Дело № 2-118/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2019 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
с участием прокурора <адрес> Косьяновой С.Е.,
представителя ответчика <адрес> по доверенности Ульяновой Т.В.,
ответчика Леонова Д.А.,
при секретаре Голиковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах муниципального образования <адрес> к <адрес>, Леонову Д.А. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах муниципального образования <адрес> обратился в суд к <адрес>, Леонову Д.А. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного законодательства администрацией <адрес> по распоряжению земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Проверкой установлено, что на основании заявления Леонова Д.А. между ним и администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка для ведения огородничества из земель сельскохозяйственного назначения сроком на три года, расположенного по адресу: <адрес>, Однолуцкое сельское поселение с кадастровым номером №, площадью 211570 кв. м. Данный договор ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>. Как установлено в ходе проверки, указанный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена.
В силу действующего законодательства предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Действие федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
В силу п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Также согласно действующему законодательству, орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Кроме того, п. 5.4 договора размер арендной платы определяется расчетом, установленным «Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности <адрес>, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории <адрес>», утвержденные постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако в силу п. 2.1 названного Порядка размер арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности <адрес>, а также земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, определяется с применением понижающего коэффициента в соответствии с Порядком определения и применения понижающего коэффициента при определении размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности <адрес>, а также земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории <адрес>, утвержденным нормативным правовым актом <адрес>.
Допущенные при заключении оспариваемой сделки нарушения является нарушающие экономические интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по приобретению земельного участка в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности, поскольку ограничили участие в аукционе потенциальных претендентов на получение права на заключение договора аренды земельного участка, а также экономические интересы муниципального образования <адрес> на получение доходов в бюджет муниципального образования от поступлений за аренду земельного участка, поскольку в ходе проведения аукциона размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа мог быть выше, чем определен оспариваемыми сделками.
Истец просил суд признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 211570 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Однолуцкое сельское поселение, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения огородничества, заключенного администрацией <адрес> с Леоновым Д.А.. Применить последствия недействительности (ничтожности) сделок путем обязания Леонова Д.А. возвратить муниципальному образованию <адрес> земельный участок с кадастровым номером №. Признать запись о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок общей площадью 211570 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, Однолуцкое сельское поселение, недействительной.
В судебном заседании истец неоднократно уточнял основания заявленных требований и исковые требования.
Дополнил основания уточненных исковых требований. В обоснование уточненных исковых требований истец указал, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Согласно положениям статьи 13 закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Таким образом, предоставление земельных участков для огородничества производится в особом льготном порядке, регламентированном законом № 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях.
Однако, администрацией <адрес> учет заявлений граждан, нуждающихся в получении огородных земельных участков, не велся, списки граждан, подавших заявление о предоставлении огородного участка, не утверждены и до сведения заинтересованных граждан не доводились.
Изложенные факты свидетельствуют о нарушении администрацией <адрес> ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Иного законодательного урегулирования предоставления земельных участков под огородничество не имелось.
Порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей огородничества предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка для ведения огородничества. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Проверкой установлено, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сформированный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, что также следует из публичной кадастровой карты и утвержденных Правил землепользования и застройки муниципального образования Однолуцкое сельское поселение <адрес> изменение категории земельного участка в установленном законном порядке не проводилось. При этом, на кадастровый учет поставлен земельный участок с категорией земель - земли сельхозназначения.
Просил суд признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., площадью 211570 кв. м с кадастровым номером №. расположенного по адресу: <адрес>, Однолуцкое сельское поселение, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения огородничества, заключенного администрацией <адрес> с Леоновым Д.А.. Применить последствия недействительности (ничтожности) сделок путем обязания Леонова Д.А. возвратить муниципальному образованию <адрес> земельный участок с кадастровым номером №. Признать запись о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок общей площадью 211570 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, Однолуцкое сельское поселение, недействительной. Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №
В судебном заседании прокурор <адрес> Косьянова С.Е. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика <адрес> по доверенности Ульянова Т.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Ответчик Леонов Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, суду пояснил, что спорный земельный участок он использует под огородничество, индивидуальным предпринимателем не является, и не является главой или работником крестьянского фермерского хозяйства.
Представители третьих лиц по делу Администрации Однолуцкого сельского поселения <адрес>, Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные прокурором требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного законодательства администрацией <адрес> по распоряжению земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Проверкой установлено, что на основании заявления Леонова Д.А. о предоставлении в аренду земельного участка для ведения огородничества из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, Однолуцкое сельское поселение с кадастровым номером №, площадью 211570 кв. м, между Леоновым Д.А. и администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка.
Данный договор ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> (регистрационная запись №).
Судом установлено, что указанный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент заключения договора аренды, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 39.2 ЗК РФ, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу подп. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для ведения огородничества предоставляется в аренду без проведения торгов в случае предоставления на срок не более чем три года.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ (утратившим силу с 01.01.2019г., действовавшим в момент заключения договора) правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок продажи земельного участка и его предоставления в аренду без проведения торгов. Согласно указанному порядку, гражданин должен обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», проводится процедура предварительного согласования земельного участка.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Как следует из п. 4 ст. 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Также законодателем введена процедура приостановления рассмотрения заявления, если на рассмотрении находится ранее поданное заявление о предварительном согласовании участка, частично или полностью совпадающее с указанным заявлением, что следует из пункта 6 настоящей статьи.
В соответствии п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положениями п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Под ведением огородничества в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшем на момент заключения договора), понимается осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст.ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом установлено, что при заключении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> соблюдены нормы действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Леоновым Д.А.. в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ в адрес администрации <адрес> было подано заявление о предварительном предоставлении в аренду земельного участка в аренду сроком на 3 года, площадью 211570 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для целей: для ведения огородничества.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> постановлением утвердила схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане и предварительно согласовала предоставление его в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Леоновым Д.А. на основании заявления о предварительном предоставлении в аренду земельного участка был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 3 года, который был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Таким образом, нарушений при заключении договора аренды земельного участка со стороны администрации <адрес> судом не установлено.
Положения п. 2 ст. 81 ЗК РФ, согласно которым порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливался ЗК РФ и федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, утратили законную силу с 01.03.2015г. (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ).
Таким образом, действие закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не распространяется на спорные правоотношения, и данный закон не мог применяться при заключении договора аренды земельного участка.
Предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления огородничества нормами действующего законодательства не запрещено.
В связи с тем, что действие закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не распространяется на спорные правоотношения, администрация <адрес> не должна была руководствовать указанным законом при предоставлении земельного участка в аренду Леонову Д.А. и вести учет заявлений граждан, нуждающихся в получении огородных земельных участков, составлять списки.
Указанный довод истца не основан на нормах действующего законодательства.
Судом установлено, что ответчик Леонов Д.А. не является индивидуальным предпринимателем и главой или работником крестьянского фермерского хозяйства, предоставленный ответчику Леонову Д.А. в аренду земельный участок, используется им для ведения огородничества, в связи с чем, оснований для признания данного договора аренды недействительным (ничтожным) по указанным выше основаниям у суда не имеется.
Ссылка истца на нарушение <адрес> закона в части порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, в частности, предоставление земельного участка Леонову Д.А. без учета Правил землепользования и застройки муниципального образования Однолуцкое сельское поселение <адрес>, а также ссылка на необходимость изменения категории земельного участка, является необоснованной и противоречащей действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Таким образом, нарушений предоставления в аренду земельного участка, влекущих признание данного договора аренды недействительным (ничтожным) со стороны <адрес> судом не установлено.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (статья 167ГКРФ).
В силу пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
Поскольку судом установлено, что договор аренды земельного участка заключен в соответствии с нормами действующего законодательства, заключение договора аренды земельного участка не повлекло никаких неблагоприятный последствий, в связи с чем оснований для признания данного договора аренды недействительным (ничтожным) у суда не имеется. Также, как и не имеется оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> в интересах муниципального образования <адрес> к <адрес>, Леонову Д.А. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: О.В. Макарова