Решение по делу № 2-614/2020 от 17.12.2019

Дело № 2-614/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    15 июля 2020 года Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Пекарининой И.А.

при секретаре: Соловей Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Смирнова ФИО8 к начальнику 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 3-и лица: Смирнова ФИО8, Министерство Обороны Российской Федерации о признании действий незаконными и обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец, в редакции требований от 11.06.2020, просит суд признать незаконным решение начальника 1 Отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 18.04.2018 г. № 14/сев о снятии Смирнова ФИО8 с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в принятии сына истца - Смирнова ФИО8 на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Обязать начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Смирнова ФИО8 на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых- по договору социального найма.

Обязать начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии сына истца - Смирнова ФИО8 на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указывает на то, что впервые был принят на квартирный учет как военнослужащий ВС РФ с 1987 года, протоколом жилищной комиссии в/ч 10790 от 23.06.2010 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма. До 18.03.2014 года на территории г. ФИО8 действовало жилищное законодательство Украины, в соответствии с которым истец и был принят на квартирный учет, т.е. на него распространяются положения ч.3 ст. 1 ФКЗ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. После 18.03.2014 года, в соответствии с ч.1 ст. 56 ЖК РФ, истец также не мог быть снят с квартирного учета, поскольку не утратил основания для получения права на жилое помещение по договору социального найма., поскольку был поставлен на квартирный учет до введения в действие норм ЖК РФ (был принят на учет до 01.03.2005 года). Жилищные правоотношения сторон являются длящимися, что не было учтено при принятии решения о снятии Смирнова В.А. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 18.04.2018 года № 14/сев в соответствии с п 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Также указывал на то, что не является членом семьи собственника Смирновой Т.В., поскольку, несмотря на то, что был зарегистрирован по месту проживания с бывшей супругой в ее домовладении с ноября 2006 года по 16.11.2017 года фактически с бывшей супругой не проживает, а проживает и проживал с 2007 года, по месту нахождения служебного жилья с сыном.

Представитель ответчика - ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (1 отдел) в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в его удовлетворении как необоснованного, указал на то, что ответчик при принятии решения действовал в соответствии с законом, оснований для сохранения права за истцом нахождения не квартирном учете не имелось, поскольку супруга военнослужащего – Смирнова Т.В., с 27.03.2008 года является собственником квартиры № ФИО8 в доме № ФИО8 по пр. ФИО8 в г. ФИО8.

Неявка 3-х лиц, своевременно и надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует его рассмотрению.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно параграфа 2 приказа командира войсковой части 72136 от 17.08.2010 № ФИО8 Смирнов В.А. уволен с военной службы отставку (копия прилагается). В соответствии с приказом командира войсковой части 10506 от 20.08.2010. № ФИО8 административный истец 20.08.2010 г. исключён из списков личного состава части.

Административный истец находился на квартирном учёте с 1987 гчто подтверждается выпиской из протокола жилищной комиссии войсковойчасти 10790 от 01.11.2006 г. № 10.

Решением Начальника 1 Отдела (г. Севастополь) Федеральногогосударственного казенного учреждения «Южное региональное управленияжилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерацииадминистративный истец был принят на учёт нуждающихся в жилыхпомещениях, предоставляемых по договору социального найма с 23.06.2010г.

Согласно протокола жилищной комиссии войсковой части 10790 о01.11.2006 г. № 10 истцу была распределена служебная квартира, расположенная по адресу: ФИО8.

                10.07.2019 г. истец обратился в 1 Отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства, обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма его сына - ФИО8 в качестве члена семьи. В соответствии с уведомлением административного ответчика от г. № 184/07/11871 административного истца было извещено с том, что решением начальника 1 Отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 18.04.2018 г. № 14/сев он снят с жилищного учёта. Кроме этого, отказано в принятии на жилищный учёт сына истца.

              Как ранее указывал суд, основанием для принятия решения от 18.04.2018 года № 14/сев, явился тот факт, что супруга истца Смирнова Т.В. является с 27.03.2008 года собственником квартиры № ФИО8 в доме № ФИО8 по пр. ФИО8 в г. ФИО8. В материалы дела представлена копия свидетельства о праве на наследство по закону от 27.03.2008 года, согласно которого Смирнова Т.В. является собственником вышеуказанной квартиры.

               Ответчиком не оспаривался факт проживания истца в ранее выделенной квартире № ФИО8 по ул. ФИО8, ФИО8 в г. ФИО8, согласно ордера № ФИО8 от 07.05.2008 года и жилищного договора заключенного истцом в командировам в/ч 10790.

               Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

              В соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

             Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).

             Согласно пункту 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

             Порядок признания военнослужащих - граждан нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирован Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (ред. от 9 декабря 2017 года) "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - Правила).

             Согласно пункту 2 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Закона N 76 у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.

             Согласно пункту 14 Правил военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

             Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

            При этом согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

            В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

           В абзаце 2 пункта 13 названного Постановления Пленума разъяснено, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

             При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

             Учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ) (пункт 13 Постановления Пленума).

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

    Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

           Пунктом 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Данная норма утратила силу, ее положение интегрированы в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

           Как следует из положений, закрепленных в частях 1, 2, 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

        Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что истец, рассчитывал на получение квартиры за счет средств государственного бюджета на состав семьи с учетом супруги и положенной ей площади жилого помещения в случае предоставления жилья, а поэтому факт расторжения их брака после открытия для супруги наследства правового значения в данном случае не имеет. То обстоятельство, что после расторжения брака между супругами, истец действий, направленных на исключение из членов его семьи бывшей супруги не предпринимал, свидетельствует о том, что на момент исключения из списка нуждающихся семьи Смирновых, его бывшая супруга не утратила статус члена семьи своего бывшего супруга.

           Таким образом, изложенные обстоятельства в силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации указывают на сохранение Смирновым В.А и Смирновой Т.В. семейных отношений, в связи с чем принадлежащее ей жилье подлежало учету.

              В связи с изложенным, в удовлетворении иска следует отказать, в том числе по требованиям Смирнова В.А. о признании незаконным снятия с квартирного учета Смирнова Н.В., поскольку самостоятельного права нахождения на квартирном учете Смирнов Н.В. не приобрел.

На основании ст. 55-57, 98, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Смирнова ФИО8 к начальнику 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 3-и лица: Смирнова ФИО8, Министерство Обороны Российской Федерации о признании действий незаконными и обязании совершить действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

    Полный текст решения изготовлен 21 июля 2020 года.

Судья Нахимовского районного суда

              города Севастополя                                                             И.А. Пекаринина

2-614/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Валерий Анатольевич
Смирнов Никита Валерьевич
Ответчики
Начальник 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ
Другие
Смирнова Татьяна Викторовна
Федорченко Александр Александрович
Клименко Станислав Вадимович
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Пекаринина Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
30.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
11.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2020Подготовка дела (собеседование)
26.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.05.2020Производство по делу возобновлено
06.04.2020Судебное заседание
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
03.06.2020Судебное заседание
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее