Решение по делу № 33-441/2021 от 15.02.2021

Судья Ефимова С.Ю. № 33-441/2021

№ 2-1015/2020

УИД 60RS0020-01-2020-002139-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2021 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Сладковской Е.В.,

судей Адаева И.А., Кузнецовой Э.В.

при секретаре Александровой А.А.,

с участием прокурора Куделько В.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Писковичская волость» об обязании организации работ по ликвидации несанкционированной свалки,

по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения «Писковичская волость» на решение Псковского районного суда Псковской области от 02 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Э.В., объяснения прокурора Куделько В.Д., судебная коллегия

установила:

Псковский природоохранный межрайонный прокурор (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации сельского поселения «Писковичская волость» (далее – Администрация) об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов объемом более 0,002 га, расположенной вблизи гаражей напротив котельной в <****>, в географических координатах <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации установлено, что на территории <****> имеется несанкционированная свалка отходов объемом более 0,002 га. По данному факту (дд.мм.) 2020 года прокурором в адрес главы сельского поселения «Писковичская волость» вынесено представление. Однако Администрацией мер к организации работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов не принято. При этом действующим федеральным законодательством, а также п. 2 ст. 1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года № 1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» вопрос об участии в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплен за сельскими поселениями.

В судебном заседании заместитель прокурора поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, указал на то, что до настоящего времени свалка на территории д. Писковичи Псковского района не ликвидирована.

Представитель Администрации возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что она законом не наделена полномочиями по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях, поскольку распоряжение такими землями находится в компетенции КУГИ ПО. Полагал, что ликвидацией свалок должен заниматься исполнительный орган субъекта РФ, в частности, Комитет по строительству и ЖКХ Псковской области. Кроме того, в бюджете поселения не предусмотрены денежные средства на их реализацию.

Представитель третьего лица Администрации Псковского района оставил разрешение иска на усмотрение суда, пояснил, что в полномочия органа местного самоуправления района входит организация работ по ликвидации свалок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и межселенной территории; на землях, государственная собственность на которые не разграничена, уборка мусора должна осуществляться органом власти субъекта РФ, в частности Комитетом по строительству и ЖКХ Псковской области.

Представитель третьего лица Комитета по строительству и ЖКХ Псковской области, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится Администрация. Факт обнаружения свалки на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не исключает обязанности администрации сельского поселения в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории муниципалитета.

Представитель третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в судебное заседание не явился, позиции по существу иска не представил.

Решением Псковского районного суда Псковской области от 02 декабря 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Администрацию в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов объемом более 0,002 га, расположенной вблизи гаражей напротив котельной в д. Писковичи сельского поселения «Писковичская волость», в географических координатах 57.8625533, 28.219417.

В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывает на неправомерность возложение на ответчика обязанности по ликвидации указанной свалки. Ссылаясь на п.п. 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила), полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора с правом на взыскание понесенных расходов с собственника земельного участка. Указывает на то, что региональный оператор не был привлечен к участию в деле, судом не устанавливалось, предпринимал ли он действия по ликвидации несанкционированной свалки, в деле не имеется доказательств обращения прокурора к региональному оператору о ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, а также обращения регионального оператора в Администрацию с уведомлением о ликвидации несанкционированного места складирования твердых коммунальных отходов или направления проекта соответствующего договора в порядке п.п. 16-18 Правил. Считает, что у прокурора отсутствовали основания для подачи настоящего иска, поскольку порядок ликвидации несанкционированного места складирования твердых коммунальных отходов установлен Правилами, обжалуемое решение суда нарушает этот порядок. Повторяет доводы, изложенные в суде первой инстанции о том, что спорная свалка расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению такими участками отнесены к ведению органов исполнительной власти Псковской области; иск заявлен к ненадлежащему ответчику. По мнению подателя жалобы, заявленные требования направлены на оспаривание действий (бездействия) органа местного самоуправления и подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Заместителем прокурора представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, он просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда первой инстанции в силе, как законное и обоснованное.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель Администрации Писковичской волости просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, (дд.мм.) 2020 года в ходе проведенной природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с представителем Росприроднадзора проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации установлено, что на территории <****> имеется несанкционированная свалка отходов объемом более 0,002 га, на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой (дд.мм.) 2020 года в адрес главы сельского поселения «Писковичская волость» направлено представление для устранения выявленных нарушений.

На момент рассмотрения спора данная свалка не ликвидирована.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ЗК РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона № 7-ФЗ, Закона № 52-ФЗ, Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года № 1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений», ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", Правил, и пришел к выводу о том, что данная обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на Администрацию как на орган местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, как основанным на правильном применении норм материального права.

Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Пунктом 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 13.4 вышеуказанного закона).

Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ в вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 вышеуказанной статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

В п. 2 ст. 1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» закреплено участие сельских поселений в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, законодателем возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами на органы местного самоуправления. Применительно к вышеуказанным нормам права органом, ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки на территории деревни Писковичи сельского поселения «Писковическая волость» является Администрация сельского поселения.

В силу Постановления Администрации ПО от 08 октября 2015 года №450, которым утверждено «Положение о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях», Администрацией ПО и Комитетом по управлению государственным имуществом ПО осуществляются полномочия лишь по распоряжению, а именно по предоставлению земельных участков. Полномочиями, относящимися к вопросам местного значения сельского поселения, Комитет не наделен.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что ликвидация свалки относится к полномочиям органов исполнительной власти Псковской области являются несостоятельными, поскольку организовать работы по ликвидации свалки обязаны органы местного самоуправления и вывод суда первой инстанций о наличии оснований для возложения обязанности по ликвидации свалок на администрацию сельского поселения является правильными.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом № 89-ФЗ, предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4).

Правила благоустройства территории муниципального образования в силу положений Закона № 131-ФЗ утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, размещения и содержания малых архитектурных форм; уборки территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (ст. 45.1).

Благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п.п. 36 и 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно положений ч. ч. 2, 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об обязании ответчика организации работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и определении места накопления твердых бытовых отходов признается законным и обоснованным.

Доводы Администрации о том, что выявленную несанкционированную свалку отходов на территории сельского поселения должен убрать региональный оператор в порядке, определенном Правилами, являются также несостоятельными. Наличие закрепленного Правилами порядка действий регионального оператора при обнаружении им места складирования твердых коммунальных отходов не освобождает ответчика от обязанности исполнять возложенные на него государством полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения.

Так же подлежат отклонению и доводы жалобы о нарушении вида судопроизводства, поскольку подача иска прокурором была обусловлена защитой прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в порядке ст. 45 ГПК РФ. Предметом иска является понуждение к совершению определенных действий (ликвидации несанкционированной свалки), поэтому данные требования правомерно рассмотрены по правилам гражданского процессуального законодательства.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с решением суда, признавая его законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского районного суда Псковской области от 02 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения «Писковичская волость» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Сладковская

Судьи И.А. Адаев

Э.В. Кузнецова

33-441/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Псковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация СП "Писковическая волость"
Другие
Комитет по строительству и ЖКХ Псковской области
Администрация Псковского района
Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области
Суд
Псковский областной суд
Судья
Кузнецова Эльвира Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
16.02.2021Передача дела судье
16.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2021Передано в экспедицию
16.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее