Дело № 2а-133/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 октября 2019 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,
при секретаре судебного заседания Донгак Е. А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опай А. М.,
представителя административного ответчика Тулуш О. А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по созданию на территории Тоджинского района Республики Тыва мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения и ведению их реестра,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по созданию на территории Тоджинского района Республики Тыва мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения и ведению их реестра.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией требований законодательства об отходах производства и потребление в части создания площадок накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой выявлено, что Администрацией на территории Тоджинского района по состоянию на 11 сентября 2019 года не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства муниципальных образований, не определена схема размещения и не осуществляется ведение реестра указанных мест (площадок). Бездействием административного ответчика в этой части нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика и возложить на него обязанность по созданию на территории Тоджинского района Республики Тыва места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения и ведению их реестра.
В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск не признала и поддержала письменное возражение, где указано, что прокуратура не уполномочена осуществлять надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а уполномочено Управление Росприроднадзора по Республике Тыва. По результатам проверки какие-либо акты проверки и заключения в деле отсутствуют, как и объективные доказательства в подтверждение административных исковых требований. Прокуратура основывает административный иск только на ответе Администрации, который достоверно истцом не проверен. Требования основаны на финансовых затратах, в то время как к полномочиям Администрации относится только согласование мест размещения, типа ограждения указанных площадок и организации деятельности по обращению с отходами, но не деятельность по их финансированию. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении административного иска.
Административный ответчик в судебном заседании просила отложить рассмотрение административного дела, ссылаясь на то, что представитель Администрации и свидетель не могут принять участие в суде из-за еженедельного совещания, где докладывают отчет о результатах своей работы за неделю. Данное обстоятельство суд считает не уважительной причиной, поскольку участие в суде является уважительной причиной отсутствия на рабочем месте, указанные лица могли представить суду свои письменные объяснения и возражения, в связи с чем суд на основании ст. 154, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) отказал в удовлетворении данного ходатайства и рассмотрел административное дело без их участия, учитывая, что судом предыдущее судебное заседание откладывалось именно по этой причине.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 вступает в силу с 1 января 2019 года, то есть указанная обязанность органов местного самоуправления возникла с 1 января 2019 года.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с ч. 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 15 Правил).
Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 16 Правил).
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.
Из материалов дела видно следующее.
Согласно запросу прокуратуры Тоджинского района Республики Тыва в адрес Администрации, прокуратура запрашивала из Администрации сведения о том, созданы ли места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории района, определены ли схемы размещения данных мест, имеется ли их реестр.
Согласно ответу на запрос, Администрация предоставила сведения о том, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, схемы их размещения фактически не определены.
Распоряжением Администрации № 72 от 27.02.2019 утверждена форма реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовано ведение их реестра на бумажном носителе и в электронном виде путем размещения в сети интернет на официальном сайте Администрации. На копии генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва указаны места для размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно отзыву административного истца на возражение, обязанность Администрации прямо предусмотрено в указанных выше нормативно-правовых актах, случаев и сведений, когда такая обязанность лежит на других лиц, ответчиком не предоставлено. Администрацией предоставлена схема размещения мест для размещения твердых коммунальных отходов только на территории с. Тоора-Хем, в то время как в других сельских поселениях такие схемы Администрацией не разработаны, в связи с чем возражение административного ответчика по мнению административного истца являются не обоснованными.
Согласно справке помощника прокурора Опай А.М. от 14.10.2019, проведенным им мониторингом официального сайта Администрации установлено отсутствие на сайте информации о реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тоджинского района.
Так, административным ответчиком не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, схемы их размещения не определены, их реестр фактически не ведется, ведение реестра ни в бумажном, ни в электронном виде суду не представлено, в связи с чем суд считает, что доводы административного истца о признании бездействия Администрации в указанной части нашли свое подтверждение и являются обоснованными, по этой причине подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, указанным бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в интересах которых прокурор обращается с административным иском в суд, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Административным ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы административного истца. Подтверждающих доказательств в обоснование своих возражений Администрация суду не предоставила. Поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам административного истца, так как они составлены в соответствии с требованиями КАС РФ, и признаны судом относимыми и допустимыми.
Доводы административного ответчика о том, что прокуратура не уполномочена осуществлять надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а уполномочено Управление Росприроднадзора по Республике Тыва, суд считает несостоятельным, поскольку ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено полномочие прокурора в части осуществления надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления.
Доводы административного ответчика о том, что в деле отсутствуют результаты проверки в виде актов и заключений, как и объективные доказательства в подтверждение административных исковых требований, суд считает несостоятельными, так как проверка может проводиться путем направления соответствующих запросов и получения ответов на них, при этом составление актов и заключений суд считает не обязательным.
Возражение административного ответчика о том, что прокуратура основывает административный иск только на ответе Администрации, который достоверно не проверен нельзя считать обоснованным, поскольку административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 14 КАС РФ), административный ответчик вправе был представлять подтверждающие свои доводы доказательства, однако таковых в суд не предоставил.
На основании указанных выше норм закона, которые предусматривают прямую обязанность Администрации, как органа местного самоуправления, по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схемы их размещения и ведения их реестра, суд считает несостоятельными и доводы административного ответчика о том, что к полномочиям Администрации относится только согласование мест размещения, типа ограждения указанных площадок и организации деятельности по обращению с отходами.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворяется в полном объеме.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-176, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по созданию на территории Тоджинского района Республики Тыва мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства муниципальных образований, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва создать на территории Тоджинского района Республики Тыва места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства муниципальных образований, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол