Решение по делу № 2-1004/2022 от 26.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              г. Чапаевск

      Самарской области                                               25 июля 2022 года

     Чапаевский городской суд в составе:

Председательствующего судьи - Законова М.Н.,

при секретаре – Сергеевой О.Е.,

с участием прокурора: Тальковой В.О.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-1004/2022 по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ Прокурора г.о. Чапаевск в интересах Соколова ФИО13 к Администрации г.о. Чапаевск об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор г.о. Чапаевск обратился в интересах Соколова А.С. в суд с иском к администрации г.о. Чапаевск о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

       В судебном заседании прокурор Талькова В.О. исковое заявление поддержала и просила удовлетворить. В обосновании своего искового заявления указала, что прокуратурой <Адрес обезличен> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Соколов А.С. <Дата обезличена>., является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> администрации <Адрес обезличен> Соколов А.С. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. До настоящего времени указанное жилое помещение Соколову А.С. не предоставлено. Согласно ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения. При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют право пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным. Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» проживание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях: родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения), либо лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении; жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области №135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области №135-ГД "Об обеспечении жилыми     помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области" органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. На основании п. 9. ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Статьей 35 Федерального закона от 17.01.92 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Самостоятельное обращение Соколова А.С. в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие нахождения его в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов в суде.

Просит суд обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить Соколов А.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.

        Истец Соколов А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

       Представитель ответчика – администрации городского округа Чапаевск Солдатова С.А. пояснила, что на предоставление жилого помещения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена определенная процедура. В виде субвенций предоставляются денежные средства из областного бюджета в бюджет органа местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством данных расходных обязательств у муниципального образования – администрации <Адрес обезличен> не имеется. Просит суд в иске отказать.

    Третье лицо Министерство строительства <Адрес обезличен> в суд не явились, представили отзыв, из которого следует, что с <Дата обезличена> дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, понятие «внеочередное» для данной категории лиц утратило силу. Соколов А.С. в списке по состоянию на <Дата обезличена> состоит под номером <Номер обезличен>. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на указанные цели в 2022 году г.о. Чапаевск распределено <Данные изъяты>. Субвенции предоставляются министерством на количество лиц из числа детей-сирот, а не конкретному лицу из числа детей-сирот. Действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей    - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно вышеуказанному списку. Однако, поскольку судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление лица, в чьих интересах по дан иск, наверх списка, что поставит в худшее положение других детей-сирот. Обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот, включенных в список ранее.

     В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

       Выслушав мнение прокурора, ознакомившись с документами, суд считает, что исковое заявление прокурора г.о. Чапаевск в интересах Михайлова Г.В. к администрации г.о. Чапаевск о предоставлении жилого помещения, подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.

        В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         Согласно ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 8. ст. 8. Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст.3 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

          Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 9. ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 23.03.2022, с изм. от 14.04.2022) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

В силу ст.ст. 5, 6 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД (ред. от 06.05.2022) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения" органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовой обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <Адрес обезличен> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Постановлением администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Соколов А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности.

Отец ФИО9 умер <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>.

Мать ФИО10 умерла <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>.

<Адрес обезличен> совета народных депутатов от <Дата обезличена> над Соколовым А.С. установлено опекунство ФИО11

Судом установлено, что Соколов А.С. не имеет в собственности или на праве социального найма жилого помещения.

Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела и не оспариваются ответчиком - администрацией г.о. Чапаевск.

В соответствии с п.9 ст. 3 Закона Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч.2 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

С учетом изложенного, суд считает обоснованными требования об обязании администрации г.о. Чапаевск предоставить Соколову А.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в 33 кв.м.

Как следует из Закона Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самаркой области наделаются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Уставу г.о. Чапаевск в структуру органов местного самоуправления г.о. Чапаевск входят: Дума г.о. Чапаевск, Глава г.о. Чапаевск, Администрация <Адрес обезличен> - исполнительно-распорядительный орган городского округа, Контрольно – счетная палата г.о. Чапаевск.

В соответствии с Уставом г.о. Чапаевск органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о. Чапаевск. В свою очередь, органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции контролируют использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Администрация г. Чапаевск является надлежащим ответчиком по делу.

Доводы о том, что предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не устанавливает критерий очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст. 8 Федерального Закона о социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие указанных списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Руководствуясь ст.109.1 ЖК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г.о. Чапаевск в интересах Соколова ФИО14 к администрации г.о. Чапаевск о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить Соколову ФИО15, <Дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

                  Судья

Чапаевского городского суда

        <Адрес обезличен>                                                    М.Н. Законов

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>

Подлинник документа находитсяв Чапаевском городском суде <Адрес обезличен> в материалах гражданского дела <Номер обезличен>, 63RS0<Номер обезличен>-45

2-1004/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Чапаевска в интересах Соколова Алексея Сергеевича
Соколов Алексей Сергеевич
Ответчики
Администрация г.о. Чапаевск
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Законов М. Н.
Дело на странице суда
chapaevsky.sam.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2022Передача материалов судье
01.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Дело оформлено
22.12.2022Дело передано в архив
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее