Дело № 2-3031/2020г.
УИД: 48RS0001-01-2020-003482-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г. Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Кондратьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» о понуждении к приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Советского района города Липецка, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка», МУ «Управление благоустройства г. Липецка» о возложении обязанности по приведению автомобильной дороги требованиям ГОСТ Р 52289-2004. В обоснование требований истец указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что автомобильная дорога по ул. Семашко г. Липецка в районе расположения ДОУ № 91 (ул. Семашко, 12) оборудована знаками 1.23 «Дети», а также искусственной неровностью со знаком 5.20 «Искусственная неровность». Вместе с тем в нарушение требований ГОСТ горизонтальная разметка 1.25, обозначающая искусственную неровность, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», горизонтальная дорожная разметка «Дети» на дорожном полотне отсутствуют. В связи с чем прокурор Советского района г. Липецка просит обязать ответчиков устранить указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования и просил обязать департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», 1.24.1 «Дети» и горизонтальной разметки 1.25 «Искусственная неровность» по улице Семашко г. Липецка в районе ДОУ № 91 г. Липецка в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 в срок до 15.09.2020 года.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района г. Липецка Федотова О.Г. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика – МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» по доверенности Копылова Л.А. и представитель ответчика - департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка по доверенности Казьмина Н.М. в судебном заседании просили не приводить в исполнение решение суда, ссылаясь на то, что исковые требования прокурора в настоящее время исполнены в полном объеме.
Представитель ответчика – МУ «Управление благоустройства г. Липецка», представитель третьего лица – ООО «Дорпроект и Партнеры» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьёй 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к задачам в области безопасности дорожного движения отнесены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 приведенной статьи).
В силу пункта 6 части 1 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Устава г. Липецка, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 декабря 2004 года № 539, к вопросам местного значения города Липецка относится, в том числе, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 3 Положения «О департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка», утвержденного решением сессии Липецкого городского Совета депутатов №342 от 26 января 2017 года, к функциям департамента относятся организация выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Липецка и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).
Согласно постановлению Главы администрации г. Липецка от 04 февраля 1998 года № 339 «О создании службы единого заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства г. Липецка» - МУ «УГС г. Липецка» переданы безвозмездно на праве оперативного управления объекты внешнего благоустройства: дороги, ливневая канализация.
В соответствии с распоряжением администрации г. Липецка от 28 декабря 2012 года № 982-р МУ «УГС г. Липецка» наделено полномочиями по выполнению функций технического надзора за выполнением работ по техническому обслуживанию, ремонту автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных дорожных сооружений, а также по согласованию технической документации и сметных расчетов на ремонт автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных сооружений на них.
Согласно пункту 2.1 Устава МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» деятельность Учреждения направлена на достижение целей удовлетворения потребностей населения г. Липецка в благоустройстве территорий города, связанным с ремонтом и текущим содержанием объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, к функциям и компетенции Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка и МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения.
Пунктом 6.2.17 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 года № 1425-ст) разметку 1.14.1 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м; разметка 1.24.1 применяется для дублирования предупреждающих знаков. Разметку 1.24.1 наносят через 20-30 м после места установки соответствующего предупреждающего знака. На многополосных дорогах разметку 1.24.1 наносят на каждой полосе, предназначенной для движения в данном направлении движения; разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 «Дети», применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надписи «Дети» или «Школа» на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом; разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости. Разметку наносят в начале и в конце неровности на наклонном участке.
Пунктом 5.1.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2018 года N 81-ст, установлена следующая продолжительность функциональной долговечности горизонтальной разметки:
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами - не менее одного года;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненная красками (эмалями), - не менее трех месяцев;
- функциональная долговечность временной горизонтальной разметки - в соответствии с требованиями для постоянной. При окончании событий, потребовавших ее нанесения, производится демаскировка временной горизонтальной разметки.
Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, а разрушение и износ горизонтальной разметки по площади не должны превышать следующих значений:
- для разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерными лентами, штучными формами, - 25 %;
- для разметки, выполненной красками (эмалями), термопластиками и холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм (за исключением разметки, дублирующей изображение дорожных знаков), - 50 %;
- для разметки, дублирующей изображение дорожных знаков, - 25 %, независимо от применяемых материалов (изделий).
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Липецка совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Липецку 26 июня 2020 года на территории округа проведена проверка соблюдения действующего законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.
В ходе проверки выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52289-2004 (в дальнейшем, с учетом уточнения исковых требований – ГОСТ Р 52289-2019 от 15.09.2019 года) «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в частности установлено, что автомобильная дорога по ул. Семашко г. Липецка в районе расположения ДОУ № 91 (ул. Семашко, 12) оборудована знаками 1.23 «Дети», а также искусственной неровностью со знаком 5.20 «Искусственная неровность». Вместе с тем, в нарушение требований ГОСТ горизонтальная разметка 1.25, обозначающая искусственную неровность, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», горизонтальная дорожная разметка «Дети» на дорожном полотне отсутствуют.
Как следует из письменных возражений представителя ответчика – МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» и приложенных к нему документов, по результатам аукциона между МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» и ООО «Дорпроект и Партнеры» заключен муниципальный контракт № 43 от 22.06.2020 года на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети г. Липецка в 2020 году. Данные работы выполняются в соответствии с графиком производства работ.
Согласно графику производства работ, являющимся Приложением №3 к техническому заданию к муниципальному контракту, работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», 1.24.1 «Дети» и горизонтальной разметки 1.25 «Искусственная неровность» по улице Семашко г. Липецка в районе ДОУ № 91 г. Липецка будет выполнена до 31.08.2020 года.
Между тем, доказательств наличия на проезжей части автомобильной дороги горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», 1.24.1 «Дети» и горизонтальной разметки 1.25 «Искусственная неровность» по улице Семашко г. Липецка в районе ДОУ № 91 г. Липецка на момент подачи настоящего иска представителем ответчика не представлено.
Таким образом, суд считает установленным, что выявленные в ходе проведения настоящей проверки нарушения законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении департаментом дорожного хозяйства и благоустройства и МУ «УГС г. Липецка» возложенных на них обязанностей в части содержания и технического обеспечение автомобильных дорог г. Липецка, осуществления контроля за техническим состоянием автомобильных дорог и отсутствии должного контроля за выполнением подрядчиком всех условий заключенного муниципального контракта.
Вместе с тем, исходя из объяснений представителя ответчика - МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» и представленных доказательств, следует, что на момент рассмотрения дела покрытие проезжей части в части нанесения горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», 1.24.1 «Дети» и горизонтальной разметки 1.25 «Искусственная неровность» по улице Семашко г. Липецка в районе ДОУ №91 г. Липецка приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
Принимая во внимание тот факт, что требования прокурора Советского района города Липецка исполнены до постановки судебного решения, суд считает возможным решение в исполнение не приводить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1 «░░░░░», 1.24.1 «░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.25 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ № 91 ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.