемых подведомственными учреждениями сверх установленного государственного задания, на основе повышения эффективности деятельности учреждений и их работников.
В адрес руководителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» поступило информационное письмо от руководителя Роспотребнадзора от 23.01.2018 года №01/745-2018-26, в котором было обращено внимание на достижение показателей по «дорожной карте», а также рекомендовано высвободившиеся средства от приносящей доход деятельности направлять на развитие материально-технической базы учреждения.
С учётом условий дополнительных соглашений к трудовым договорам истцов, действовавших в спорный период, размер ежемесячной заработной платы без дополнительных выплат составлял:
- У истца Гришиной Е.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Итого 8611 рублей 50 копеек.
- У истца Дербеневой И.В.: 1. Оклад – 8115 рублей; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 405 рублей 75 копеек; выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при расширении зоны обслуживания должности врача-бактериолога в размере 30% оклада – 2434 рубля 50 копеек на срок до 31.12.2018 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 1217 рублей 25 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1217 рублей 25 копеек, персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт субсидий в размере 2,0 – 16230 рублей. Итого 29619 рублей 75 копеек.
- У истца Субботиной Т.Л.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Итого 8611 рублей 50 копеек.
- У истца Веденеевой С.А.: 1. Оклад – 9501 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: -совмещение должности врача-бактериолога микробиологической лаборатории в размере 40% - 3800 рублей 40 копеек; - совмещение должности врача по общей гигиене общего отдела в размере 40% - 3800 рублей 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1425 рублей 15 копеек; -персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт субсидий в размере 2,0 – 19002 рубля. Итого 37528 рублей 95 копеек.
- У истца Хавкиной Г.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до 31.12.2018: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Итого 8324 рубля 45 копеек.
По сведениям ответчика, которые не оспорены стороной истцов:
- в 2018 году истцу Гришиной Е.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 224057 рублей 54 копейки. В 2017 заработная плата составляла 188024 рубля 52 копейки. Повышение в 2018 году составило 36033 рубля 02 копейки. Среднемесячная заработная плата в 2017 году составляла 15668 рублей 71 копейка, а в 2018 году – 18671 рубль 46 копеек. Повышение составило 19%.
- в 2018 году истцу Дербеневой И.В. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 647745 рублей 01 копейка. В 2017 заработная плата составляла 428137 рублей 53 копейки. Повышение в 2018 году составило 219607 рублей 48 копеек. Среднемесячная заработная плата в 2017 году составляла 35678 рублей 13 копеек, а в 2018 году – 53978 рублей 75 копеек. Повышение составляет 51%.
- в 2018 году истцу Субботиной Т.Л. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 222922 рубля 75 копеек. В 2017 заработная плата составляла 188654 рубля 38 копеек. Повышение в 2018 году составило 34268 рублей 37 копеек. Среднемесячная заработная плата в 2017 году составляла 15721 рубль 20 копеек, а в 2018 году – 18576 рублей 90 копеек. Повышение составило 18%.
- в 2018 году истцу Веденеевой С.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 713453 рубля 02 копейки. В 2017 заработная плата составляла 163992 рубля 54 копейки. Повышение в 2018 году составило 549460 рублей 48 копеек. Среднемесячная заработная плата в 2017 году составляла 35775 рублей 55 копеек, а в 2018 году – 59454 рубля 42 копейки. Повышение составило 66%.
- в 2018 году истцу Хавкиной Г.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 225512 рублей 11 копеек. В 2017 заработная плата составляла 204294 рубля 61 копейка. Повышение в 2018 году составило 21217 рублей 50 копеек. Среднемесячная заработная плата в 2017 году составляла 17024 рубля 55 копеек, а в 2018 году – 18792 рубля 68 копеек. Повышение составило 10%.
В течение спорного периода каждому из истцов помимо стимулирующих выплат, указанных в дополнительных соглашениях к трудовым договорам, выплачивалась стимулирующая надбавка по показателям эффективности работы, что подтверждается расчётными листками истцов, выписками из расчётной ведомости и соответствующими приказами.
За 2018 год работникам Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» была начислена заработная плата в размере 21382,9 тыс.рублей, из них 13722,3 тыс.рублей за счёт бюджетов всех уровней, 7660,6 тыс.рублей за счёт средств от приносящей доход деятельности. Общие поступления денежных средств от приносящей доход деятельности за 2018 год составили 20053524 рублей 70 копеек, расходы на выплату персоналу составили 10431571 рубль 19 копеек, с учётом взносов по обязательному социальному страхованию.
Судом также установлено, что каждому из истцов в течение спорного периода ежемесячно часть заработной платы выплачивалась за счёт средств от приносящей доход деятельности, что подтверждается выписками из расчётной ведомости.
Из расчётных листков истцов видно, что каждый из истцов в основное рабочее время выполняли работу как по государственному заданию, так и по внебюджетной деятельности.
Разрешая требования истцов,оценив все представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд, учитывая, чтов трудовых договорах и в дополнительных соглашениях к ним отсутствует условие о выплате какой-либо составляющей части заработной платы истцов от внебюджетной деятельности учреждения, пришел к однозначному выводу о том, что при изложенных выше обстоятельствах работодателем права истцов по оплате их труда нарушены не были, в связи с чем, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для взыскания с ответчика в пользу истцов стимулирующих выплат (премии) за период с февраля по декабрь 2018 года, поскольку стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Рассматривая вопрос об уважительности причин пропуска установленного законом срока, суд пришел к выводу об отсутствии таковых, с учётом разъяснений, указанных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 29.05.2018 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права, установленных обстоятельствах и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований истцам, суд обоснованно исходил из того, что ответчик вправе был поощрить работников за труд, при этом определение конкретного размера премии относится к компетенции руководителя учреждения.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом, системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного, при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем, что судом первой инстанции при разрешении настоящего дела и было принято во внимание.
Так, судом первой инстанции учтено, что в соответствии с условиями трудового договора, заключенного с каждым из истцов, помимо оклада работнику также могут быть выплачены другие выплаты, предусмотренные Положением об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» и Положением о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг, другими локальными нормативными актами ответчика и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, трудовыми договорами не предусмотрена и не гарантирована истцам выплата в обязательном порядке какой-либо премии (стимулирующей выплаты).
В Положении о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг отсутствует норма о том, что ежемесячная стимулирующая выплата является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан вывод о том, что стимулирующие выплаты за счет внебюджетных средств, не входит в состав обязательной части стимулирующих выплат из заработной платы, и ее выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя и не может признаваться дискриминацией в сфере труда.
С учетом выше изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Судом также сделан правомерный вывод о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Судом установлено, не оспаривалось это и стороной истцов о том, что в соответствии с п.5.4. Коллективного договора заработная плата выплачивается в течение одного рабочего дня: за первую половину месяца 20 числа текущего месяца, за вторую половину 5 числа следующего месяца. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ). Выплата осуществляется через кассу Учреждения или перечисляется на банковский счёт. Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы и другим выплатам составляет три рабочих дня (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Оплата отпуска (согласно графику отпусков) производится не позднее, чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ).
В связи с чем, о предполагаемом нарушении своих прав о невыплате стимулирующей выплаты (премии) за февраль 2018 года истцам стало известно не позднее 06 марта 2018 года.
Обращение истцов к ответчику за получением необходимых документов для обращения в суд было направлено лишь в конце февраля 2019г., которые истцами были получены 05 марта 2019г.
С исками в суд истцы обратились 04.04.2019, то есть за пределами срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ссылка истцов в апелляционной жалобе на пропуск срока для обращения в суд с требованием о выплате стимулирующей выплаты за февраль 2018 года в связи с несвоевременным получением от работодателя необходимых документов, несостоятелен.
В связи с изложенным, судом первой инстанции, правомерно сделан вывод о пропуске истцами срока для обращения в суд с требованием о выплате стимулирующей выплаты за февраль 2018 года.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Поскольку в апелляционной жалобе не приводится каких-то новых убедительных доказательств, влекущих отмену решения, процессуальных нарушений такого рода судом не допущено, то принятое решение следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 18 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришиной Елены Аркадьевны, Дербеневой Ирины Вячеславовны, Субботиной Татьяны Леонидовны, Веденеевой Светланы Александровны, Хавкиной Галины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: