Решение по делу № 2-609/2024 от 31.07.2024

Дело № 2а-609/2024

УИД 37RS0013-01-2024-001064-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2024 года п. Палех Ивановской области

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретаре Еленко М.С., с участием истца Разгуляевой Т. А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области Молевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Палех дело по иску Разгуляевой Татьяны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Разгуляева Татьяна Александровна обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области

(далее по тексту сокращенное наименование – ОФПСС РФ по Ивановской области) о признании незаконным и отмене решения ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года об исключении из специального стажа периода работы и об отказе ей в перерасчете страховой пенсии по старости; включении в её специальный трудовой стаж периода работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в должности ветеринарного врача в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории и возложении на ОФПСС по Ивановской области обязанности принятия решения о перерасчете ей страховой пенсии по старости.

Заявленные требования Разгуляева Т.А. обосновывает следующим.

Решением от 03 июля 2024 года ОФПСС по Ивановской области Разгуляевой Т.А. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости ввиду того, что в специальный трудовой стаж не засчитан период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в должности ветеринарного врача-серолога в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории, т.к. такая должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты.

Этим же решением ответчиком учтены периоды работы Разгуляевой Т.А. в сельском хозяйстве:

- в совхозе «Палехский» - с 31 августа 1985 года по 15 июля 1987 года ветеринарным врачом;

-в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории: с 20 июля 1987 года по 02 мая 1989 года – лаборантом химико-токсилогического отдела; с 01 января 2004 года по 06 марта 2004 года и с 06 июля 2005 года по 14 сентября 2009 года – ведущим ветеринарным врачом;

-в ГУ Ивановской области «Палехская межрайонная ветеринарная лаборатория» - с 15 сентября 2009 года по 31 мая 2011 года – директором лаборатории;

-в БГУ Ивановской области «Палехская районная станция по борьбе с болезнями животных»: с 01 июня 2011 года по 31 марта 2013 года, с 01 февраля 2022 года по 27 июня 2022 года и с 15 марта 2023 года по 15 апреля 2024 года – заведующей лабораторно-диагностического отдела; с 0 апреля 2013 года по 31 января 2022 года – ведущим ветеринарным врачом.

Истец Разгляева Т.А., считает, что обладает достаточным трудовым стажем работы на должностях, на работах, по профессиям и специальностям в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда в определенных местностях.

Истец Разгуляева Т.А. считает, что ответчиком незаконно не приняты к зачету периоды ее работы в должности ветврача в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года, поскольку указанный врач проводит серологические исследования крови крупного рогатого скота, овец, свиней и лошадей на наличие инфекционных заболеваний, а также копрологические исследования из кала, проводит исследование кожевенного сырья на наличие-отсутствие сибирской язвы. Лаборатория, где она проработала 37 лет, обслуживала районы: Палехский, Южский, Верхнеландеховский и Пестяковский. Она часто выезжала в хозяйства для взятия крови и патологического материала, который впоследствии исследовала, проводила в колхозах лекции и совещания с ветеринарными врачами и зоотехниками хозяйств по специальным вопросам.

В судебном заседании истец Разгуляева Т.А. исковые требования поддержала и пояснила, что в лаборатории Палеха, где она работала ветврачом, было три отдела: серологический, бактериологический, химико-токсикологический. В каждом отделе был ветврач, лаборант. В 1989 году её перевели работать в серологическое отделение лаборатории. В документах указывалась ее должность то ветврач, то ветврач – серолог. Также истец указала, что с сельскими лаборатория заключала договоры по обслуживанию животных, в частности, на исследование их крови на наличие-отсутствие инфекционных заболеваний. Например, исследование крови животных на бруцеллез проводилось два раза в год, а также исследовалась кровь крупного-рогатого скота на наличие-отсутствие лейкоза. Она производила исследование биологических материалов животных на наличие-отсутствие инфекционных заболеваний, по заявкам сельских хозяйств производила забор анализов у животных, вакцинировала их. Лечением животных не занималась.

Ответчиком ОФПСС по Ивановской области предоставлены письменные возражения на заявленные требования, в которых ответчик указывает, что Разгуляева Т.А. с 01 мая 2017 года является получателем страховой пенсии по старости.

23 апреля 2024 года Разгуляева Т.А. подала заявление в ОФПСС по Ивановской области о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ для повышения размера фиксированной пенсии требуется стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, а у Разгуляевой Т.А. стаж работы в сельской местности менее 30 лет.

В стаж работы в сельском хозяйстве Разгуляевой Т.А. не был учтен период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в должности врача - серолога Палехской межрайонной ветеринарной станции по следующим основаниям.

Перечень «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Животноводство» Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных» для производства животноводческих продуктов.

Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ветеринарная деятельность включает в себя, в том числе, деятельность, связанную с лечением и контролем состояния здоровья сельскохозяйственных животных, деятельность помощника ветврача и прочего вспомогательного персонала, клинико-патологические и другие виды диагностических работ в отношении животных.

В разделе «Животноводство» указанного Списка предусмотрена должность ветеринарный врач (ветеринарный врач-гинеколог, ветеринарный врач репродуктивной зоны, ветеринарный врач-терапевт, главный ветеринарный врач, старший ветеринарный врач, санитарный врач ветеринарной службы, врач-бактериолог, врач-эпизоотолог), лаборант ветеринарной лаборатории.

Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 374-п утверждено Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений ветеринарии Ивановской области. Указанным Типовым положением предусмотрена профессиональная квалификационная группа «Должности работников сельского хозяйства третьего уровня», в которую входят: ветеринарный врач, специалист 2 категории ветеринарный врач, специалист 1 категории ветеринарный врач, ведущий ветеринарный врач.

Штатным расписанием БГУ «Палехская районная станция по борьбе с болезнями животных», в том числе предусмотрены должности ведущего ветеринарного врача, ветеринарного фельдшера, ветеринарного санитара.

Должность ветеринарного врача – серолога не предусмотрена вышеуказанным Списком и поэтому не подлежит включению в специальный стаж работы в сельском хозяйстве.

Решение ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года об отказе Разгуляевой Т.А. в перерасчете страховой пенсии по старости является обоснованным и законным. ( л.д.41-42).

В судебном заседании представитель ответчика Молева А.М. просила в удовлетворении иска отказать, поддерживает письменные возражения ответчика на заявленные требования.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в действующей редакции) (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ) лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ.

Истец Разгуляева Т.А. является получателем страховой пенсии по старости с 01 мая 2017 года, на что указывает ответчик в письменных возражениях, и, что не оспаривается истцом.

Последней записью в трудовой книжке Разгуляевой Т.А. на день рассмотрения иска в суде значится запись о расторжении трудового договора с БГУ «Палехская ОББЖ» по инициативе работника от 15 апреля 2024 года (л.д.13-17).

Согласно ч. 16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 утверждены: Список работ, производств, профессий, должностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых выплатах» (далее по тексту – Список) и Правила исчисления работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Правила №1).

Согласно указанного Списка к работам, производствам в сельском хозяйстве, дающим право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости относятся, в том числе, животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе, осуществляемое кочевыми родовыми общинами;

Согласно Списка к профессиям, должностям, специальностям, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии относятся: ветеринарный врач (ветеринарный врач – гинеколог, ветеринарный врач репродуктивной зоны, ветеринарный врач-терапевт, главный ветеринарный врач, старший ветеринарный врач, санитарный врач ветеринарной службы, врач-бактериолог, врач – эпизоотолог), ветеринарный фельдшер, ветеринарный санитар, ветеринарный техник.

Согласно п. 3 Правил №1 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

-периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (подпункт «а»);

-периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 01.01.1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт «б»).

В соответствии с п. 4 Правил №1 в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:

-периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. «а»);

-период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (п. «б»).

Согласно п. 5 Правил №1 при исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, с учетом особенностей, установленных пунктами 5(1) и 6 настоящих Правил.

Согласно подпункта «б» п. 6 Правил №1 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

-периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" п. 3 Правил №1, имевшие место со дня вступления в силу положений, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

-периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 Правил №1, имевшие место до дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 ст. 17 Закона №400-ФЗ, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 11 Правил №2 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки или в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из диплома , выданного Разгуляевой Т.А. 25 июля 1985 года, следует, что истец в 1985 году окончила обучение в Ивановском сельскохозяйственном институте по специализации ветеринария и ей присвоена квалификация ветврача (л.д.39,40).

Согласно решения ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года Разгуляевой Т.А. в специальный стаж работы в сельском хозяйстве включено 25 лет 3 месяца 28 дней, а именно периоды работы:

- в совхозе «Палехский» - с 31 августа 1985 года по 15 июля 1987 года ветеринарным врачом;

-в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории: с 20 июля 1987 года по 02 мая 1989 года – лаборантом химико-токсилогического отдела; с 01 января 2004 года по 06 марта 2004 года и с 06 июля 2005 года по 14 сентября 2009 года – ведущим ветеринарным врачом;

-в ГУ Ивановской области «Палехская межрайонная ветеринарная лаборатория» - с 15 сентября 2009 года по 31 мая 2011 года – директором лаборатории;

-в БГУ Ивановской области « Палехская районная станция по борьбе с болезнями животных»: с 01 июня 2011 года по 31 марта 2013 года, с 01 февраля 2022 года по 27 июня 2022 года и с 15 марта 2023 года по 15 апреля 2024 года – заведующей лабораторно-диагностического отдела; с 01 апреля 2013 года по 31 января 2022 года – ведущим ветеринарным врачом;

-периоды ухода одного родителя за ребенком до достижения им возраста полутора лет: с 03 декабря 1982 года по 02 июня 1984 года; с 05 июня 1986 года по 04 декабря 1987 года и с 07 марта 2004 года по 05 июля 2005 года, что истцом не оспаривается.

Указанным решением от 03 июля 2024 года Разгуляевой Т.А. в специальный стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года (л.д.9).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции, действующей в период с 17.06.1993 года по 31.12.2003 года) (далее по тексту - Закон № 4979-1) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 4979-1 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 4979-1 в своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим органам управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 5 Закона № 4979-1 задачами Государственной ветеринарной службы являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства - в санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 4979-1 в систему Государственной ветеринарной службы РФ в спорный период входили:

-Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;

-ветеринарные научно - исследовательские и научно - производственные учреждения;

-ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;

-подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно- санитарного профиля.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 4979-1 специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 4979-1 специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года Разгуляева Т.А. являлась специалистом Государственной ветеринарной службы РФ - работала в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории, переименованной с 19 февраля 2002 года в ФГУ «Палехская межрайонная лаборатория» на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 74 от 10 февраля 2002 года, что подтверждается: трудовой книжкой Разгуляевой Т.А., в которой имеются соответствующие записи сведений о работе в указанный период Разгуляевой Т.А., о переименовании лаборатории (л.д.13-17) и приказом № 7 от 08 мая 2002 года в книге за период с 04 ноября 1989 года по 25 мая 2004 года Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории о переименовании лаборатории, а также признается ответчиком.

В трудовой книжке Разгуляевой Т.А. имеются записи: от 03 мая 1989 года о переводе на должность ветеринарного врача серолога Палехской межрайонной ветлаборатории согласно Приказа № 6 от 03 мая 1989 года и от 31 декабря 2003 года об увольнении с занимаемой должности в связи с переводом во вновь созданную организацию на основании Приказа № 39 от 31 декабря 2003 года (л.д.13-14).

Согласно приказу № 6 от 03 мая 1989 года в Книге приказов по личному составу Палехской межрайонной ветлаборатории за период с 11 июня 1975 года по 10 октября 1989 года Разгуляева Т.А. переведена на должность ветеринарного врача серолога с 03 мая 1989 года.

В Книге приказов по личному составу Палехской межрайонной ветлаборатории за период с 04 ноября 1989 года по 25 мая 2004 года Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории, переименованной в ФГУ «Палехская межрайоная ветлаборатория» с 19 февраля 2002 года, должность Разгуляевой Т.А. указана:

-ветеринарный врач-серолог - приказы №18 от 03 августа 2002 года, № 25 от 04 октября 2002 года, №8 от 12 мая 2003 года, №22 от 22 августа 2003 года, №28 от 05 сентября 2003 года;

-ветеринарный врач – приказы №20 от 03 сентября 2002 года, №19 от 28 июля 2003 года.

В архивной справке из администрации Палехского муниципального района от 12 августа 2024 года указано, что в документах по личному составу архивного фонда ветбаклабаратории Палехского района Ивановской области имеются сведения о трудовом стаже Разгуляевой Т.А.:

-в лицевых счетах с 1987 года по 1989 год она значится как лаборант, в 1990 году – как врач-серолог; с 1991 года по 1993 год – как ветврач-серолог; с 1994 года по 2003 год – как ветврач;

-в приказе № 39 от 31 декабря 2003 года значится, что Разгуляева Т.А. уволена с должности ветврача в связи с переводом во вновь созданную организацию ГУ «Палехская межрайонная ветеринарная лаборатория» (л.д.29, 51).

Судом установлено, что записи в приказе № 6 от 03 мая 1989 года о переводе Разгуляевой Т.А. на другую должность и в трудовой книжке о том, что Разгуляева Т.А. с 03 мая 1989 года переведена в лаборатории на должность ветеринарного врача серолога сделаны некорректно.

Согласно п. п. 2 и 5 Типового положения о районной ветеринарной лаборатории, утвержденного Министерством сельского хозяйства СССР 20.05.1971 (далее по тексту – Типовое положение), районная ветеринарная лаборатория организуется по типовому штату, утвержденному в установленном порядке, и возглавляется директором - ветеринарным врачом. Деятельность районной ветеринарной лаборатории направлена на обеспечение ветеринарного благополучия животноводства, предупреждение и ликвидацию заразных и незаразных болезней животных с целью создания здоровых стад и увеличения производства животноводческих продуктов, а также с целью охраны населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно п. 1 названного выше Типового положения о районной ветеринарной лаборатории, районная ветеринарная лаборатория – диагностическое учреждение государственной ветеринарии, основными задачами которого являются: установление лабораторного диагноза больных животных, в том числе птиц, пушных зверей, рыб и пчел (подпункт «а»); выявление животных больных заразными болезнями или болезнями, связанными с нарушением обмена веществ и другими отклонениями в жизнедеятельности организма (подпункт «б»); выявление причин массовых заболеваний животных (подпункт «в»); экспертиза мяса, молока и других пищевых продуктов (подпункт «г»). Деятельность районной ветеринарной лаборатории направлена на обеспечение ветеринарного благополучия животноводства, предупреждение и ликвидацию заразных и незаразных болезней животных с целью создания здоровых стад и увеличения производства животноводческих продуктов, а также с целью охраны населения от заболеваний, общих для человека и животных.

Согласно п. 2 Типового положения для выполнения задач ветеринарная лаборатория проводит в плановом порядке с целью диагностирования заболеваний животных бактериологические, микроскопические, серологические, патаголоанатомические, биохимические, токсикологические, копрологические и другие лабораторные исследования соответствующих материалов, поступающих непосредственно от хозяйств или ветеринарных учреждений района (подпункт «а»); исследует корма и воду – с целью определения их безвредности для животных (подпункт «б»); сообщает в установленном порядке учреждениям, хозяйствам и другим предприятиям и организациям, приславшим материалы на исследование, результаты исследований и заключения по ним в соответствии с рекомендациями (подпункт «в»); консультирует ветеринарные учреждения, ветеринарных специалистов, местные органы и работников хозяйств по вопросам профилактики и ликвидации болезней животных; при выявлении особо опасных болезней определяет характер, объем и порядок диагностических исследований, обеспечивает их проведение в сжатые сроки, в случае необходимости направляет своих специалистов для уточнения диагноза на месте и выяснения степени распространения инфекции (подпункт «д»); осуществляет методическое руководство диагностических кабинетов, а также руководит деятельностью находящихся в ее деятельности мясомолочных и пищевых контрольных станций, обрабатывает результаты их работы, информирует о них главного ветврача района

(подпункт «е»); анализирует итоги диагностической работы и вносят необходимые предложения главному ветеринарному врачу района, а также вышестоящему ветеринарному органу (подпункт «ж») оказывает помощь районной ветеринарной станции и другим ветеринарным учреждениям района, а также ветеринарной службе специализированных комплексов, колхозов и других хозяйств в разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных (подпункт «з»); пропагандирует передовой опыт борьбы с болезнями животных и ветеринарные знания среди населения и работников фермы (подпункт «и»); выполняет другие работы по заданию вышестоящего ветеринарного органа (подпункт «к»).

Штатное расписание ветеринарной лаборатории, где работала Разгуляева Т.А. в спорный период, суду не представлено, что подтверждается ответами на запросы из ГБУ Ивановской области «Государственный архив Ивановской области» от 23 августа 2024 года (л.д.85), Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 23 августа 2024 года и 02 сентября 2024 года (л.д.101, 102), из Службы ветеринарии Ивановской области от 02 августа 2024 года (л.д.37), из администрации Палехского муниципального района (л.д.51) об отсутствии таких документов.

Из системы доказательств по настоящему делу суд считает необходимым исключить должностную инструкцию ведущего ветеринарного врача – заведующего (-ей) ветеринарным лабораторно-диагностическим отделом, утвержденную начальником БГУ «Ивановский СББЖ» 01 апреля 2013 года (л.д.61), т.к. эта инструкция к спорному периоду никакого отношения не имеет.

Согласно Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, действующего с 01 января 1987 года до 01 января 1996 года и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, действующего с 01 января 1996 года, указаны наименования должностей служащих: ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, а таких должностей, как врач-серолог или ветеринарный врач-серолог не имеется.

Из постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.09.1986 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства» и Таблицы 10 приложения № 17 к нему в спорный период имелись должности специалистов и служащих государственной ветеринарной службы: ведущего ветеринарного врача с окладом 170-210 рублей; ветеринарного врача 1 категории с окладом 160-200 рублей, ветеринарного врача 2 категории с окладом 140-180 рублей и ветеринарного врача с окладом 130-160 рублей. Должностей врачей серологов или ветеринарных врачей-серологов указанным нормативным-правовым актом не предусматривалось.

В Приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14.10.1992 №785, которым регулировались правовые отношения в период с 27 октября 1992 года по 31 декабря 2003 года, включительно, специалистом сельского хозяйства значился ветеринарный врач, диапазон разрядов которого 8-14, никакого врача-серолога или ветеринарного врача - серолога в указанном нормативно-правовом акте не имеется.

В Приложении №1 к Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14.10.1992 № 785, которым регулировались правовые отношения в период с 27 октября 1992 года по 01 сентября 1995 года в Единой Тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, специалистом сельского хозяйства указан ветеринарный врач 8-14 разрядов, врачей–серологов или ветеринарных врачей-серологов не указано.

Таким образом, правильное наименование в спорный период занимаемой должности Разгуляевой Т.А. - ветеринарный врач, как указано в вышеприведенных нормативно-правовых актах.

Из системного анализа вышеприведенных норм права, а также из совокупности всех представленных документов следует, что деятельность, которой занималась специалист сельского хозяйства - ветеринарный врач Разгуляева Т.А. в период с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года, относится к сельскому хозяйству - животноводству.

Доводы, высказанные представителем ответчика, в соответствии с которыми она просит отказать истцу в удовлетворении требований, суд находит не обоснованными, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено, что в штатном расписании ветеринарной лаборатории, где работала Разгуляева Т.А., в спорный период был ветеринарный врач-серолог.

В лицевых счетах, относящихся к спорному периоду, отражено, что Разгуляева Т.А. получала заработную плату как ветврач, в ветлаборатории отсутствует утвержденная надлежащим образом должностная инструкция ветеринарного врача – серолога.

Из пояснений, допрошенного в качестве свидетеля ФИО7 следует, что в ветлаборатории было три отдела, в каждом отделе по штатному расписанию был ветврач, лаборант и санитарка. Разгуляева Т.А. в спорный период работала в ветлаборатории ветврачом серологического отдела.

Поэтому период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года (14 лет 7 месяцев 28 дней) в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории в должности ветеринарного врача (в трудовой книжке Разгуляевой Т.А. должность указана - ветеринарный врач – серолог) подлежит включению в специальный стаж, подлежащий учету для установки Разгуляевой Т.А. фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ.

Разгуляева Т.А. обратилась в ОФПСС по Ивановской области с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ 23 апреля 2024 года, что подтверждается: решением ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года, в котором датой подачи Разгуляевой Т.А. заявления о перерасчете пенсии указана 23 апреля 2024 года и это не оспаривается ответчиком.

Таким образом, на дату обращения Разгуляевой Т.А. с заявлением о перерасчете пенсии 23 апреля 2024 года специальный стаж, подлежащий учету для установки фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, составил более 30 лет: 25 лет 3 месяца 28 дней – специальный стаж, подлежащий учету, с которым стороны согласны + 14 лет 7 месяцев 28 дней – спорный специальный стаж - период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года.

В связи с изложенным, решение ОФПСС от 03 июля 2024 года в части исключения из специального стажа Разгуляевой Т.А. в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории периода работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года и отказе в перерасчете пенсии надлежит признать незаконным и отменить, а ОФПСС по Ивановской области обязать включить указанный период работы в специальный стаж, подлежащий учету для установки фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ и в связи с этим произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 23 апреля 2024 года, т.е. со дня обращения к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Разгуляевой Татьяны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт серии <данные изъяты> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ОГРН 1023700547584) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 03 июля 2024 года в части исключения из специального стажа Разгуляевой Татьяны Александровны периода работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории в должности ветеринарного врача (в трудовой книжке эта должность указана – ветеринарный врач – серолог) и отказе ей в перерасчете пенсии по старости - незаконным, и в указанной части это решение отменить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области: включить в специальный трудовой стаж Разгуляевой Татьяны Александровны, подлежащий учету для установки фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», период работы в сельском хозяйстве в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории в должности ветеринарный врач (в трудовой книжке эта должность указана – ветеринарный врач – серолог) период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года и произвести перерасчет страховой пенсии по старости Разгуляевой Татьяне Александровне с 23 апреля 2024 года.

В удовлетворении оставшейся части иска Разгуляевой Татьяне Александровне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Луговцева

Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2024 года.

Председательствующий С.В. Луговцева

Дело № 2а-609/2024

УИД 37RS0013-01-2024-001064-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2024 года п. Палех Ивановской области

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретаре Еленко М.С., с участием истца Разгуляевой Т. А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области Молевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Палех дело по иску Разгуляевой Татьяны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Разгуляева Татьяна Александровна обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области

(далее по тексту сокращенное наименование – ОФПСС РФ по Ивановской области) о признании незаконным и отмене решения ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года об исключении из специального стажа периода работы и об отказе ей в перерасчете страховой пенсии по старости; включении в её специальный трудовой стаж периода работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в должности ветеринарного врача в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории и возложении на ОФПСС по Ивановской области обязанности принятия решения о перерасчете ей страховой пенсии по старости.

Заявленные требования Разгуляева Т.А. обосновывает следующим.

Решением от 03 июля 2024 года ОФПСС по Ивановской области Разгуляевой Т.А. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости ввиду того, что в специальный трудовой стаж не засчитан период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в должности ветеринарного врача-серолога в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории, т.к. такая должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты.

Этим же решением ответчиком учтены периоды работы Разгуляевой Т.А. в сельском хозяйстве:

- в совхозе «Палехский» - с 31 августа 1985 года по 15 июля 1987 года ветеринарным врачом;

-в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории: с 20 июля 1987 года по 02 мая 1989 года – лаборантом химико-токсилогического отдела; с 01 января 2004 года по 06 марта 2004 года и с 06 июля 2005 года по 14 сентября 2009 года – ведущим ветеринарным врачом;

-в ГУ Ивановской области «Палехская межрайонная ветеринарная лаборатория» - с 15 сентября 2009 года по 31 мая 2011 года – директором лаборатории;

-в БГУ Ивановской области «Палехская районная станция по борьбе с болезнями животных»: с 01 июня 2011 года по 31 марта 2013 года, с 01 февраля 2022 года по 27 июня 2022 года и с 15 марта 2023 года по 15 апреля 2024 года – заведующей лабораторно-диагностического отдела; с 0 апреля 2013 года по 31 января 2022 года – ведущим ветеринарным врачом.

Истец Разгляева Т.А., считает, что обладает достаточным трудовым стажем работы на должностях, на работах, по профессиям и специальностям в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда в определенных местностях.

Истец Разгуляева Т.А. считает, что ответчиком незаконно не приняты к зачету периоды ее работы в должности ветврача в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года, поскольку указанный врач проводит серологические исследования крови крупного рогатого скота, овец, свиней и лошадей на наличие инфекционных заболеваний, а также копрологические исследования из кала, проводит исследование кожевенного сырья на наличие-отсутствие сибирской язвы. Лаборатория, где она проработала 37 лет, обслуживала районы: Палехский, Южский, Верхнеландеховский и Пестяковский. Она часто выезжала в хозяйства для взятия крови и патологического материала, который впоследствии исследовала, проводила в колхозах лекции и совещания с ветеринарными врачами и зоотехниками хозяйств по специальным вопросам.

В судебном заседании истец Разгуляева Т.А. исковые требования поддержала и пояснила, что в лаборатории Палеха, где она работала ветврачом, было три отдела: серологический, бактериологический, химико-токсикологический. В каждом отделе был ветврач, лаборант. В 1989 году её перевели работать в серологическое отделение лаборатории. В документах указывалась ее должность то ветврач, то ветврач – серолог. Также истец указала, что с сельскими лаборатория заключала договоры по обслуживанию животных, в частности, на исследование их крови на наличие-отсутствие инфекционных заболеваний. Например, исследование крови животных на бруцеллез проводилось два раза в год, а также исследовалась кровь крупного-рогатого скота на наличие-отсутствие лейкоза. Она производила исследование биологических материалов животных на наличие-отсутствие инфекционных заболеваний, по заявкам сельских хозяйств производила забор анализов у животных, вакцинировала их. Лечением животных не занималась.

Ответчиком ОФПСС по Ивановской области предоставлены письменные возражения на заявленные требования, в которых ответчик указывает, что Разгуляева Т.А. с 01 мая 2017 года является получателем страховой пенсии по старости.

23 апреля 2024 года Разгуляева Т.А. подала заявление в ОФПСС по Ивановской области о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ для повышения размера фиксированной пенсии требуется стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, а у Разгуляевой Т.А. стаж работы в сельской местности менее 30 лет.

В стаж работы в сельском хозяйстве Разгуляевой Т.А. не был учтен период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в должности врача - серолога Палехской межрайонной ветеринарной станции по следующим основаниям.

Перечень «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Животноводство» Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных» для производства животноводческих продуктов.

Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ветеринарная деятельность включает в себя, в том числе, деятельность, связанную с лечением и контролем состояния здоровья сельскохозяйственных животных, деятельность помощника ветврача и прочего вспомогательного персонала, клинико-патологические и другие виды диагностических работ в отношении животных.

В разделе «Животноводство» указанного Списка предусмотрена должность ветеринарный врач (ветеринарный врач-гинеколог, ветеринарный врач репродуктивной зоны, ветеринарный врач-терапевт, главный ветеринарный врач, старший ветеринарный врач, санитарный врач ветеринарной службы, врач-бактериолог, врач-эпизоотолог), лаборант ветеринарной лаборатории.

Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 374-п утверждено Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений ветеринарии Ивановской области. Указанным Типовым положением предусмотрена профессиональная квалификационная группа «Должности работников сельского хозяйства третьего уровня», в которую входят: ветеринарный врач, специалист 2 категории ветеринарный врач, специалист 1 категории ветеринарный врач, ведущий ветеринарный врач.

Штатным расписанием БГУ «Палехская районная станция по борьбе с болезнями животных», в том числе предусмотрены должности ведущего ветеринарного врача, ветеринарного фельдшера, ветеринарного санитара.

Должность ветеринарного врача – серолога не предусмотрена вышеуказанным Списком и поэтому не подлежит включению в специальный стаж работы в сельском хозяйстве.

Решение ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года об отказе Разгуляевой Т.А. в перерасчете страховой пенсии по старости является обоснованным и законным. ( л.д.41-42).

В судебном заседании представитель ответчика Молева А.М. просила в удовлетворении иска отказать, поддерживает письменные возражения ответчика на заявленные требования.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в действующей редакции) (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ) лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ.

Истец Разгуляева Т.А. является получателем страховой пенсии по старости с 01 мая 2017 года, на что указывает ответчик в письменных возражениях, и, что не оспаривается истцом.

Последней записью в трудовой книжке Разгуляевой Т.А. на день рассмотрения иска в суде значится запись о расторжении трудового договора с БГУ «Палехская ОББЖ» по инициативе работника от 15 апреля 2024 года (л.д.13-17).

Согласно ч. 16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 утверждены: Список работ, производств, профессий, должностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых выплатах» (далее по тексту – Список) и Правила исчисления работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Правила №1).

Согласно указанного Списка к работам, производствам в сельском хозяйстве, дающим право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости относятся, в том числе, животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе, осуществляемое кочевыми родовыми общинами;

Согласно Списка к профессиям, должностям, специальностям, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии относятся: ветеринарный врач (ветеринарный врач – гинеколог, ветеринарный врач репродуктивной зоны, ветеринарный врач-терапевт, главный ветеринарный врач, старший ветеринарный врач, санитарный врач ветеринарной службы, врач-бактериолог, врач – эпизоотолог), ветеринарный фельдшер, ветеринарный санитар, ветеринарный техник.

Согласно п. 3 Правил №1 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

-периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (подпункт «а»);

-периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 01.01.1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт «б»).

В соответствии с п. 4 Правил №1 в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:

-периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. «а»);

-период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (п. «б»).

Согласно п. 5 Правил №1 при исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, с учетом особенностей, установленных пунктами 5(1) и 6 настоящих Правил.

Согласно подпункта «б» п. 6 Правил №1 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

-периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" п. 3 Правил №1, имевшие место со дня вступления в силу положений, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

-периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 Правил №1, имевшие место до дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 ст. 17 Закона №400-ФЗ, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 11 Правил №2 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки или в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из диплома , выданного Разгуляевой Т.А. 25 июля 1985 года, следует, что истец в 1985 году окончила обучение в Ивановском сельскохозяйственном институте по специализации ветеринария и ей присвоена квалификация ветврача (л.д.39,40).

Согласно решения ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года Разгуляевой Т.А. в специальный стаж работы в сельском хозяйстве включено 25 лет 3 месяца 28 дней, а именно периоды работы:

- в совхозе «Палехский» - с 31 августа 1985 года по 15 июля 1987 года ветеринарным врачом;

-в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории: с 20 июля 1987 года по 02 мая 1989 года – лаборантом химико-токсилогического отдела; с 01 января 2004 года по 06 марта 2004 года и с 06 июля 2005 года по 14 сентября 2009 года – ведущим ветеринарным врачом;

-в ГУ Ивановской области «Палехская межрайонная ветеринарная лаборатория» - с 15 сентября 2009 года по 31 мая 2011 года – директором лаборатории;

-в БГУ Ивановской области « Палехская районная станция по борьбе с болезнями животных»: с 01 июня 2011 года по 31 марта 2013 года, с 01 февраля 2022 года по 27 июня 2022 года и с 15 марта 2023 года по 15 апреля 2024 года – заведующей лабораторно-диагностического отдела; с 01 апреля 2013 года по 31 января 2022 года – ведущим ветеринарным врачом;

-периоды ухода одного родителя за ребенком до достижения им возраста полутора лет: с 03 декабря 1982 года по 02 июня 1984 года; с 05 июня 1986 года по 04 декабря 1987 года и с 07 марта 2004 года по 05 июля 2005 года, что истцом не оспаривается.

Указанным решением от 03 июля 2024 года Разгуляевой Т.А. в специальный стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года (л.д.9).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции, действующей в период с 17.06.1993 года по 31.12.2003 года) (далее по тексту - Закон № 4979-1) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 4979-1 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 4979-1 в своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим органам управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 5 Закона № 4979-1 задачами Государственной ветеринарной службы являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства - в санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 4979-1 в систему Государственной ветеринарной службы РФ в спорный период входили:

-Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;

-ветеринарные научно - исследовательские и научно - производственные учреждения;

-ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;

-подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно- санитарного профиля.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 4979-1 специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 4979-1 специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года Разгуляева Т.А. являлась специалистом Государственной ветеринарной службы РФ - работала в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории, переименованной с 19 февраля 2002 года в ФГУ «Палехская межрайонная лаборатория» на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 74 от 10 февраля 2002 года, что подтверждается: трудовой книжкой Разгуляевой Т.А., в которой имеются соответствующие записи сведений о работе в указанный период Разгуляевой Т.А., о переименовании лаборатории (л.д.13-17) и приказом № 7 от 08 мая 2002 года в книге за период с 04 ноября 1989 года по 25 мая 2004 года Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории о переименовании лаборатории, а также признается ответчиком.

В трудовой книжке Разгуляевой Т.А. имеются записи: от 03 мая 1989 года о переводе на должность ветеринарного врача серолога Палехской межрайонной ветлаборатории согласно Приказа № 6 от 03 мая 1989 года и от 31 декабря 2003 года об увольнении с занимаемой должности в связи с переводом во вновь созданную организацию на основании Приказа № 39 от 31 декабря 2003 года (л.д.13-14).

Согласно приказу № 6 от 03 мая 1989 года в Книге приказов по личному составу Палехской межрайонной ветлаборатории за период с 11 июня 1975 года по 10 октября 1989 года Разгуляева Т.А. переведена на должность ветеринарного врача серолога с 03 мая 1989 года.

В Книге приказов по личному составу Палехской межрайонной ветлаборатории за период с 04 ноября 1989 года по 25 мая 2004 года Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории, переименованной в ФГУ «Палехская межрайоная ветлаборатория» с 19 февраля 2002 года, должность Разгуляевой Т.А. указана:

-ветеринарный врач-серолог - приказы №18 от 03 августа 2002 года, № 25 от 04 октября 2002 года, №8 от 12 мая 2003 года, №22 от 22 августа 2003 года, №28 от 05 сентября 2003 года;

-ветеринарный врач – приказы №20 от 03 сентября 2002 года, №19 от 28 июля 2003 года.

В архивной справке из администрации Палехского муниципального района от 12 августа 2024 года указано, что в документах по личному составу архивного фонда ветбаклабаратории Палехского района Ивановской области имеются сведения о трудовом стаже Разгуляевой Т.А.:

-в лицевых счетах с 1987 года по 1989 год она значится как лаборант, в 1990 году – как врач-серолог; с 1991 года по 1993 год – как ветврач-серолог; с 1994 года по 2003 год – как ветврач;

-в приказе № 39 от 31 декабря 2003 года значится, что Разгуляева Т.А. уволена с должности ветврача в связи с переводом во вновь созданную организацию ГУ «Палехская межрайонная ветеринарная лаборатория» (л.д.29, 51).

Судом установлено, что записи в приказе № 6 от 03 мая 1989 года о переводе Разгуляевой Т.А. на другую должность и в трудовой книжке о том, что Разгуляева Т.А. с 03 мая 1989 года переведена в лаборатории на должность ветеринарного врача серолога сделаны некорректно.

Согласно п. п. 2 и 5 Типового положения о районной ветеринарной лаборатории, утвержденного Министерством сельского хозяйства СССР 20.05.1971 (далее по тексту – Типовое положение), районная ветеринарная лаборатория организуется по типовому штату, утвержденному в установленном порядке, и возглавляется директором - ветеринарным врачом. Деятельность районной ветеринарной лаборатории направлена на обеспечение ветеринарного благополучия животноводства, предупреждение и ликвидацию заразных и незаразных болезней животных с целью создания здоровых стад и увеличения производства животноводческих продуктов, а также с целью охраны населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно п. 1 названного выше Типового положения о районной ветеринарной лаборатории, районная ветеринарная лаборатория – диагностическое учреждение государственной ветеринарии, основными задачами которого являются: установление лабораторного диагноза больных животных, в том числе птиц, пушных зверей, рыб и пчел (подпункт «а»); выявление животных больных заразными болезнями или болезнями, связанными с нарушением обмена веществ и другими отклонениями в жизнедеятельности организма (подпункт «б»); выявление причин массовых заболеваний животных (подпункт «в»); экспертиза мяса, молока и других пищевых продуктов (подпункт «г»). Деятельность районной ветеринарной лаборатории направлена на обеспечение ветеринарного благополучия животноводства, предупреждение и ликвидацию заразных и незаразных болезней животных с целью создания здоровых стад и увеличения производства животноводческих продуктов, а также с целью охраны населения от заболеваний, общих для человека и животных.

Согласно п. 2 Типового положения для выполнения задач ветеринарная лаборатория проводит в плановом порядке с целью диагностирования заболеваний животных бактериологические, микроскопические, серологические, патаголоанатомические, биохимические, токсикологические, копрологические и другие лабораторные исследования соответствующих материалов, поступающих непосредственно от хозяйств или ветеринарных учреждений района (подпункт «а»); исследует корма и воду – с целью определения их безвредности для животных (подпункт «б»); сообщает в установленном порядке учреждениям, хозяйствам и другим предприятиям и организациям, приславшим материалы на исследование, результаты исследований и заключения по ним в соответствии с рекомендациями (подпункт «в»); консультирует ветеринарные учреждения, ветеринарных специалистов, местные органы и работников хозяйств по вопросам профилактики и ликвидации болезней животных; при выявлении особо опасных болезней определяет характер, объем и порядок диагностических исследований, обеспечивает их проведение в сжатые сроки, в случае необходимости направляет своих специалистов для уточнения диагноза на месте и выяснения степени распространения инфекции (подпункт «д»); осуществляет методическое руководство диагностических кабинетов, а также руководит деятельностью находящихся в ее деятельности мясомолочных и пищевых контрольных станций, обрабатывает результаты их работы, информирует о них главного ветврача района

(подпункт «е»); анализирует итоги диагностической работы и вносят необходимые предложения главному ветеринарному врачу района, а также вышестоящему ветеринарному органу (подпункт «ж») оказывает помощь районной ветеринарной станции и другим ветеринарным учреждениям района, а также ветеринарной службе специализированных комплексов, колхозов и других хозяйств в разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных (подпункт «з»); пропагандирует передовой опыт борьбы с болезнями животных и ветеринарные знания среди населения и работников фермы (подпункт «и»); выполняет другие работы по заданию вышестоящего ветеринарного органа (подпункт «к»).

Штатное расписание ветеринарной лаборатории, где работала Разгуляева Т.А. в спорный период, суду не представлено, что подтверждается ответами на запросы из ГБУ Ивановской области «Государственный архив Ивановской области» от 23 августа 2024 года (л.д.85), Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 23 августа 2024 года и 02 сентября 2024 года (л.д.101, 102), из Службы ветеринарии Ивановской области от 02 августа 2024 года (л.д.37), из администрации Палехского муниципального района (л.д.51) об отсутствии таких документов.

Из системы доказательств по настоящему делу суд считает необходимым исключить должностную инструкцию ведущего ветеринарного врача – заведующего (-ей) ветеринарным лабораторно-диагностическим отделом, утвержденную начальником БГУ «Ивановский СББЖ» 01 апреля 2013 года (л.д.61), т.к. эта инструкция к спорному периоду никакого отношения не имеет.

Согласно Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, действующего с 01 января 1987 года до 01 января 1996 года и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, действующего с 01 января 1996 года, указаны наименования должностей служащих: ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, а таких должностей, как врач-серолог или ветеринарный врач-серолог не имеется.

Из постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.09.1986 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства» и Таблицы 10 приложения № 17 к нему в спорный период имелись должности специалистов и служащих государственной ветеринарной службы: ведущего ветеринарного врача с окладом 170-210 рублей; ветеринарного врача 1 категории с окладом 160-200 рублей, ветеринарного врача 2 категории с окладом 140-180 рублей и ветеринарного врача с окладом 130-160 рублей. Должностей врачей серологов или ветеринарных врачей-серологов указанным нормативным-правовым актом не предусматривалось.

В Приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14.10.1992 №785, которым регулировались правовые отношения в период с 27 октября 1992 года по 31 декабря 2003 года, включительно, специалистом сельского хозяйства значился ветеринарный врач, диапазон разрядов которого 8-14, никакого врача-серолога или ветеринарного врача - серолога в указанном нормативно-правовом акте не имеется.

В Приложении №1 к Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14.10.1992 № 785, которым регулировались правовые отношения в период с 27 октября 1992 года по 01 сентября 1995 года в Единой Тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, специалистом сельского хозяйства указан ветеринарный врач 8-14 разрядов, врачей–серологов или ветеринарных врачей-серологов не указано.

Таким образом, правильное наименование в спорный период занимаемой должности Разгуляевой Т.А. - ветеринарный врач, как указано в вышеприведенных нормативно-правовых актах.

Из системного анализа вышеприведенных норм права, а также из совокупности всех представленных документов следует, что деятельность, которой занималась специалист сельского хозяйства - ветеринарный врач Разгуляева Т.А. в период с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года, относится к сельскому хозяйству - животноводству.

Доводы, высказанные представителем ответчика, в соответствии с которыми она просит отказать истцу в удовлетворении требований, суд находит не обоснованными, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено, что в штатном расписании ветеринарной лаборатории, где работала Разгуляева Т.А., в спорный период был ветеринарный врач-серолог.

В лицевых счетах, относящихся к спорному периоду, отражено, что Разгуляева Т.А. получала заработную плату как ветврач, в ветлаборатории отсутствует утвержденная надлежащим образом должностная инструкция ветеринарного врача – серолога.

Из пояснений, допрошенного в качестве свидетеля ФИО7 следует, что в ветлаборатории было три отдела, в каждом отделе по штатному расписанию был ветврач, лаборант и санитарка. Разгуляева Т.А. в спорный период работала в ветлаборатории ветврачом серологического отдела.

Поэтому период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года (14 лет 7 месяцев 28 дней) в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории в должности ветеринарного врача (в трудовой книжке Разгуляевой Т.А. должность указана - ветеринарный врач – серолог) подлежит включению в специальный стаж, подлежащий учету для установки Разгуляевой Т.А. фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ.

Разгуляева Т.А. обратилась в ОФПСС по Ивановской области с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ 23 апреля 2024 года, что подтверждается: решением ОФПСС по Ивановской области от 03 июля 2024 года, в котором датой подачи Разгуляевой Т.А. заявления о перерасчете пенсии указана 23 апреля 2024 года и это не оспаривается ответчиком.

Таким образом, на дату обращения Разгуляевой Т.А. с заявлением о перерасчете пенсии 23 апреля 2024 года специальный стаж, подлежащий учету для установки фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, составил более 30 лет: 25 лет 3 месяца 28 дней – специальный стаж, подлежащий учету, с которым стороны согласны + 14 лет 7 месяцев 28 дней – спорный специальный стаж - период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года.

В связи с изложенным, решение ОФПСС от 03 июля 2024 года в части исключения из специального стажа Разгуляевой Т.А. в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории периода работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года и отказе в перерасчете пенсии надлежит признать незаконным и отменить, а ОФПСС по Ивановской области обязать включить указанный период работы в специальный стаж, подлежащий учету для установки фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ и в связи с этим произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 23 апреля 2024 года, т.е. со дня обращения к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Разгуляевой Татьяны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт серии <данные изъяты> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ОГРН 1023700547584) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 03 июля 2024 года в части исключения из специального стажа Разгуляевой Татьяны Александровны периода работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории в должности ветеринарного врача (в трудовой книжке эта должность указана – ветеринарный врач – серолог) и отказе ей в перерасчете пенсии по старости - незаконным, и в указанной части это решение отменить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области: включить в специальный трудовой стаж Разгуляевой Татьяны Александровны, подлежащий учету для установки фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», период работы в сельском хозяйстве в Палехской межрайонной ветеринарной лаборатории в должности ветеринарный врач (в трудовой книжке эта должность указана – ветеринарный врач – серолог) период работы с 03 мая 1989 года по 31 декабря 2003 года и произвести перерасчет страховой пенсии по старости Разгуляевой Татьяне Александровне с 23 апреля 2024 года.

В удовлетворении оставшейся части иска Разгуляевой Татьяне Александровне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Луговцева

Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2024 года.

Председательствующий С.В. Луговцева

2-609/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Разгуляева Татьяна Александровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области
Другие
Мухтдинова Татьяна Викторовна
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Луговцева Светлана Валерьевна
Дело на странице суда
palehsky.iwn.sudrf.ru
31.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2024Передача материалов судье
01.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
05.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее