Дело №
УИД- 75RS0№-22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2022 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Дуденко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к АО «СтройЗемНедвижимость-Пермь» о взыскании ущерба,
установил:
заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора (далее-прокурор) обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства при производстве работ по реконструкции линий электропередач, в ходе которой установлено следующее.
23.03.2021 сотрудниками Петровск-Забайкальского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края» в квартале 375 выделы 4, 16 и квартале 404 выделы 1, 7 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно 57 деревьев породы лиственница объёмом 98,16 куб. м., в результате чего Российской Федерации в лице указанного органа причинен экологический ущерб в размере 1 384 000 руб. По данному поводу 29.03.2021 СО МО МВД России «Петровск- Забайкальский» возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ.
В ходе предварительного следствия установлено, что между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «СтройЗемНедвижимость-Пермь» (далее АО «СЗН-Пермь») заключен договор подряда на выполнение комплекса услуг по расширению просек высоковольтных линий электропередач и утилизации порубочных остатков, в том числе на участке где проходит высоковольтная линия - ВЛ 220 кВ Кижа-Петровск-Забайкальский.
Для выполнения работ на данном участке в рамках указанного контракта АО «СЗН-Пермь» привлечены субподрядчики, в том числе ООО «Продресурс» и ФИО. Последний в свою очередь для выполнения работ привлек ФИО, ФИО., ФИО., ФИО., ФИО., ФИО., при этом трудовые и договора гражданско-правового характера с ними не заключались.
Исходя из показаний указанных лиц следует, что ФИО при производстве работ осуществил рубку лесных насаждений за пределами охранных линий электропередач. Указанному способствовало то, что с ФИО. не производился какой-либо инструктаж, вдоль пределов охранной зоны не осуществлялась какая-либо разметка. Границы охранной зоны измерялись при помощи шагов или веревки. Поверенные измерительные приборы не применялись, лица, участвующие в производстве работ, данными приборами не оснащались.
В связи с вышеизложенным СО МО МВД России «Петровск-Забайкальский» принято решение о прекращении уголовного преследования в отношении ФИО по <данные изъяты> <данные изъяты> УК РФ связи с отсутствием в деянии состава преступления.
При этом совершение рубки лесных насаждений находится в причинно- следственной связи с хозяйственной деятельностью АО «СЗН-Пермь», поскольку отсутствие надлежащего контроля за ходом производства работ привело к причинению экологического вреда Российской Федерации в лице Петровск- Забайкальского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края».
В соответствии с п. 8.15 вышеприведенного договора подряда указано, что подрядчик за свой счет возмещает убытки возникшие в случае нарушения норм охраны окружающей среды, возникшие вследствие действий и (или) бездействия подрядчика, а также привлеченных им третьих лиц.
Таким образом, АО «СЗН-Пермь» обязано возместить причиненный Российской Федерации экологический ущерб.
На основании изложенного прокурор просит взыскать с АО «СЗН-Пермь» в пользу Российской Федерации экологический ущерб в размере 1 384 000 руб., перечислить денежные средства на счет администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район».
В судебное заседание стороны, третьи лица не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, истец о причинах неявки не сообщил, представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также от представителя ответчика в ходе рассмотрения дела поступили возражения на исковое заявление, в котором он просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку АО «СЗН-Пермь» не является причинителем вреда, а, следовательно, и надлежащим ответчиком по делу. От иных лиц, участвующих в деле, каких-либо заявлений, возражений, ходатайств не поступало.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приступил к рассмотрению дела при неявке сторон и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ч. 2).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 утверждены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Согласно ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии со ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу п. 5.1 ст. 21 ЛК РФ в защитных лесах предусмотренные ч. 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 7, 13, 15 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в охранных зонах и на просеках линий электропередачи и линий связи, других линейных объектов допускается рубка деревьев, кустарников, лиан.
При использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами земель, на которых осуществляется использование лесов, и охранной зоны линейных объектов.
Согласно приложению к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, границы охранных зон высоковольтных линий электропередач мощностью 220 кВ составляют 25 метров, а для 500 кВ - 30 метров.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства при производстве работ по реконструкции линий электропередач, в ходе которой установлено следующее.
23.03.2021 сотрудниками Петровск-Забайкальского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края» в квартале 375 выделы 4, 16 и квартале 404 выделы 1, 7 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно 57 деревьев породы лиственница объёмом 98,16 куб. м.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом о лесонарушении № № от 23.03.2021, составленным должностным лицом ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» (л.д. 13), справкой ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от 26.03.2021 (л.д. 6), ведомостями перечета деревьев (л.д. 7, 10, 12), выкопировками из планшета (л.д. 8, 9, 11).
В результате незаконной рубки Российской Федерации причинен экологический ущерб, размер которого, согласно представленному расчету, составил 1 384 000 руб. (л.д. 15-17).
Расчет суммы ущерба, причиненного лесному фонду, произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1730 от 29.12.2018 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природными объектами вследствие нарушения лесного законодательства», Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 и Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 № 1318 «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Данный расчет судом проверен и является верным.
По поводу незаконной рубки лесных насаждений 29.03.2021 СО МО МВД России «Петровск-Забайкальский» возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного <данные изъяты> (л.д. 101).
В ходе предварительного следствия установлено, что между ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее-ПАО «ФСК ЕЭС») и АО «СтройЗемНедвижимость-Пермь» заключен договор подряда № № от 27.01.2020 на выполнение комплекса услуг по расширению просек высоковольтных линий электропередач и утилизации порубочных остатков, в том числе на участке где проходит высоковольтная линия - ВЛ 220 кВ Кижа-Петровск-Забайкальский (л.д. 18-53).
В рамках вышеназванного договора АО «СЗН-Пермь» для выполнения работ на данном участке привлечены субподрядчики ООО «Продресурс» и ФИО. Последняя в свою очередь для выполнения работ привлекла ФИО., ФИО., ФИО., ФИО., ФИО., ФИО., при этом трудовые и договора гражданско-правового характера с ними не заключались.
Исходя из показаний указанных лиц следует, что ФИО при производстве работ осуществил рубку лесных насаждений за пределами охранных линий электропередач. Указанному способствовало то, что с работниками, привлеченными ФИО, не производился какой-либо инструктаж, вдоль пределов охранной зоны не осуществлялась какая-либо разметка. Границы охранной зоны измерялись при помощи шагов или веревки. Поверенные измерительные приборы не применялись, лица, участвующие в производстве работ, данными приборами не оснащались (л.д. 88-100, 102-132).
26.10.2021 СО МО МВД России «Петровск-Забайкальский» принято решение о прекращении уголовного преследования в отношении ФИО по <данные изъяты> УК РФ связи с отсутствием в его деянии состава преступления (л.д. 133).
При этом, совершение рубки лесных насаждений находится в причинно- следственной связи с хозяйственной деятельностью АО «СЗН-Пермь». Именно отсутствие надлежащего контроля за ходом производства работ со стороны ответчика привело к причинению экологического вреда Российской Федерации в лице Петровск-Забайкальского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края».
Факт причинения ущерба и его размер ответчиком не оспаривались.
В соответствии с п. 8.15 № 590227 от 27.01.2020, заключенного между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «СЗН-Пермь» подрядчик за свой счет возмещает убытки, возникшие в случае нарушения норм законодательства Российской Федерации, в том числе и норм охраны окружающей среды вследствие действий и (или) бездействия подрядчика, а также привлеченных им третьих лиц.
Следовательно, АО «СЗН-Пермь» обязано возместить причиненный Российской Федерации экологический ущерб, поскольку это прямо предусмотрено вышеуказанным договором подряда.
В связи с изложенным, доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым АО «СЗН-Пермь» является ненадлежащим ответчиком, ущерб должен быть взыскан с ООО «Продресурс», судом не принимаются, они основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права, не соответствует установленным фактам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
С учетом вышеуказанного, сумма ущерба, причиненного ответчиком лесному фонду РФ в результате незаконной рубки лесных насаждений, подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Петровск-Забайкальский район».
В связи с изложенным, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 120 руб. подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с АО «СтройЗемНедвижимость-Пермь» в бюджет муниципального района «Петровск-Забайкальский район» ущерб, причиненный лесному фонду Российской Федерации, в размере 1 384 000 руб., а также государственную пошлину в размере 15 120 руб.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Балабанова
В окончательной форме решение принято 11 августа 2022 года.