Решение по делу № 33а-4893/2019 от 30.07.2019

Судья Рачковская Ю.В. Дело № 33а-4893/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Шадлова А.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 12 августа 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации МО МР "Сыктывдинский" на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 мая 2019 года, по которому признаны незаконными действия администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", выразившиеся в принятии уведомлений от 06.03.2019 <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Возложена на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Шахова ФИО9, Шаховой ФИО10 путем рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве от 27 февраля 2019 года в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Заслушав доклад материалов дела судьи Машкиной И.М., объяснения Шахова Юрия Алексеевича, Шаховой Раисы Алексеевны, судебная коллегия

установила:

Шахова Р.А. и Шахов Ю.А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий администрации МО ГО "Сыктывдинский", выразившихся в выдаче уведомления о невозможности строительства на земельных участках, принадлежащих административным истцам, незаконными, возложении обязанности устранить нарушения прав путем рассмотрения заявления в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с категорией земель - земли населенных пунктов.

В обоснование требований указано, что 27.02.2019 административными истцами в адрес органа местного самоуправления в лице администрации МО МР "Сыктывдинский" направлены уведомления о планируемом строительстве объекта на принадлежащих административным истцам на праве собственности земельных участках, в чем административным истцам отказано письмами от 06.03.2019 по причине нахождения земельных участков в общественно-деловой зоне (далее - ОД зона), не допускающей строительство индивидуальных жилых или садовых домов.

В судебном заседании административный истец Шахов Ю.А. и его представитель Водяникова Е.В. поддержали заявленные требования, дополнительно указав, что по данным государственного кадастрового учета земельные участки административных истцов относятся к зоне Ж-1, предполагающей осуществление индивидуального жилищного строительства.

Административный истец Шахова Р.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не известила.

Представитель административного ответчика администрации МО МР "Сыктывдинский" с требованиями административного иска не согласился, пояснив, что на момент вынесения оспариваемого уведомления отсутствовал Генеральный план СП "Выльгорт", который до настоящего времени не принят. До принятия нового генерального плана, в 2018 году временно были приняты Правила землепользования и застройки сельского поселения "Выльгорт", в основу которых положены данные отмененного Генерального плана. Таким образом, территориальные зоны не были изменены и соответствовали тем, которые были утверждены Генеральным планом, согласно которому земельные участки административных истцов находятся в зоне ОД, не предусматривающей осуществления индивидуального жилищного строительства.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми в судебном заседании пояснил, что согласно межевому плану земельных участков административных истцов их территориальная зона определена как Ж-1, при этом у органа регистрации отсутствуют сведения о границах территориальных зон, в связи с чем, достоверно определить к какой зоне относится тот или иной земельный участок не представляется возможным.

Заинтересованное лицо прокурор Сыктывдинского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимал.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО МР "Сыктывдинский" просит решение суда отменить как незаконное.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.

Заслушав объяснения Шахова Ю.А., Шаховой Р.А., проверив законность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Шахову Ю.А. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в Сыктывдинском районе Республики Коми, которым соответствуют кадастровые <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.

Административный истец Шахова Р.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.

Вышеназванные земельные участи относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.

Границы сельского поселения "Выльгорт", в которые, в том числе, входят земельные участки административных истцов, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, были установлены Генеральным планом СП "Выльгорт", утвержденным решением Совета МО МР "Сыктывдинский" от 25.03.2010 № 35/3-13.

На основании протеста прокурора Сыктывдинского района решением Совета МО МР "Сыктывдинский" от 28.09.2017 <Номер обезличен> решение Совета МО МР "Сыктывдинский" от 25.03.2010 № 35/3-13 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения "Выльгорт" признано утратившим силу.

До настоящего времени Генеральный план сельского поселения "Выльгорт" не утвержден.

На основании решения Совета МО МР "Сыктывдинский" от 28.06.2018 № 29/6-5 утверждены Правила землепользования и застройки МО СП "Выльгорт", которым установлены территориальные зоны сельского поселения "Выльгорт".

Указанным Правилами закреплено наличие в сельском поселении, в том числе жилой зоны и общественно-деловой зоны.

27.02.2019 Шахов Ю.А. и Шахова Р.А. обратились в орган местного самоуправления в лице администрации МО МР "Сыктывдинский" с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанных выше земельных участках.

По результатам рассмотрения уведомлений административных истцов 06.03.2019 администрацией МО МР "Сыктывдинский" в адрес Шахова Ю.А и Шаховой Р.А. направлены уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, по причине нахождения земельных участков в зоне ОД, то есть в зоне объектов общественно-делового назначения, объектов образования, здравоохранения, социального и культурно-бытового назначения, на основании утвержденных 28.06.2018 Правил землепользования и застройки СП "Выльгорт".

Находя действия административного ответчика, выразившиеся в вынесении оспариваемых уведомлений, незаконными, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статей 7, 40 Земельного кодекса РФ, статей 30, 32, 35, 51.1 Градостроительного кодекса РФ, частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу, что оспариваемые административными истцами уведомления от 06.03.2019 являются незаконными и необоснованными, нарушающими права административных истцов на получение муниципальной услуги в установленном законом порядке.

Данные выводы суда основаны на правильном применении норм материального прав, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах.

Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, культурно-бытовые и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим отдельных видов земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием. Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.

Положениями пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, установив, что согласно межевого плана земельного участка земельные участки административных истцов находятся на землях населенных пунктов в зоне Ж-1 (жилой зоне), при этом координаты территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки СП "Выльгорт" в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и в регистрирующий орган не переданы, пришел к выводу о недоказанности нахождения земельных участков административных истцов в общественно-деловой зоне, что свидетельствует о незаконности оспариваемых уведомлений административного ответчика от 06.03.2019 и о нарушении прав административных истцов на получение муниципальной услуги в установленном законом порядке.

При этом судом принято во внимание, что в соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ предоставлено право использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и в случаях, когда вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, за исключением, когда такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о незаконности действий администрации МО ГО "Сыктывдинский", выразившихся выдаче оспариваемых уведомлений, поскольку безусловных доказательств нахождения принадлежащих административным истцам земельных участков в зоне объектов общественно-делового назначения административным ответчиком не представлено. Так, ни Правила землепользования и застройки МО СП "Выльгорт", которым установлены территориальные зоны сельского поселения "Выльгорт", ни карта градостроительного зонирования территорий сельского поселения "Выльгорт" не содержат координат, по которым можно было бы определить местоположение какого-либо земельного участка на территории сельского поселения "Выльгорт". Вместе с тем, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения, за исключением случаев, когда такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Доказательств того, что строительство индивидуального жилого дома в обозначенной зоне носит опасность для жизни и здоровья, учитывая вид разрешенного использования земельных участков административных истцов, как ведение личного подсобного хозяйства, предполагающим осуществление строительства на земельных участках, административным ответчиком не предоставлено.

В апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", поскольку в соответствии с указанной нормой карта (план) объекта землеустройства, являющийся приложением к правилам землепользования и застройки МО СП "Выльгорт" МР "Сыктывдинский", разработан в соответствии с положением Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" до дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ, в связи с чем подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Вместе с тем, данные доводы не влекут отмену судебного решения.

Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ предусматривает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществивших подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу этого Федерального закона, подготовить сведения о границах территориальных зон путем графического описания местоположения границ территориальных зон, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, до 1 июня 2020 г.

Таким образом, указанная статья предоставляет лишь отсрочку органам местного самоуправления в подготовке сведений о границах территориальных зон, используемых для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Вместе с тем в рамках рассматриваемых правоотношений установление нахождения принадлежащих административным истцам земельных участков в зоне объектов общественно-делового назначения является юридически значимым обстоятельством, предоставление доказательств, в подтверждении которого, лежит на административном ответчике.

Не являются основаниями для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что администрация при принятии оспариваемых уведомлений руководствовалась решением Совета МО МР "Сыктывдинский" от 28.06.2018 № 29/6-5 "Об утверждении "Правил землепользования и застройки" МО СП "Выльгорт" МР "Сыктывдинский", так как достоверных доказательств нахождения принадлежащих административным истцам земельных участков в зоне объектов общественно-делового назначения и доказательств того, что строительство индивидуального жилого дома в обозначенной зоне носит опасность для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, административным ответчиком не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на неправильное толкование норм материального права и на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывдинского районного суда Республик Коми от 21 мая 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО МР "Сыктывдинский" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи -

33а-4893/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахов Юрий Алексеевич
Шахова Раиса Алексеевна
Ответчики
АМО МР Сыктывдинский
Другие
Прокуратура Сыктывдинского района
ФГБУ ФКП Росреестра по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Машкина И. М.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
12.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее