Решение по делу № 33-2934/2022 от 01.03.2022

Судья Завьялов О.М.

Дело № 33-2934/2022 (№ 2-615/2022)

УИД 59RS0001-01-2021-007148-02

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Крюгер М.В.

при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.Г.,

рассмотрев 21 марта 2022 года в апелляционной инстанции в г.Перми дело по представлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора на определение Дзержинского районного суда г. Перми от 19 января 2022 года, которым постановлено:

«Гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Пермского края к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о взыскании денежных средств в бюджет Пермского края передать по подсудности в Арбитражный суд Пермского края»,

исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Пермского края обратился в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (далее - ПКГУП «Теплоэнерго») о взыскании денежных средств в размере 439326633,35 руб. в бюджет Пермского края.

В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» выявлены нарушения требований ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также региональных нормативных правовых актов в обозначенной области правоотношений. Так в 2020 году из бюджета Пермского края и бюджета Российской Федерации ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлено субсидий на общую сумму в размере 1610156000 руб. По мнению прокуратуры, имеются основания для взыскания с регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго» части субсидии, перечисленной на основании порядка, утвержденного постановление Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п, так как не соблюдена цель предоставления субсидии, установленная п. 1.2 указанного порядка (возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края). В частности, в рамках Порядка № 107-п между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и ПКГУП «Теплоэнерго» 17.01.2020 заключено соглашение № 4, согласно которому, с учетом Закона Пермского края от 19.06.2020 № 541-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлены субсидии в размере 573792900 руб. Пунктом 3.2 Порядка № 107-п определены условия для возврата субсидии, а именно превышение размера субсидии над суммой фактически недополученных доходов (выручки). В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что размер недополученных доходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по итогам работы за 2020 год меньше, чем сумма предоставленной субсидии в рамках Порядка № 107-п, которая по результатам расчета подлежит возврату в бюджет Пермского края в сумме 439326633,35 руб.

Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит Пермский межрайонный природоохранный прокурор, указывая на его незаконность, необоснованность. Считает, что у суда не было оснований для направления иска в арбитражный суд Пермского края ввиду того, что настоящий спор не подсуден Арбитражному суду Пермского края, поскольку в силу ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не наделен правом обращения в арбитражные суды в интересах субъектов Российской Федерации с исковыми требованиями о возврате излишне уплаченных денежных средств, которые к тому же не могут оцениваться с точки зрения осуществления ПКГУП «Теплоэнерго» предпринимательской деятельности.

В письменных возражениях Правительство Пермского края просят определение суда оставить без изменения, представление прокуратуры без удовлетворения.

В силу ч.ч.3, 4 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) представление прокурора рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Исследовав материалы дела, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося определения по правилам ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

В части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что к компетенции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 27, статьей 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» дано разъяснение о том, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ, а в случае, если такие акты не позволяют четко разграничить компетенцию при определении подведомственности дела, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, основополагающими критериями отнесения гражданских споров к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.

Как верно отмечено судом первой инстанции предметом спора по заявленному прокурором иску, в интересах субъекта Российской Федерации – Пермского края к ПКГУП «Теплоэнерго» является взыскание неосновательного обогащения в виде излишне полученной из бюджета суммы субсидии, выданной на возмещение недополученных доходов ответчика по основному виду деятельности, связанному с обращением с твердыми бытовыми отходами.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, исходил из того, что выделенные из бюджета субсидии были направлены на финансовую поддержку ПКГУП «Теплоэнерго», являющегося коммерческой организацией, а именно на возмещение недополученных доходов от осуществляемой ПКГУП «Теплоэнерго» коммерческой деятельности, связанной с обращением твердых коммунальных отходов, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что спор о взыскании с коммерческой организации денежных средств в бюджет Пермского края носит экономический характер и относится к компетенции арбитражного суда.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены определения, постановленного в соответствии с требованиями норм процессуального права. Выводы суда первой инстанции являются правильными, мотивированными и в представлении по существу не опровергнуты.

Доводы о том, что данный спор не является экономическим, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

В заявленном случае спор вытекает из соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и ПКГУП «Теплоэнерго».

Субсидия предоставлена ответчику как субъекту предпринимательской деятельности, юридическому лицу – региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, на возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности, то есть направление затрат предоставленной субсидии является текущая деятельность получателя субсидии и носит целевой характер.

Указанные обстоятельства в силу вышеназванных положений статьи 27 АПК РФ позволяют отнести возникший спор к подсудности арбитражного суда.

То обстоятельство, что с заявлением в интересах субъекта Пермского края обратился прокурор, не влияет на подсудность спора и не может изменить подсудность дела, определенную императивными положениями гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

Учитывая изложенное и положения указанных выше правовых норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спор, возникший между сторонами, носит экономический характер, разрешение которого не относится к подсудности Дзержинского районного суда г.Перми.

Доводы апеллянта не содержат правовых оснований к отмене определения суда и не опровергают изложенных выводов суда первой инстанции, а также сводятся к иной оценке обстоятельств дела и иной оценке правовых норм, в связи с чем, не могут служить основаниями для отмены оспариваемого определения.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Определение Дзержинского районного суда г. Перми от 19 января 2022 года оставить без изменения, представление Пермского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

Судья:

Судья Завьялов О.М.

Дело № 33-2934/2022 (№ 2-615/2022)

УИД 59RS0001-01-2021-007148-02

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Крюгер М.В.

при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.Г.,

рассмотрев 21 марта 2022 года в апелляционной инстанции в г.Перми дело по представлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора на определение Дзержинского районного суда г. Перми от 19 января 2022 года, которым постановлено:

«Гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Пермского края к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о взыскании денежных средств в бюджет Пермского края передать по подсудности в Арбитражный суд Пермского края»,

исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Пермского края обратился в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (далее - ПКГУП «Теплоэнерго») о взыскании денежных средств в размере 439326633,35 руб. в бюджет Пермского края.

В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» выявлены нарушения требований ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также региональных нормативных правовых актов в обозначенной области правоотношений. Так в 2020 году из бюджета Пермского края и бюджета Российской Федерации ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлено субсидий на общую сумму в размере 1610156000 руб. По мнению прокуратуры, имеются основания для взыскания с регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго» части субсидии, перечисленной на основании порядка, утвержденного постановление Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п, так как не соблюдена цель предоставления субсидии, установленная п. 1.2 указанного порядка (возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края). В частности, в рамках Порядка № 107-п между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и ПКГУП «Теплоэнерго» 17.01.2020 заключено соглашение № 4, согласно которому, с учетом Закона Пермского края от 19.06.2020 № 541-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлены субсидии в размере 573792900 руб. Пунктом 3.2 Порядка № 107-п определены условия для возврата субсидии, а именно превышение размера субсидии над суммой фактически недополученных доходов (выручки). В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что размер недополученных доходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по итогам работы за 2020 год меньше, чем сумма предоставленной субсидии в рамках Порядка № 107-п, которая по результатам расчета подлежит возврату в бюджет Пермского края в сумме 439326633,35 руб.

Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит Пермский межрайонный природоохранный прокурор, указывая на его незаконность, необоснованность. Считает, что у суда не было оснований для направления иска в арбитражный суд Пермского края ввиду того, что настоящий спор не подсуден Арбитражному суду Пермского края, поскольку в силу ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не наделен правом обращения в арбитражные суды в интересах субъектов Российской Федерации с исковыми требованиями о возврате излишне уплаченных денежных средств, которые к тому же не могут оцениваться с точки зрения осуществления ПКГУП «Теплоэнерго» предпринимательской деятельности.

В письменных возражениях Правительство Пермского края просят определение суда оставить без изменения, представление прокуратуры без удовлетворения.

В силу ч.ч.3, 4 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) представление прокурора рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Исследовав материалы дела, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося определения по правилам ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

В части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что к компетенции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 27, статьей 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» дано разъяснение о том, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ, а в случае, если такие акты не позволяют четко разграничить компетенцию при определении подведомственности дела, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, основополагающими критериями отнесения гражданских споров к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.

Как верно отмечено судом первой инстанции предметом спора по заявленному прокурором иску, в интересах субъекта Российской Федерации – Пермского края к ПКГУП «Теплоэнерго» является взыскание неосновательного обогащения в виде излишне полученной из бюджета суммы субсидии, выданной на возмещение недополученных доходов ответчика по основному виду деятельности, связанному с обращением с твердыми бытовыми отходами.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, исходил из того, что выделенные из бюджета субсидии были направлены на финансовую поддержку ПКГУП «Теплоэнерго», являющегося коммерческой организацией, а именно на возмещение недополученных доходов от осуществляемой ПКГУП «Теплоэнерго» коммерческой деятельности, связанной с обращением твердых коммунальных отходов, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что спор о взыскании с коммерческой организации денежных средств в бюджет Пермского края носит экономический характер и относится к компетенции арбитражного суда.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены определения, постановленного в соответствии с требованиями норм процессуального права. Выводы суда первой инстанции являются правильными, мотивированными и в представлении по существу не опровергнуты.

Доводы о том, что данный спор не является экономическим, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

В заявленном случае спор вытекает из соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и ПКГУП «Теплоэнерго».

Субсидия предоставлена ответчику как субъекту предпринимательской деятельности, юридическому лицу – региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, на возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности, то есть направление затрат предоставленной субсидии является текущая деятельность получателя субсидии и носит целевой характер.

Указанные обстоятельства в силу вышеназванных положений статьи 27 АПК РФ позволяют отнести возникший спор к подсудности арбитражного суда.

То обстоятельство, что с заявлением в интересах субъекта Пермского края обратился прокурор, не влияет на подсудность спора и не может изменить подсудность дела, определенную императивными положениями гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

Учитывая изложенное и положения указанных выше правовых норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спор, возникший между сторонами, носит экономический характер, разрешение которого не относится к подсудности Дзержинского районного суда г.Перми.

Доводы апеллянта не содержат правовых оснований к отмене определения суда и не опровергают изложенных выводов суда первой инстанции, а также сводятся к иной оценке обстоятельств дела и иной оценке правовых норм, в связи с чем, не могут служить основаниями для отмены оспариваемого определения.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Определение Дзержинского районного суда г. Перми от 19 января 2022 года оставить без изменения, представление Пермского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

Судья:

33-2934/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пермская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
ПКГУП Теплоэнерго
Другие
Правительство Пермского края
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края
Лобанцев Дмитрий Алексеевич
Копытин Алексей Константинович
Жоголь Наталья Федоровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Крюгер Мария Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
01.03.2022Передача дела судье
21.03.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2022Передано в экспедицию
21.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее