Решение по делу № 33-2104/2018 от 20.02.2018

Дело № 33-2104-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2018 года г. Оренбург

    Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Имамовой Р.А.,

судей Анненковой К.К., Швецовой Н.А.,

при секретаре Мишустиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнилова А.Ю. к Управлению министерства внутренних дел России по Оренбургской области об установлении факта постоянного проживания, признании незаконными решений об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников подпрограммы обеспечения жильем,

    по апелляционной жалобе Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 декабря 2017 года,

установила:

Корнилов А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (дата) по месту службы в органах внутренних дел в (адрес), на котором продолжал состоять после увольнения со службы, является пенсионером МВД России, жилым помещением в период службы и в по настоящее время обеспечен не был.

Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Оренбургской области от 10.11.2017 года, оформленного протоколом №2 он был исключен из списка нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а также из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы.

Основанием принятия таких решений послужила его обеспеченность жилой площадью свыше установленной учетной нормы на день принятия на учет (дата).

Полагая указанные решения незаконными, указывая на то, что ответчик при определении его обеспеченности жилой площадью на момент принятия на учет не учел совместное проживание с ним, его родителями, сестрой малолетней племянницы Прилепиной Ю.В., зарегистрированной с 2003 года по месту жительства истца.

Просил суд установить факт постоянного проживания в жилом помещении по адресу (адрес) по состоянию на (дата) Прилепиной Ю.В.

Признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Оренбургской области от 10.11.2017 года, оформленного протоколом №2 об исключении Корнилова А.Ю. из списка нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в УМВД России по Оренбургской области и обязать ответчика восстановить его в данном списке с (дата).

Обязать ответчика включить Корнилова А.Ю. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы.

В судебном заседании истец Корнилов А.Ю. поддерживал исковые требования.

Представитель ответчика УМВД России по Оренбургской области – Репина Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, ссылаясь по существу на непредставление истцом доказательств наличия законных оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении 11.01.2002 год и снятие истца с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 декабря 2017 года исковые требования Корнилова А.Ю. удовлетворены в части.

Суд признал незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Оренбургской области от 10.11.2017 года, оформленное протоколом №2, об исключении Корнилова А.Ю. из списка нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в УМВД России по Оренбургской области.

Обязал УМВД России по Оренбургской области восстановить Корнилова А.Ю. в списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в УМВД России по Оренбургской области с даты постановки на учет с (дата).

Обязал УМВД России по Оренбургской области включить Корнилова А.Ю. в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы за 2018 год.

В удовлетворении остальных исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе УМВД Российской Федерации по Оренбургской области просит об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска Корнилова А.Ю., ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.

В суд апелляционной инстанции не явилось третье лицо Гали А.Ю., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, от неё поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.

Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в рассмотрении дела, в соответствии с требованиями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца Корнилова А.Ю., представителя истца Вахрамеева А.И., действующего на основании ордера адвоката, представителя ответчика Репиной Е.В., действующей на основании доверенности, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статья 6 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ » устанавливает, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Пунктом 6 части 1 статьи 56 основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено выявление в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно п. 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления (п. 14). Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (п. 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (п. 19). При этом п. 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.

Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел РФ регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ N 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, "нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 года.

Согласно п. 2 Положения N 345 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.

В силу п. п. 3, 4, 7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.

Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.

Согласно п. 16 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Корнилов А.Ю. в период службы в органах внутренних дел ((адрес)) состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с (дата).

Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Оренбургской области от 10.11.2017 года, оформленным протоколом №2 Корнилов А.Ю. был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц, органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В связи с исключением истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему также было отказано во включении в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы в 2018 году.

Из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии от (дата) следует, что на момент принятия истца на учет нуждающихся в жилом помещении (дата), в жилом помещении по адресу (адрес) по месту жительства истца были зарегистрированы 4 человека: отец Ю., мать Л., сестра А., сам истец. Исходя из размера жилой площади 00 кв.м., обеспеченность истца жилой площадью на момент принятия на учет составляла 00 кв.м., что превышало установленный в то время норматив обеспеченности в 9 кв.м. жилой площади. Комиссией сделан вывод о том, что при таких обстоятельствах Корнилов А.Ю. не имел права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении и был поставлен на учет вследствие неправомерных действий соответствующих должностных лиц.

В суд первой инстанции учетное дело Корнилова А.Ю. представлено без документов, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении (дата).

Из представленных в суд сведений на момент рассмотрения дела установлено, что на дату (дата) Прилепина Ю.В., 00 года рождения-племянница истца, была зарегистрирована по адресу (адрес) по месту жительства своего отца В., брак с которым третьим лицом Гали А.Ю. был расторгнут в (дата) году.

В 2003 году место регистрации Прилепиной Ю.В. изменено, она зарегистрирована в квартире по (адрес) по месту жительства своей матери Гали А.Ю., истца и его родителей, позднее Прилепина Ю.В. приняла участие в приватизации данного жилого помещения.

Из представленных в суд документов : справки детского сада, амбулаторной медицинской карты, справок о составе семьи, показаний свидетелей В., П., Ю. и пояснений третьего лица Гали А.Ю. судом установлено, что Прилепина Ю.В. с момента своего рождения фактически проживала со своей матерью в жилом помещении по адресу (адрес), в т.ч. на дату (дата).

Разрешая спор и удовлетворяя иск Корнилова А.Ю. в части признания незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, суд правильно указал, что при установленных обстоятельствах проживания в жилом помещении пяти человек, подтвержденного еще и регистрацией в 2003 году Прилепиной Ю.В. по указанному адресу, каждый из проживающих, в т.ч. истец обеспечены жилой площадью менее учетной нормы (9 кв.м.) - *** кв.м.), а следовательно на дату (дата) имелись основания для принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем основания для снятия его с такого учета 10.11.2017 года в соответствии с п.6 части 1 статьи 56 ЖК РФ у ответчика отсутствовали.

Поскольку Корнилов А.Ю. в связи с незаконным снятием с учета нуждающихся в жилом помещении не был включен в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в 2018 году, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность восстановить его на учете нуждающихся в числе участников подпрограммы на 2018 год.

Судебная коллегия не видит оснований для того, чтобы не согласиться с выводами суда первой инстанции, соответствующими закону и установленным обстоятельствам дела, имеющим юридическое значение для правильного разрешения спора, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с решением суда в той части, каким образом суд установил факт проживания малолетней Прилепиной Ю.В. в жилом помещении по (адрес), однако в удовлетворении иска об установлении такого юридического факта Корнилову А.Ю. отказано со ссылкой на отсутствие правовых последствий установления данного факта обоснованно, по аналогичным основаниям обстоятельства, на которые ссылается апеллянт в жалобе, судебной коллегией признаются не имеющими юридического значения и не подлежащими дополнительной проверке и оценке в апелляционном порядке.

Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции о том, что ответчиком УМВД РФ по Оренбургской области, на которого возложено бремя представления доказательств законности принятого решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении, не представлено доказательств выявления в 2017 году в представленных истцом документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии Корнилова А.Ю.на учет.

В суд апелляционной инстанции новых доказательств, требующих проверки и правовой оценки, апеллянтом также не представлено.

Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, постановил законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления министерства внутренних дел России по Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-2104/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Корнилов А.Ю.
Ответчики
УМВД России по Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Анненкова Кира Константиновна
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
13.03.2018Судебное заседание
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее