Дело № 2а-1467/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Рудых Г.М.
При секретаре Уртаеве А.В.
С участием старшего помощника прокурора Волгограда Петракова П.С., представителя административного ответчика Волгоградской городской Думы Орлова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 февраля 2018г. в городе Волгограде административное дело по исковому заявлению Прокурора Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Волгоградской городской Думе о возложении обязанности разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волгограда обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Волгоградской городской Думе, требования которого мотивировал тем, что прокуратурой Волгограда была проведена проверка соблюдения депутатами Волгоградской городской Думы действующего законодательства в сфере противодействия коррупции. Проведенный анализ официального сайта Волгоградской городской Думы свидетельствует о непринятии надлежащих мер по размещению актуальных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016г.. Проверкой установлено, что на официальном сайте Волгоградской городской Думы размещены сведения о доходах и имуществе депутата Волгоградской городской Думы Егунова А.Е. за период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., в том числе сведения о годовом доходе Егунова А.Е. – 11 282 715 руб. 60 коп..
Однако при проведенной проверкой вскрыта недостоверность данной информации, так как согласно сведениям УФНС России по Волгоградской области фактически Егуновым А.Е. в 2016г. получено 110 433 336 руб. 10 коп.. Кроме того, Егуновым А.Е. в справке супруги ФИО не указана ? доля права собственности квартиры по .... Данные обстоятельства были подтверждены объяснениями Егунова А.Е., информацией Волгоградской городской Думы по результатам рассмотрения представления прокуратуры города от 13.09.2017г..
Однако раздел «Противодействие коррупции» официального сайта Волгоградской городской Думы данных сведений не содержит, что препятствует возможности ознакомления населения города с информацией, раскрытие которой предусмотрено федеральным законодательством. Таким образом, сведения о доходах депутата Егунова А.Е., размещенные Волгоградской городской Думы на официальном сайте, занижены, не точны, что препятствует реализации прав граждан и иных лиц на получение информации о реальном финансовом состоянии депутата представительного органа местного самоуправления.
С учетом того, что в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 26.03.2014г. №... обязанность по размещению данных сведений возложена на отдел кадров Волгоградской городской Думы, и ими не выполнена, что послужило основанием для внесения 04.12.2017г. представления об устранении нарушений действующего законодательства в адрес главы Волгограда.
Вместе с тем, согласно ответу главы Волгограда от 12.01.2018г. конкретные меры в целях устранения нарушений и обеспечения надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной законодательством о противодействии коррупции, не приняты.
Просил возложить на Волгоградскую городскую Думу разместить в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими Волгоградской городской Думы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Волгоградской городской Думы и представления указанных сведений средствам массовой информации для опубликования, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 26.03.2014 №..., достоверные сведения о доходах депутата Волгоградской городской Думы Егунова Александра Евгеньевича за 2016 года, указав сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Волгоградской городской Думы Егуновым Александром Евгеньевичем, сумму 110 433 336 руб. 10 коп., а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги депутата Волгоградской городской Думы Егунова Александра Евгеньевича (за отчетный период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г.) ? долю квартиры, площадью 60,7 кв.м..
В судебном заседании старший помощник прокурора Волгограда Петраков П.С. доводы в обосновании заявленных требований поддержал в полном объеме. Пояснил, что согласно акту проверки от 19.02.2018г. в ходе мониторинга был осмотре официальный сайт Волгоградской городской Думы и сведений, установленных в ходе проверки о недостоверности информации о доходах депутата Егунова А.Е., а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги, не имеется.
Представитель административного ответчика Волгоградской городской Думы Орлов В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать.
Заинтересованное лицо Егунов А.Е. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Волгограда проведена проверка соблюдения депутатами Волгоградской городской Думы действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.
В ходе проверке было установлено, что на официальном сайте Волгоградской городской Думы размещены сведения о доходах и имуществе депутата Волгоградской городской Думы Егунова А.Е. за период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., в том числе сведения о годовом доходе Егунова А.Е. – 11 282 715 руб. 60 коп..
Однако данная информация является недостоверной, так как согласно сведениям УФНС России по Волгоградской области фактически Егуновым А.Е. в 2016г. получено 110 433 336 руб. 10 коп.. Кроме того, Егуновым А.Е. в справке супруги ФИО не указана ? доля права собственности квартиры по .... Данные обстоятельства также были подтверждены и объяснениями Егунова А.Е., информацией Волгоградской городской Думы по результатам рассмотрения представления прокуратуры города от 13.09.2017г..
В связи с чем, данные обстоятельства свидетельствует о непринятии надлежащих мер по размещению актуальных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016г., что препятствует возможности ознакомления населения города с информацией, раскрытие которой предусмотрено федеральным законодательством.
В обосновании доводов указал, что с учетом того, что в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 26.03.2014г. №... обязанность по размещению данных сведений возложена на отдел кадров Волгоградской городской Думы, однако ими не выполнена до настоящего времени.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицами, замещающими муниципальные должности, являются депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 4.3 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и ч. 7.4 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Данные нормы внесены Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» и вступили в действие с 15.04.2017г..
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 Указа Президента РФ № 559 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской -службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Пунктом 8 Указа Президента РФ № 613 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Согласно ч. 1 ст. 9.5 Закона Волгоградской области от 11.02.2008 № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечень должностей, установленный муниципальными нормативными правовыми актами, муниципальные служащие замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Волгоградской области, если федеральными законами, законами Волгоградской области, а также настоящим Законом не установлен иной порядок представления таких сведений (далее - Закон Волгоградской области № 1626-ОД).
В соответствии с п.п. «б» п. 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, и лицами, замещающими отдельные государственные должности Волгоградской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.05.2016 № 339, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460, лицами, замещающими государственные должности, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Во исполнение вышеназванных федеральных и региональных нормативных правовых актов нормы, регламентирующие порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности в Волгоградской городской Думе, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и порядок размещения этих сведений на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставления для опубликования средствам массовой информации, отражены в Положении о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.1997 № 29/222.
Как было установлено в судебном заседании, все лица, замещающие муниципальные должности в Волгоградской городской Думе, выполнили требования, предусмотренные ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, предоставив установленные ею сведения за 2016 год.
Указанные сведения, согласно ч. 6 ст. 8, а после вступления в действие с 15.04.2017 изменений, внесенных Федеральным законом № 64-ФЗ, ч. 4.3 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и ч. 7.4 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ размещены на официальном сайте Волгоградской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Указом Президента РФ № 613 и статьей 6.7 Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов № 29/222 (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 02.03.2016 № 40/1237).
В соответствии с пунктом 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ № 559, подпунктом «б» пункта 7 Постановления Губернатора Волгоградской области № 339, в случае если лицо, замещающее государственную должность, обнаружило, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, оно вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока представления данных сведений.
Таким образом, законодательством определено, что помимо сведений, предоставленных в установленный срок - до 30 апреля, размещению на официальном сайте Волгоградской городской Думы подлежат уточненные сведения за 2016 год, поданные до 1 июня 2017 года лицом, замещающим муниципальную должность в Волгоградской городской Думе.
Суд считает, заслуживающими внимания доводы представителя ответчика, которые согласуются и с положениями действующего законодательства, что иных оснований, предоставляющих право Волгоградской городской Думе размещать на своем официальном сайте скорректированные сведения, действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, исходя из вышеназванных норм Федерального закона № 273-ФЗ, Указа Президента РФ № 559, Указа Президента РФ № 613, Постановления Губернатора Волгоградской области № 339, Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов № 29/222, размещению на официальном сайте Волгоградской городской Думы подлежат сведения, поданные именно лицом, замещающим муниципальную должность в Волгоградской городской Думе.
Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено внесение в размещенные ранее на официальном сайте сведения изменений по результатам проверок, проведенных надзорными органами, в том числе органами прокуратуры.
В судебное заседание представителем ответчика были предоставлены сведения о том, что депутатом Волгоградской городской Думы Егуновым А.Е. с 01.06.2017г. по настоящее время измененные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2016 год, по установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме в комиссию по противодействию коррупции Волгоградской городской Думы не представлялись.
Не лишения оснований и доводы, что представление измененных сведений депутатом после истечения месячного срока, предоставляемого для внесения поправок в случае выявления им ошибок, действующим законодательством, также не предусмотрено.
Из представленных данных видно, что согласно статье 6.5 Положения о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.1997 № 29/222, депутатом Егуновым А.Е. представлены комиссии пояснения по вопросу недостоверности представленных сведений о своих доходах и неполноты сведений об имуществе своей супруги, которые были рассмотрены комиссией на заседании 12.10.2017г..
Информация о результатах решения комиссии по указанному вопросу размещено на официальном сайте Волгоградской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с п.п. «б» п. 27 Требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.10.2013 № 530н.
Кроме того, доводы представителя истца относительно того, что изменения в постановление Волгоградского горсовета народных депутатов № 29/222 от 26.09.1997г. внесены в целях конкретизации, закрепления названной позиции, устранения возникающих вопросов у правоприменителей, состоятельными не признаются.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, исковые требования не основаны на нормах материального права, и суд считает, что правовые основания для их удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Прокурора Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Волгоградской городской Думе о возложении обязанности разместить в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими Волгоградской городской Думы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»на официальном сайте Волгоградской городской Думы и представления указанных сведений средствам массовой информации для опубликования, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 26.03.2014 №..., достоверные сведения о доходах депутата Волгоградской городской Думы Егунова Александра Евгеньевича за 2016 года, указав сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Волгоградской городской Думы Егуновым Александром Евгеньевичем, сумму 110 433 336 руб. 10 коп., а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги депутата Волгоградской городской Думы Егунова Александра Евгеньевича (за отчетный период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г.) ? долю квартиры, площадью 60,7 кв.м. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд Волгограда.
Судья ... Г.М. Рудых