Дело: 1я инст.№2а-604/2020, 2я инст.№33а-1722/2021 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Блейз И.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2021 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Исаева С.Н., Орловой С.В.,
при секретаре Марушевской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Мацака Николая Петровича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 января 2021 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Мацак Н.П. обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка <адрес> в г. Севастополе площадью <данные изъяты> кв.м в собственность без проведения торгов бесплатно, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении названной государственной услуги.
Требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с указанным выше заявлением к ответчику, ДД.ММ.ГГГГ истцом получен отказ в связи с тем, что, по мнению ответчика, истцом не представлены документы согласно перечня, без указания каких-либор документов. Указанный в заявлении земельный участок принадлежит городу, основания для отказа недостаточно аргументированы, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 января 2021 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Департамента подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с неверным применением норм материального права при неверном установлении обстоятельств дела и неверной оценке представленных доказательств, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что судом не учтено, что истцом в качестве документа, подтверждающего право на испрашиваемый земельный участок, представлено решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, принятое в отношении иного лица - Косенко И.П. и иного земельного участка - <адрес> в г. Севастополе, иных документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, представлено не было, вследствие чего ответчиком обоснованно на основании пп. 6 п. 2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно», утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №548-РДЗ от 19.01.2017 года, принято оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления истца. При этом истец не указал, какому конкретно закону или иному нормативному акту не соответствует оспариваемое решение, не конкретизирует свои права и законные интересы, которые нарушены указанным решением.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке, имеются.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Мацак Н.П. и утверждена схема расположения земельного участка <адрес> в г. Севастополе площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый квартал №. Образуемый земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). Как следует из выписки из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ названному земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ Мацак Н.П., через МФЦ ул. Вокзальная, 10 г. Севастополь запись №, обратился в Департамент с заявлением, вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно на основании статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно расписки в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги Мацак Н.П. вместе с заявлением в Департамент было представлено, в том числе, решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым признано незаконным решение Департамента № об отказе Косенко И.П. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного в г. Севастополе, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Косенко И.П. о предоставлении названного земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно.
По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение, оформленное письмом № о возврате заявления и приложенных к нему документов на основании пункта 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, в собственность без проведения торгов бесплатно», утвержденного распоряжением Департамента №548-РДЗ от 19.01.2018 года в связи с несоответствием представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 Административного регламента. Указано, что представленное решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ издано в отношении третьего лица, в связи с чем проанализировать его не представляется возможным.
Не согласившись с вышеуказанным решением Департамента Мацак Н.П. обратился с административным иском в суд.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения требованиям закона, поскольку оно не содержит разъяснений относительно того, каким конкретно критериям истец не соответствует и какие действия он должен совершить для получения испрашиваемой государственной услуги.
С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Статьей 39.5 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в том числе земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков (пп 3); земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием (пп. 4); земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации (пп 5); земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (пп. 6); земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пп 7); земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пп 9); земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (пп 10).
Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №548-РДЗ от 19.01.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно», частями 2.2, 2.3 которого установлено, что ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Инспекцией ФНС России города Севастополя (по территориальности), Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя. Результатом предоставления государственной услуги является:
- распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно;
- письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению Заявителем, в том числе, документы, подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №1 от 12.01.2015 года (подпункт 6).
Согласно п. 2 ч. 2.8 Административного регламента основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является несоответствие представленных документов, обязательных к предоставлению заявителем, перечню документов, обязательных к предоставлению заявителем, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.
Как следует из материалов дела, в качестве документа, подтверждающего право на предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно Мацаком Н.П. в Департамент было представлено решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым признано незаконным решение Департамента № об отказе Косенко И.П. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного в г. Севастополе, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м и на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Косенко И.П. о предоставлении названного земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно. Таким образом, поскольку вышеуказанное решение суда вынесено в отношении иного лица и иного земельного участка, не содержится в перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению Заявителем, в том числе, в качестве документа, подтверждающего право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №1 от 12.01.2015 года (подпункт 6), оно не подтверждает право истца на предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно и, соответственно, у Департамента имелись основания для возврата заявления с прилагаемыми к нему документами.
При этом вопреки выводам суда оспариваемое решение является ясным, из него прямо следует, какой документ является ненадлежащим и подлежащим представлению истца. Кроме того, истец не лишен возможности, представив необходимые документы, повторно обратиться к ответчику для получения испрашиваемой услуги.
При таких обстоятельствах административный истец не доказал нарушение своих прав, административный же ответчик, напротив, законность оспариваемого решения доказал, что является основанием для отказа в иске.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, обжалуемое решение Гагаринского районного суда г. Севастополя подлежит отмене с постановлением нового, которым в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 января 2021 года отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении административного иска Мацак Николая Петровича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи