ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1772/2020
№ 2-685/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 30 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Рыжова В.М., Шабановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Храмова А. С. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» в лице Мордовского отделения №, акционерному обществу «АльфаСтрахование» в лице Мордовского филиала о признании недействительными условий коллективного договора открытого акционерного общества «Сбербанк России» на 2014-2016 годы и генерального договора об общих условиях коллективного страхования от 27 июня 2016 года, заключенного между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и акционерным обществом «АльфаСтрахование», взыскании страхового возмещения,
по кассационной жалобе Храмова А. С. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 31 июля 2019 года,
заслушав доклад судьи Шабановой О.Н., судебная коллегия
установила:
Храмов А.С. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» в лице Мордовского отделения №, акционерному обществу «АльфаСтрахование» в лице Мордовского филиала о признании недействительными условий коллективного договора открытого акционерного общества «Сбербанк России» на 2014-2016 годы и генерального договора об общих условиях коллективного страхования от 27 июня 2016 года, заключенного между ПАО «Сбербанк России» и АО «АльфаСтрахование», взыскании страхового возмещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 31 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Храмов А.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Судом установлено, что Храмов А.С. является отцом Х.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с приказом №-к от 23.09.2016 и трудовым договором от 23.09.2016 Х.В.А. был принят на работу в должности главного специалиста вооружения и профессиональной подготовки отдела инкассации центра управления наличным денежным обращением Регионального сервисного центра Мордовского отделения № Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк России на неопределенный срок, при этом для проверки соответствия работника поручаемой работе установлено испытание продолжительностью 3 месяца.
Согласно распоряжению Х.В.А. от 23.09.2016 выгодоприобретателем по генеральному договору об общих условиях коллективного страхования от 27.06.2016 назначен Храмов А.С.
ДД.ММ.ГГГГ Х.В.А. погиб во время исполнения служебного задания, о чем 30.12.2016 составлен акт о несчастном случае на производстве.
Наследниками к имуществу умершего Х.В.А. являются его родители Храмов А.С. и Х.Е.Ф., а также сын Х.И.В.
Согласно пунктам 7.1, 7.3 и 7.4 коллективного договора ОАО «Сбербанк России» на 2014-2016 года, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный работникам увечьем, либо иным повреждением здоровья, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами банка. Гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью работника, работодатель возмещает вред в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда может быть осуществлено либо за счет средств работодателя, либо за счет страховых выплат по договору личного страхования граждан, если такое страхование предоставляется работнику работодателем.
В соответствии с пунктом 8.4 Коллективного договора работникам по окончании испытательного срока предоставляются определенные виды добровольного личного страхования, в том числе страхование от несчастных случаев и тяжелых болезней с оплатой страхового взноса банком в полном объеме. Работодатель осуществляет добровольное страхование от несчастных случаев и тяжелых заболеваний работников в порядке, установленном внутренними нормативными документами работодателя.
27.06.2016 между АО «АльфаСтрахование» (страховщиком) и ПАО «Сбербанк России» (страхователем) был заключен генеральный договор об общих условиях коллективного страхования, в соответствии с пунктом 1.1 которого страховщик обязался за обусловленную сторонами договора страховую премию, уплачиваемую страхователем в предусмотренном Генеральным договором порядке, в пределах страховых сумм, произвести страховую выплату или организовать оказание услуг, предусмотренных Условиями страхования, в том числе Условиями коллективного страхования от несчастных случаев и болезней (Приложение №1 к Генеральному договору).
Согласно пункту 7 Генерального договора страхование, обусловленное им, распространяется на страховые случаи, произошедшие с 01.07.2016 по 30.06.2018.
В соответствии с пунктом 1.4 Генерального договора объектом страхования по нему являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы застрахованных лиц, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью застрахованных лиц.
Согласно пунктам 3.1 и 10.1 Условий коллективного страхования от рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью вследствие несчастного случая или заболевания (Приложение №1 к Генеральному договору), страховщик несет ответственность при наступлении страховых случаев, имевших место с застрахованным лицом в период действия Генерального договора и связанных с исполнением им своих служебных обязанностей и в быту (круглосуточно), в частности, страховым случаем является смерть застрахованного, в том числе вследствие травмы, явившейся следствием несчастного случая. Страховая сумма на каждое застрахованное лицо по страховому риску «Смерть застрахованного» составляет 1 000 000 руб.
В соответствии с пунктами 1.5 и 3.7 Генерального договора в соответствии с ним застрахованными лицами являются работники филиалов страхователя, работающие по трудовому договору, заключенному на срок не менее 1 года. При этом страхование работников, находящихся на испытательном сроке, не производится, страхование вновь принятого работника начинается с даты окончания испытательного срока.
02.04.2018 Храмов А.С. и Х.Е.Ф. обратились в АО «АльфаСтрахование» с заявлениями на страховую выплату в связи со смертью своего сына Х.В.А.
Письмом АО «АльфаСтрахование» от 10.04.2018 Х.Е.Ф. было отказано в страховой выплате в связи с тем, что Х.В.А. не был включен в список застрахованных сотрудников ПАО «Сбербанк России» по Генеральному договору от 27.06.2016.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что содержащиеся в генеральном договоре условия не носят дискриминационный характер.
Согласно условиям генерального договора, заключенного 27.06.2016 между АО «АльфаСтрахование» и ПАО «Сбербанк России», Х.В.А. мог быть включен в список застрахованных лиц лишь после истечения испытательного срока и в случае положительного результата испытания.
Поскольку смерть Х.В.А. на производстве наступила до истечения установленного ему испытательного срока, у страховщика в соответствии с требованиями закона не возникла обязанность по выплате страхового возмещения наследникам умершего.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили исчерпывающую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с произведенной оценкой судом доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 31 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Храмова А. С. - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись
Судьи Подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Шабанова