Решение по делу № 2-3395/2020 от 17.06.2020

Дело № 2-3395/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года                                        г.о. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелковского городского прокурора Московской области обратившегося в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования к Администрации г.о. Щелково, МУП ГОЩ «ЖЕЗ ЖКУ», Шныровой ФИО10 об оспаривании постановления, признании договора купли-продажи нежилого помещения недействительным, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

        Щелковский городской прокурор Московской области обратился в Щелковский городской суд Московской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования с иском к Администрации г.о. Щелково, МУП ГОЩ «ЖЕЗ ЖКУ», Шныровой ФИО11 об оспаривании постановления Администрации ЩМР от 16.11.2017 г , признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения –машиноместа по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м. с кадастровым номером , заключенного МУП ГОЩ «ЖЕЗ ЖКУ» со ФИО1 01.102018 года, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование иска указано, что в связи с поступившей в прокуратуру информацией о нарушении закона в период с 01.04.2020 по 30.04.2020 проведена проверка по факту отчуждения муниципального имущества МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» (ранее МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ»). В результате проверки было установлено, что постановлением администрации Щелковского муниципального района от 16.11.2017 за МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» (МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ») на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество – нежилое помещение – машиноместо по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером .

           По акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 20.11.2017 указанное имущество принято на баланс МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» (в настоящее время МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ») с балансовой стоимостью 654 292,16 руб.

Директор МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» ФИО4 24.05.2018 письменно обратился к собственнику имущества в лице руководителя администрации ФИО5 с заявлением о согласовании сделки по продаже недвижимого имущества – машиноместа площадью 16 кв.м по адресу: <адрес> кадастровым номером .

Письмом первого заместителя главы администрации Щелковского муниципального района ФИО6 от 01.06.2018 продажа указанного имущества МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» согласована.

В горпрокуратуру были представлены отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества по указанному адресу, выполненные ФИО8 Дата составления отчета об оценке недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> – 18.12.2017 (на основании договора от 12.12.2017), т.е., раньше, чем дата обращения ФИО4 в администрацию и получение согласование на его отчуждение. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что недвижимое имущество было передано в хозяйственное ведение МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» для его последующей реализации третьим лицам. 01.10.2018 МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» заключен договор купли-продажи указанного имущества со Шныровой И.В., цена договора составила 210 000,00 руб.

Постановлением администрации г.о. Щелково от 14.11.2019 право хозяйственного ведения на нежилое помещение – машиноместо с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> прекращено, помещение исключено из реестра муниципального имущества городского округа Щелково.

В связи с вышеизложенным истец просит суд признать недействительным постановление администрации Щелковского муниципального района от 16.11.2017 о закреплении за МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества – нежилого помещения – машиноместа по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером . И признать недействительным договор купли-продажи недвижимого имущества – нежилого помещения – машиноместа по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером , заключенного 01.10.2018 со Шныровой И.В и применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата имущества - нежилого помещения – машиноместа по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером в собственность г.о. Щелково, обязать МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» вернуть Шныровой И.В. стоимость указанного имущества в размере 210 000 руб.

            В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представители Администрации г.о. Щелково и МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» в судебном заседании полагали иск подлежащим удовлетворению.

Ответчик Шнырова И.В. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания, извещен.

Суд, заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды.

Кроме того, к нарушению публичного интереса Пленум Верховного Суда Российской Федерации также отнес и совершение сделки вопреки явно выраженному запрету, установленному законом.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статьей 12 данного закона предусмотрено, что начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. Однако, действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка по факту отчуждения муниципального имущества МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» (ранее МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ»), в результате которой было установлено, что постановлением администрации Щелковского муниципального района от 16.11.2017 за МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» (МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ») на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество – нежилое помещение – машиноместо по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером . По акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 20.11.2017 указанное имущество принято на баланс МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» (в настоящее время МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ») с балансовой стоимостью 654 292,16 руб.

Директор МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» ФИО4 24.05.2018 письменно обращался к собственнику имущества в лице руководителя администрации ФИО5 с заявлением о согласовании сделки по продаже недвижимого имущества – машиноместа площадью 16 кв.м по адресу: <адрес> кадастровым номером . После чего, письмом первого заместителя главы администрации Щелковского муниципального района ФИО6 от 01.06.2018 продажа указанного имущества МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» была согласована.

В прокуратуру были представлены отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества по указанному адресу, выполненные ФИО9 Дата составления отчета об оценке недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> – 18.12.2017 (на основании договора от 12.12.2017), т.е., раньше, чем дата обращения ФИО4 в администрацию и получение согласование на его отчуждение.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что недвижимое имущество было передано в хозяйственное ведение МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» для его последующей реализации третьим лицам. Так, 01.10.2018 МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» заключен договор купли-продажи указанного имущества со Шныровой И.В., цена договора составила 210 000,00 руб., после чего, Постановлением администрации г.о. Щелково от 14.11.2019 право хозяйственного ведения на нежилое помещение – машиноместо с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> прекращено, помещение исключено из реестра муниципального имущества городского округа Щелково.

В силу ч.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из содержания ч.1 ст.166, ч.1 ст.167, ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна независимо от признания её таковой судом.

Цель – прикрыть истинную сделку может достигаться как оформлением одного договора, так и путем составления нескольких сделок. Признаком притворности сделки является несовпадение волеизъявления сторон с их внутренней волей при совершении сделки.

В главе IV Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» перечислены способы приватизации государственного и муниципального имущества, среди которых отсутствует возможность непосредственной продажи муниципального имущества заранее определенному лицу.

В соответствии с планом приватизации муниципального имущества городского поселения Щелково, имущество по указанному выше адресу не было включено в план (программу) приватизации муниципального имущества на 2017 год.

Указанные обстоятельства, а именно: передача муниципального имущества, не относящегося к непосредственной деятельности МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ», в хозяйственное ведение предприятия; заключение договоров на проведение оценки и сама оценка до официального обращения МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» к собственнику имущества; свидетельствуют о том, что муниципальное имущество было передано администрацией Щелковского муниципального района на праве хозяйственного ведения МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» лишь для последующей его продажи в обход предусмотренной законом процедуры торгов.

Данные обстоятельства способствовали необъективной оценке рыночной стоимости продаваемого имущества, которая составила 210 000,00 руб., т.е., ниже балансовой стоимости с учетом амортизации, что является явно заниженной стоимостью.

В связи с чем, усматривается, что совершенная сделка купли-продажи является ничтожной.

Таким образом, учитывая, что установленные законом способы приватизации не обеспечивали безусловной передачи спорного имущества третьим лицам, стороны совершили притворную сделку с целью создания видимости законной передачи титула собственника конкретному лицу.

Именно с этой целью спорное недвижимое имущество было изъято из состава муниципальной казны и передано в хозяйственное ведение МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ», которое данное имущество не использовало, а совершило сделку купли-продажи.

Из информации МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» от 13.05.2020 следует, что машиноместо , расположенное по адресу: <адрес> не использовалось, техника предприятия фактически располагается на придомовой территории по адресу: <адрес>.

Целью данного притворного договора купли-продажи было создание искусственного обхода норм Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и применения пп.9 п.2 ст.3 данного закона, определившего, что действие закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Как указывает пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», имущество унитарного предприятия формируется, в частности, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона №161-ФЗ, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона №161-ФЗ государственное унитарное предприятие вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

О притворном характере договоров свидетельствуют следующие обстоятельства.

Передача вышеуказанного недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» осуществлена не с целью его последующего использования предприятием для осуществления уставной деятельности и после его передачи в хозяйственное ведение предприятия отчуждено последним в пользу третьего лица. При закреплении за предприятием на праве хозяйственного ведения спорное имущество фактически ему во владение не передавалось и в его деятельности не использовалось. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанное имущество не предполагалось к реальному использованию в хозяйственной деятельности предприятия, а было необходимо лишь для создания видимости законного отчуждения имущества. У собственника отсутствовало намерение создать правовые последствия, предусмотренные законом для возникновения права хозяйственного ведения. Об этом свидетельствует факт отчуждения спорного имущества в течение года после его передачи в хозяйственное ведение.

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно ч.2,3 ст.18 указанного закона, государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Таким образом, имущество изначально было закреплено собственником за муниципальным предприятием в целях его последующего отчуждения, из чего следует, что совершенные действия, связанные с передачей спорного имущества в хозяйственное ведение предприятия, заключением и исполнением договоров купли-продажи имущества, носят притворный характер и прикрывают собой сделку по отчуждению муниципального имущества в собственность третьих лиц в нарушение действующего законодательства о приватизации. Кроме этого, при отчуждении данного имущества были нарушены требования антимонопольного законодательства, а именно, отчуждение произведено в отсутствие конкурентных процедур

Учитывая изложенное, договор купли-продажи на вышеуказанное имущество, заключенный МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» с Шныровой И.В., является притворной сделкой, прикрывающей собой сделку по отчуждению муниципального имущества способом, не предусмотренным Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Указанная прикрываемая сделка в силу ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной.

В соответствии с ч.2 ст.170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Согласно ч.2 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Реституция в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть применены в этом случае только тогда, когда сделка, которую прикрывает притворная, также недействительна.

При таких обстоятельствах, действия должностных лиц администрации Щелковского муниципального района, осуществивших мероприятия по приватизации муниципального имущества расположенного по адресу: <адрес> нарушение действующих нормативно-правовых актов и допустивших необъективную оценку рыночной стоимости муниципального имущества, повлекли неправомерное отчуждение муниципального имущества в пользу третьих лиц, что является существенным нарушением прав муниципального образования.

В соответствии с Законом Московской области №258/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Щёлковского муниципального района» территории городского поселения Загорянский, городского поселения Монино, городского поселения Фряново, городского поселения Щёлково, сельского поселения Гребневское, сельского поселения Медвежье-Озёрское, сельского поселения Огудневское, сельского поселения Трубинское (далее – поселения) без изменения границ территории Щёлковского муниципального района объединены в единое муниципальное образование с присвоением ему статуса городского округа (далее – городской округ Щёлково).

Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 19.03.2019 №919/85 администрация Щелковского муниципального района переименована в администрацию городского округа Щелково.

В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При этом в силу пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Таким образом, поскольку, заключенным договором купли-продажи недвижимого имущества нарушены законные права и интересы администрации г.о. Щелково как собственника имущества, с целью восстановления нарушенных прав муниципального образования г.о. Щелково, являвшегося собственником указанного выше имущества, суд полагает необходимым применить последствия недействительности указанной выше ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Шнырову И.В. вернуть в казну г.о. Щелково помещение по адресу: <адрес>, машиноместо площадью 16 кв.м., с кадастровым номером обязать МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» возвратить сумму полученной при продаже недвижимого имущества суммы в размере 210 000,00 руб.

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

         Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Щелковского городского прокурора Московской области – удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Щелковского муниципального района от 16.11.2017 о закреплении за МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества – нежилого помещения – машиноместа по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером

Признать недействительным договор купли-продажи недвижимого имущества – нежилого помещения – машиноместа по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером заключенного между МУП ЩМР «ДЕЗ ЖКУ» и Шныровой ФИО12 01.10.2018 года.

Применить последствия недействительности сделки:

- прекратить право собственности Шныровой ФИО13 на нежилое помещение – машиноместо по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м с кадастровым номером

- признать право собственности муниципального образования городского округа Щелково на нежилое помещение – машиноместо по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м. с кадастровым номером

Обязать МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ» возвратить Шныровой ФИО14 стоимость имущества в размере 210 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд в апелляционном порядке.

         Председательствующий:

         Судья                                                                                    Н.Г. Разумовская

2-3395/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Щелковский городской прокурор МО в интер. муниципального образования г.о. Щелково
Ответчики
Администрация г.о. Щелково
Шнырова Ирина Владимировна
МУП ГОЩ "ДЕЗ ЖКУ"
Другие
Управление Росреестра по МО
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Разумовская Н.Г.
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Подготовка дела (собеседование)
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее