Решение по делу № 33а-861/2018 от 27.12.2017

Судья: Саломатин А.А. Дело № 33а-861/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2018 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,

при секретаре – Сукмановой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Левкова А.А. к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании решения незаконным и возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самара от 16 октября 2017 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Левкова А.А. к министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании решения незаконным и возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области № 28/5244 от 11.08.2017 об отказе в выдаче технических условий на производство работ по организации съезда.

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Левкова А.А. и выдать технические условия для строительства на постоянной основе примыкания на территории земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> без изменения установленной границы полосы отвода»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – Беляевой Н.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Левкова А.А. и ООО «Лангорьер» - Астаховой Н.А. (по доверенности), Синчуковой Е.П. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Левков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области об оспаривании решения, указав, что 30.06.2017 он обратился к административному ответчику с заявлением о согласовании и выдаче технических условий для строительства на постоянной основе примыкания по территории принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с <адрес>, без изменения установленной границы полосы отвода. Однако решением от 11.08.2017 № 28/5244 в выдаче технических условий на производство работ по организации съезда отказано по тем основаниям, что примыкание к автомобильной дороге <адрес>, кроме того, на данном участке автомобильной дороги предусмотрено устройство переходно-скоростной полосы для правого поворота на <адрес>. Левков А.А. считает указанное решение незаконным, свои права нарушенными, поскольку Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области не указало реквизиты нормативного акта, утверждающего документацию по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги <адрес>; не привело доказательств, подтверждающих начало производства строительных работ по реконструкции данной автомобильной дороги; не представило доказательств соблюдения прав собственников земельных участков, примыкающих к данной автомобильной дороге.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Левков А.А. просил суд признать решение Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 11.08.2017 № 28/5244 незаконным и обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области выдать технические условия для строительства на постоянной основе примыкания на территории земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>, без изменения установленной границы полосы отвода.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – Беляева Н.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представители Левкова А.А. и ООО «Лангорьер» - Астахова Н.А., Синчукова Е.П. (по доверенностям) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Левков А.А. в судебное заседание не явился, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что Левкову А.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/10) принадлежит земельный участок площадью 1099 кв.м с кадастровым номером , вид разрешенного использования: занимаемый гостиницей с прилегающей территорией, и расположенное на нём нежилое здание площадью 64,2 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Собственником 9/10 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанные нежилое здание и земельный участок является ООО «Лангольер».

30.06.2017 Левков А.А. обратился в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области с заявлением о согласовании и выдаче технических условий для строительства на постоянной основе примыкания по территории земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с <адрес> на отметке 1+060 км, без изменения установленной границы полосы отвода, с целью организации стоянки транспортных средств для обеспечения функционирования нежилого здания, относящегося к объектам придорожного сервиса (л.д. 17-19).

Решением Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 11.08.2017 № 28/5244 в выдаче технических условий на производство работ по организации съезда Левкову А.А. отказано со ссылкой на то, что примыкание к автомобильной дороге <адрес>, кроме того, на данном участке автомобильной дороги предусмотрено устройство переходно-скоростной полосы для правого поворота на <адрес> (л.д. 20).

Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что принадлежащие Левкову А.А. объекты недвижимости, с разрешенным видом использования: занимаемый гостиницей с прилегающей территорией, расположены вдоль автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес>). На отметке 1 км 60 метров указанной дороги при движении от <адрес> существует и действует съезд.

При этом, указанные объекты расположены за границей полосы отвода автодороги, соответственно, строительные мероприятия, не могут быть признаны реконструкцией автомобильной дороги.

На федеральном уровне отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с пп.9 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах», реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно пп.15 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах», полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В своем заявлении от 30.06.2017 административный истец указал, что планирует организовать на территории своего земельного участка, предназначенного для размещения объектов придорожного сервиса - гостиницы с прилегающей территорией, стоянки транспортных средств, для обеспечения ее функционирования.

В рассматриваемом споре, по смыслу пп.13 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах», определяющего объекты дорожного сервиса как «здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств)», нежилое здание и планируемую к размещению на земельном участке парковку следует рассматривать как объект дорожного сервиса, несмотря на то обстоятельство, что объекты недвижимости расположены за границами полосы отвода.

Таким образом, принадлежащие административному истцу объекты, с учетом их расположения в непосредственной близости от автомобильной дороги <адрес>, по своему назначению отнесены к объектам дорожного сервиса.

Согласно п. 6 ст. 22 названного закона объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Как указано в ч. 10 ст. 22 вышеуказанного закона, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов, примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляется владельцем дорожного сервиса или за его счет.

При этом, вид и порядок подлежащих выполнению работ должен быть определен в технических условиях, выдаваемых собственнику объекта недвижимости перед проведением строительных мероприятий, за выдачей которых обратился административный истец.

Представитель административного ответчика, возражая против требований Левкова А.А., указал, что ответ на его обращение дан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вместе с тем, 30.06.2017 Левков А.А. обратился в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области с заявлением о предоставлении государственной услуги по согласованию и выдаче технических условий для строительства на постоянной основе примыкания по территории земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с <адрес> на отметке 1+060 км, без изменения установленной границы полосы отвода.

Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 23.11.2012 N 189 утвержден Административный регламент предоставления Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области государственной услуги по согласованию строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения Самарской области и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Самарской области.

В соответствии с п. 2.6.1 указанного Регламента для получения государственной услуги по согласованию строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения Самарской области и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или муниципального значения Самарской области заявителю необходимо направить в Министерство:

заявление о согласовании строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения Самарской области и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Самарской области (далее - заявление) по форме, приведенной в приложении NN 1 или 2 к Регламенту, содержащее информацию о наименовании автодороги, а также об адресе размещения сооружений присоединения (и) или примыкания с привязкой к километражу автодороги (км + м);

схему размещения сооружений пересечения и (или) примыкания в масштабе 1:2000, позволяющую определить их планируемое местоположение с привязкой к километровым столбам или дорожным знакам;

порядок осуществления работ по ремонту сооружений пересечения и (или) примыкания и объем таких работ по форме, приведенной в приложении N 3 к Регламенту, - в случае согласования капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения и (или) примыкания;

копию документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица.

Согласно п. 2.3 Регламента результатом предоставления государственной услуги является направленное заявителю в письменной форме согласие Министерства на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт сооружений пересечения с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения Самарской области и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Самарской области. Указанное согласие должно содержать технические требования и условия строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения с автодорогой регионального или межмуниципального значения Самарской области и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Самарской области, подлежащие обязательному исполнению получателем государственной услуги. В случае согласования капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Самарской области указанное согласие также должно содержать согласование порядка осуществления работ по ремонту сооружений пересечения и (или) примыкания и объема таких работ; или мотивированный отказ в выдаче согласия.

В силу п. 2.9 Регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

заявление представлено не по установленной форме, с отсутствием информации, требуемой пунктом 2.6.1 Регламента;

представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 Регламента;

выявление при рассмотрении документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 Регламента, несоответствия планируемого территориального размещения сооружений пересечения и (или) примыкания требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации или Самарской области - в случае согласования строительства, реконструкции сооружений пересечения и (или) примыкания;

проведение реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Самарской области в месте нахождения сооружений пересечения и (или) примыкания - в случае согласования капитального ремонта сооружений пересечения и (или) примыкания;

разработка проектной документации на реконструкцию, капитальный ремонт автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Самарской области в месте нахождения сооружений пересечения и (или) примыкания - в случае согласования капитального ремонта сооружений пересечения и (или) примыкания.

Вместе с тем, Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в нарушение порядка предоставления государственной услуги по согласованию строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта сооружений пересечения с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения Самарской области и (или) примыкания к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Самарской области, установленного Административным регламентом, утверждённым Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 23.11.2012 N 189, не принято процессуального решения в соответствии с требованиями данного Регламента.

Доводы жалобы о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Административного регламента, утверждённого Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 23.11.2012 N 189, опровергаются материалами дела.

Доводы Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что вынесенное Министерством решение от 11.08.2017 №28/5244 не может быть расценено как отказ в предоставлении государственной услуги, отклоняются судебной коллегией, поскольку из ответа на обращение Левкова А.А. следует, что Министерство отказало в выдаче технических условий на производство работ по организации съезда, рассмотрев данное обращение в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в нарушение порядка установленного Административным регламентом, что нельзя признать правильным.

Доводы представителей ответчика о том, что заявление Левкова А.А. о согласовании и выдаче технических условий не соответствует форме, предусмотренной Административным регламентом не принимаются во внимание, поскольку обжалуемый отказ в предоставлении государственной услуги не содержит ссылки на то, что заявление представлено не по установленной форме, с отсутствием информации, требуемой пунктом 2.6.1 Регламента.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности выдачи Левкову А.А. технических условий на производство работ по организации примыканий, поскольку существующий съезд с <адрес> на отметке 1+060 км не входит в границы земельного участка с кадастровым номером занятого автомобильной дорогой, а является территорией общего пользования и не входит в полосу отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения, а также ссылки на то, что заявление Левкова А.А. от 30.06.2017 не соответствует форме заявления, установленного в приложении №1 к Административному регламенту, не подлежат оценке судебной коллегии, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Указанные обстоятельства не были указаны в оспариваемом решении.

Ссылки в апелляционной жалобе на обстоятельства рассмотрения заявления ООО «Лангольер» от 04.04.2017 о заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге регионального значения Самарской области, не могут быть приняты во внимание, как находящиеся за рамками предмета рассмотрения настоящей апелляционной жалобы на судебное постановление по административному делу об оспаривании решения Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области № 28/5244 от 11.08.2017 об отказе Левкову А.А. в выдаче технических условий на производство работ по организации съезда.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о необоснованности вынесенного решения Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 11.08.2017 №28/5244 об отказе Левкову А.А. в выдаче технических условий для строительства на постоянной основе примыкания на территории земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>) на отметке 1+060 км, без изменения установленной границы полосы отвода, ввиду чего решение суда в части признания указанного отказа незаконным является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем, возлагая на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обязанность выдать Левкову А.А. технические условия для строительства на постоянной основе примыкания на территории земельного участка с кадастровым номером к существующему съезду с автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>) на отметке 1+060 км, без изменения установленной границы полосы отвода, суд без достаточных на то оснований разрешил вопрос, отнесенный к полномочиям Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, ввиду чего решение суда в этой части подлежит изменению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия, в целях восстановления прав истца полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, возложив на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Левкова А.А. от 30.06.2017 (вх. № 7285 от 03.07.2017).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 16 октября 2017 года изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:

«Административное исковое заявление Левкова А.А. к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области № 28/5244 от 11.08.2017 об отказе в выдаче технических условий на производство работ по организации съезда.

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Левкова А.А.».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -

33а-861/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Левков А.А.
Ответчики
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Другие
Синчукова Е.П.
Беляева Н.В.
ООО Лангольер
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
23.01.2018[Адм.] Судебное заседание
13.02.2018[Адм.] Судебное заседание
11.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее