Дело № 12-9/2024
УИД 33MS0065-01-2023-001499-54 Копия
РЕШЕНИЕ
9 января 2024 года г. Собинка
Судья Собинского городского суда Владимирской области Денисова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации NN Управления персонифицированного учета ОСФР по <...> ГЕП на постановление мирового судьи судебного участка NN <...> и ЗАТО <...> от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Шанс» ГЗВ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка NN <...> и ЗАТО <...> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Шанс» ГЗВ прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник отдела персонифицированного учета и обработки информации NN Управления персонифицированного учета ОСФР по <...> ГЕП обратилась в Собинский городской суд <...> с жалобой. В обоснование доводов жалобы указала, что обстоятельством, послужившим основанием для возбуждения в отношении ГЗВ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2022 г. Обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-М в срок не позднее 15 января 2023 г., установлена ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ). Отмечает, что ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 г., сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ (1 января 2023 г.). Указывает, что к таким сведениям относятся сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С учетом указанных положений Федерального закона № 237-ФЗ полагает, что изменение ст. 11 Федерального Закона № 27-ФЗ Федеральным законом № 237-ФЗ и Федеральным законом от 28 декабря 2022 г. № 569 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 569-ФЗ), положение ГЗВ каким-либо образом не улучшает, административную ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не смягчает и не отменяет. Обращает внимание, что положения Закона № 27-ФЗ, предусматривающие необходимость представления отчетности по установленным формам в установленном законом порядке, не изменились. Отмечает, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ГЗВ объективная сторона вмененного ей правонарушения также не изменилась, ответственность за него сохранилась. Считает, что вывод суда об отсутствии на момент составления протокола требований закона о предоставлении сведений о застрахованных лицах не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ. Просит отменить обжалуемое постановление мирового судьи и направить дело на навое рассмотрение.
ГЗВ, ОСФР по <...>, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств не заявляли.
Поскольку неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению жалобы, считаю возможным в порядке ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как усматривается из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела персонифицированного учета и обработки информации NN Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <...> в отношении генерального директора ООО «Шанс» ГЗВ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому последней в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» нарушены сроки предоставления (ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем) в Управление персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <...> формы СЗВ-М за декабрь 2022 г., предоставив их ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением мирового судьи судебного участка NN <...> и ЗАТО <...> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Шанс» ГЗВ прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Вместе с тем согласиться с выводами мирового судьи нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г., было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 г. № 103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» и Порядка заполнения формы указанных сведений».
Статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанностей, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (определения Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 1862-О, от 17 июля 2018 г. № 1712-О).
В силу ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 г. № 8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 г. обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 245п Утверждена единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок её заполнения».
Вместе с тем ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 г., сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд РФ в своем постановлении № 3-П от 17 января 2018 г. разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закреплявшая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, отмена обязанности по предоставлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023 г., не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 г.
Мировой судья при рассмотрении настоящего дела указанные обстоятельства не учел.
Аналогичный правовой подход выражен и в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 г. № 50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении мировым судьей не выполнены в полном объеме требования ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «Шанс» ГЗВ, подлежит отмене, дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка NN <...> и ЗАТО <...>.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации NN Управления персонифицированного учета ОСФР по <...> ГЕП - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка NN <...> и ЗАТО <...> от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в отношении генерального директора ООО «Шанс» ГЗВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка NN <...> и ЗАТО <...>.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.А. Денисова