Дело №2-25350/2022
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 20.06.2022
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при помощнике судьи Тронине Р. О., секретаре Фридрих Д. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукмановой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в стаж, назначении досрочной страховой пенсии в особых условиях труда,
УСТАНОВИЛ:
Лукманова С. Н. обратилась в суд к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области с требованием о включении периодов в стаж, назначении досрочной страховой пенсии в особых условиях труда.
В обосновании иска указано, что истец проработала в ЕМУП «Гортранс» на должности водителя троллейбуса с 05.04.2014 по настоящее время.
При обращении в пенсионный орган на основании ст. 30 ч. 1 п. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» просила включить периоды в стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Между тем, решением Управлением пенсионного органа от 20.08.2021 № 803467/21 во включении периодов с 18.11.2015 по 02.05.2016, с 04.05.2016 по 01.07.2016, с 12.07.2016 по 14.09.2018, с 23.09.2018 по 29.10.2018, 01.01.2021 по 03.08.2021 в специальный стаж отказано.
Поскольку во включении данных периодов в стаж отказано безосновательно, просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды с 18.11.2015 по 02.05.2016, с 04.05.2016 по 01.07.2016, с 12.07.2016 по 14.09.2018, с 23.09.2018 по 29.10.2018, 01.01.2021 по 03.08.2021, назначить страховую пенсию в особых условиях труда с 03.08.2021.
В судебном заседании истец Лукманова С. Н., ее представитель Федорова Л. В., до перерыва Майер О. А., требования и доводы иска поддержали, указав, что за весь период работы ни трудовая функция, ни место работы у истца не менялось, в связи с чем, наличие СОУТ с установленным классом 2 в оспариваемые периоды, не может нарушать прав истца на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика Стахеева Ю. А. в судебном заседании, поддержав отзыв (л.д. 36-41), суду пояснила, что по сведениям уточняющей справки ЕМУП «Гортранс» Орджоникидзевское троллейбусное депо № 20 от 03.08.2021, страхователем взносы по дополнительному тарифу на страховую часть начислены и уплачены в полном объеме по 31.10.2014. В соответствии с Постановлением семнадцатого арбитражного суда № 17AП-17661/2018-АК от 18.12.2018, в целях восстановления права на досрочное пенсионное обеспечение водителей трамвая и троллейбусов период работы водителей трамвая и троллейбусов с 30.10.2014 по 17.11.2015 засчитывать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. С 18.11.2015 по 29.10.2018 страховые взносы по дополнительному тарифу не перечислялись, в связи с чем, оснований для зачета данных периодов в стаж в порядке ст. 30 ч. 1 п. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.
Представитель третьего лица ЕМУП «Гортранс» Батанина И. А. в судебном заседании поддержала отзыв (л.д. 145), суду пояснила, что 18.11.2015 утверждены отчеты о проведении внеплановой специальной оценки рабочих мест по условиям труда водителей троллейбусов в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», установлен 2 класс условий труда. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ко 2-му классу относятся допустимые условия труда. 30.10.2018 утверждены отчеты о проведении внеплановой специальной оценки рабочих мест по условиям труда водителей троллейбусов в ЕМУП, был установлен класс условий труда 3.2., то есть вредные. Таким обратом, поскольку в период с 18.11.2015 по 29.10.2018 был установлен 2 класс условий труда - допустимые условия труда, страховые взносы по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд не перечислялись, водители троллейбусов ЕМУП «Гортранс», в том числе Лукманова С. Н., не имеют права на включение периодов работы с 18.11.2015 по 29.10.2018 в стаж, дающий право па досрочное назначение пенсии.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что 03.08.2021 истец обратилась в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (л.д. 67-71).
Решением ГУ - ГУ ПФР Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 20.08.2021 Лукмановой С. Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по подпункту 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По состоянию на 03.08.2021 подтвержденный стаж истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, составил 11 лет 05 мес 10 дней. Страховой стаж истца составил 28 лет 03 мес 19 ней. (л.д. 57-59).
Основанием отказа в назначении пенсии явилось в том числе невключение в специальный стаж истца периодов работы в ЕМУП «Гортранс» с 18.11.2015 по 02.05.2016, с 04.05.2016 по 01.07.2016, с 12.07.2016 по 14.09.2018, с 23.09.2018 по 29.10.2018, т.к. в выписке из ИЛС застрахованного лица за указанный период отсутствуют указания на дополнительные условия для досрочного назначения пенсии (код льготы).
Оценивая требования и доводы истца относительно включения указанных спорных периодов в специальный стаж, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Впервые право на досрочную пенсию водителям троллейбусов было предоставлено Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом, как в данном Законе, так и в ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» профессия водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах выделена в отдельный пункт соответствующей статьи закона, предусматривающей право работников на досрочную пенсию.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (пункт 3) исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.
Из ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено, что Лукманова С. Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 15.12.1997, ей присвоен ***.
Согласно представленной суду копии трудовой книжки с 05.04.2014 по настоящее время истец работает в должности водителя троллейбуса (л.д. 25-29), что также следует из представленной уточняющей справки на 03.08.2021 (л.д. 89), на 07.12.2021 (л.д. 22-24).
Из представленных и исследованных в ходе рассмотрения уточняющих справок следует, что с 29.08.1994 в Орджоникидзевском троллейбусном депо режим работы не менялся, оставался прежним с полным рабочим днем и полной рабочей неделей. После проведения специальной оценки условий труда для профессии «водитель троллейбуса» установлен 2 класс условий труда. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу начислены и перечислены в полном объеме по 31.10.2014. В соответствии с Постановлением семнадцатого арбитражного суда №17АП-17661/2018-АК от 18.12.2018, в целях восстановления права на досрочное пенсионное обеспечение водителей трамвая и троллейбусов период работы водителей трамваев и троллейбусов с 30.10.2014 по 17.11.2015 засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, что оформлено приказом № 50лс от 28.03.2019.
Согласно п. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи).
Пунктом 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для плательщиков, указанных, в том числе в п. 2 настоящей статьи, для установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда «Вредный» подкласса условий труда 3,2 применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4%.
Таким образом, положения ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по результатам специальной оценки рабочих мест которых установлен вредный или опасный класс условий труда.
Согласно представленным материалам, с 18.11.2015 по 29.10.2018 по результатам СОУТ водителям троллейбуса установлен 2 класс условий труда (л.д. 132), в связи с чем, дополнительные взносы не перечислялись. С истцом заключено дополнительное соглашение № 53/1 от 01.04.2015 (л.д. 165).
При этом, 30.10.2018 утвержден отчет по СОУТ, по результатам которого водителям троллейбуса установлен класс условий труда 3.2 (л.д. 133). Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу начислены и перечислены в полном объеме с даты утверждения отчета, по настоящее время.
Таким образом, в отсутствии данных индивидуального лицевого счета о трудовой деятельности истца в особых условиях в период с 18.11.2015 по 29.10.2018, совокупности необходимых условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется. В связи с чем, пенсионным органом обосновано отказано во включении данных периодов в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии.
При этом, к доводам истца относительно неизменности условий труда за весь период трудовой деятельности в ООО «Гортранс», суд относится критически, как противоречащим установленным обстоятельствам, поскольку представленная СОУТ от 18.11.2015 свидетельствует об обратном, что также подтверждено заключением № 155/4-ЗЭ от 28.09.2018 (л.д. 142).
Истец, заявляя настоящие требования, по сути, не соглашается с результатами СОУТ от 18.11.2015, которые не оспорены. Поскольку взаимоотношения работника и работодателя по своей природе в принципе не могут ущемлять пенсионные права истца, то разрешение вопроса о действительности результатов СОУТ лежит за пределами настоящих требований.
Аналогично, по требованиям о включении в специальный стаж истца периода работы истца с 01.01.2021 по 03.08.2021. Согласно СОУТ от 30.10.2018, класс вредности водителя троллейбуса установлен 3.2. Соответственно, период подлежит включению при предоставлении сведений об оплате дополнительных тарифов. Между тем, из исследованных выписок из ИЛС, представленных в материалы дела (л.д. 42-54, 94-105) не следует, что тарифы работодателем оплачены, в связи с чем, основание для включения данного периода в специальный стаж истца в судебном порядке отсутствует. В тоже время, при предоставлении соответствующих сведений, период будет учтен в специальном стаже истца пенсионным органом самостоятельно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Лукмановой Светланы Николаевны, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <***> Е. В. Самойлова