Дело №2-96/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2023 г. г.Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Голубевой Н.О.
при секретаре судебного заседания Гафарове А.Х.,
с участием
представителя ответчика Коростыченко А.И. – Чернявской И.В.,
представителя Территориального отдела по южному берегу Крыма Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» к ФИО2, ФИО5, ФИО4, третье лицо: Администрация <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении препятствий в пользовании имуществом, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу Севастополю об устранении препятствий в пользовании имуществом,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца обратился в суд с иском к Коростыченко А.И., Шихову И.А., Григорьевой Н.В., третье лицо: Администрация <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении препятствий в пользовании имуществом, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу Севастополю об устранении препятствий в пользовании имуществом.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам внеплановой проверки, проведенной Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> по установлению возможного нарушении земельного законодательства, и возможного незаконного строительства в санитарно-защитной зоне, Коростыченко А.И. при освоении и использовании им земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, было установлено следующее. Указанный земельный участок принадлежит ответчику ФИО2 на праве собственности на основании государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Ранее он учтен отделом Госкомзема Автономной Республики Крым (ФИО7) № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно законодательства ФИО7, для сельскохозяйственного использования. Проектная землеустроительная документация на указанный земельный участок была утверждена Решением Лучистовского сельского совета, право собственности было зарегистрировано Коростыченко А.И. в порядке законодательства ФИО7. Как следует из материалов проверки, и регистрации права, указанный земельный участок относится к категории сельскохозяйственных земель. Ответчик Коростыченко А.И. является смежником АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз - завод» (далее АО «АЭМСЗ»). Расстояние от границы объекта незавершенного строительства - завода по переработке эфиромасличного сырья АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» до границы участка ответчика менее 100 м., что может свидетельствовать о фактическом его нахождении в санитарно-защитной зоне предприятия, исключающем возможность его целевого использования и ведения какого-либо строительства, что нарушает права собственника завода по переработке эфиромасличного сырья. Данные обстоятельства также не дают права ответчику Коростыченко А.И. вести строительство на своем земельном участке, который входит в санитарно-защитную зону промышленного предприятия. Объект незавершенного строительства, завод по переработке эфиромасличного сырья, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит заводу на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, а земельный участок предоставлен был в собственность на основании Государственного акта постоянного пользования Б № года и являлся действующим на период возникновения спорных отношений и установления санитарно-защитных зон. Указанный Государственный акт содержит план и экспликацию, состоит из множества земельных участков с описанием границ землепользования таких участков. Строительство указанного завода, предприятием было начато в соответствии с законодательством СССР, которое было возможно только после утверждения и согласования всей документации до начала строительства и выделения земельного участка для промышленного производства. Земельный участок с кадастровым номером № для ведения личного крестьянского хозяйства, принадлежащий Коростыченко А.И. расположен в пределах границ санитарно-защитной зоны объекта незавершенного строительства, завода по переработке эфиромасличного сырья, находящегося на земельном участке сельскохозяйственного назначения ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод».
Полагает, что собственник промышленного предприятия в <адрес> претерпевает нарушения своего права, так как будут построены (достроены) ответчиком жилой дом, либо иные объекты для пребывания людей в санитарно-защитной зоне, что станет реальной угрозой для работы предприятия АО «АЭМСЗ».
В картографическом материале Генерального плана и в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденные Решением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Алуштинского городского совета Республики Крым имеются сведения о СЗЗ АО «АЭМСЗ» по адресу: <адрес>.
Считает, что на дату принятия Решения Лучистовским сельским советом об утверждении технической документации и предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность ФИО2, действовал Генеральный план Лучистовского сельского совета, в котором в его графической части была нанесена 100 метровая санитарно-защитная зона ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод». Однако при выделении и оформлении спорного земельного участка ответчику, и в дальнейшем при оформлении права собственности уполномоченным на то органом государственной власти не были в установленном законном порядке внесены сведения об обременении земельного участка и ограничения в его использовании. Установленная расчетная 100 метровая санитарно-защитная зона указанного объекта была разработана проектом строительства завода по переработке эфиромасличного сырья и процедуры её регистрации в эти периоды не было и не требовалось впоследствии по законодательству ФИО7.
На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., находится объект незавершенного строительства - завод по переработке эфирных масел АО «Алуштинский эфиромасличный завод», принадлежащий обществу на праве собственности, который в настоящее время достраивается, реконструируется, будет введен в эксплуатацию, начнет в ближайшее время производить продукцию. ДД.ММ.ГГГГ между обществом и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым был заключен договор аренды земельного участка № г. сроком на 10 лет, который был зарегистрирован Госкомрегистром. П. 5.4 указанного договора были установлены обязанности арендатора, в том числе и 100 м. санитарно-защитная зона.
В ходе рассмотрения дела, представителем истца исковые требования были уточнены, просят установить ограничение использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами №, №, № №, № путем: запрета на строительство объектов жилого назначения; запрета изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Представитель ответчика Коростыченко А.И. – Чернявская И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Поддержала письменные возражения ответчика ФИО2, согласно которым, сторона ответчика полагает, что истцом не представлено доказательств нарушения прав со стороны ответчика, отсутствуют документы, подтверждающие проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны.
Представитель Территориального отдела по южному берегу Крыма Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю Бобрышева Н.А., просила вынести решение на усмотрение суда, указала, что от истца заявлений по вопросу установления, изменения или прекращения существования санитарно-защитных зон, принадлежащего ему производственного комплекса, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в территориальный орган Роспотребнадзора не поступало. Представлены письменные пояснения, согласно которым санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается правительством Российской Федерации. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, и законом установлен предельный срок для обращения в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, правообладателям имущества, в отношении которого должны быть установлены санитарно-защитные зоны, необходимо обратиться в заявительном порядке в территориальный орган Роспотребнадзора с соответствующим заявлением до ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ «неустановленные» санитарно-защитные зоны, прекращают существование. Для установления санитарно-защитных зон необходимо проведение натуральных наблюдений, исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, в том числе, с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, что, по мнению Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес>, исключает установление санитарно-защитных зон в судебном порядке без разработки проекта данных зон и без использования требований, установленных Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
П.2 ст.7 ЗК РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
В период после 21 марта 2014 года положениями статьи 6 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предусматривалось, что до установления границ населённых пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населённых пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утверждённой в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон №6-ФКЗ), а в случае её отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Закона №6-ФКЗ.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
П. 2 ст. 114 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что в пределах санитарно-защитных зон запрещается строительство жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным пребыванием людей.
В силу ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ к данным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины.
Ст. 9 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» N 687-XIV было установлено, что строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственных стандартов, норм и правил в порядке, определенном Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности».
Правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности регулировались Законом Украины «Об основах градостроительства», которым было предусмотрено, что застройка земельных участков, предоставляемых для градостроительных потребностей, осуществляется после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном законом, и получения разрешения на выполнение строительных работ (ч. 1 ст. 22 Закона).
Выполнение строительных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта является нарушением градостроительного законодательства (ст. 25 Закона).
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Положения «О порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ», утвержденного Приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 5 декабря 2000 года № 273, было установлено, что разрешение на выполнение строительных работ по новому строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту домов, сооружений и других объектов является документом, удостоверяющим право застройщика (заказчика) и генерального подрядчика на выполнение строительных работ в соответствие с утвержденной проектной документацией, подключения к инженерным сетям и сооружениям.
Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля, которые одновременно ведут реестр предоставленных разрешений.
В соответствии с пп. 2.1 п. 2 Положения для получения разрешения на выполнение строительных работ застройщик (заказчик) должен подать в инспекцию госархстройконтроля такие документы: заявление застройщика; решение исполкома соответствующего совета или местной государственной администрации про разрешение на строительство объекта градостроительства; документ, удостоверяющий право собственности застройщика (заказчика) или право пользования земельным участком, на котором будет размещен объект градостроительства; комплексное заключение государственной инвестиционной экспертизы, документы о назначении ответственных исполнителей работ (лиц, выполняющих технический и авторский надзор); утвержденную в установленном порядке проектную документацию (строительный генеральный план и паспорт фасада в двух экземплярах, пояснительная записка для регистрации).
Ст. 415 Гражданского Кодекса Украины и ст. 96 Земельного Кодекса Украины было установлено, что землепользователи обязаны использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Исходя из характеристики строения как объекта недвижимости, прочно связанного с землей, и положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым следует, что разрешенное использование земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства является единым и должно соответствовать видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с положениями ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Как указано в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2019 N 18-КА19-31, «согласно части 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Однако частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда».
В соответствии с частью 16.1 статьи 26 названного Федерального закона, «до 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения».
П. 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 предусмотрено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Согласно п. 2 указанных Правил, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пунктами 13,14,16 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 предусмотрено, что заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п. 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. Проект санитарно-защитной зоны содержит: сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
П. 25 Правил предусмотрено, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК), границы которых в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что с 01.01.2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Судом установлено, что из Устава АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» следует, что Общество создано согласно приказа Представительства фонда государственного имущества АРК от ДД.ММ.ГГГГ № путём преобразования государственного предприятия «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» в открытое акционерное общество «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», согласно ФИО3 «О мерах обеспечения прав граждан по использованию приватизированных имущественных сертификатов» от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах обеспечения прав граждан по использованию приватизированных имущественных сертификатов». АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» является новым фирменным наименованием ПАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» (<данные изъяты>).
На основании Государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ г. серии Б № Алуштинскому эфиро-масличному совхоз-заводу было предоставлено в бессрочное пользовании <данные изъяты> га. земли для сельскохозяйственного использования, которая состоит из множества земельных участков, схемы которых указаны в Государственном акте (<данные изъяты>).
Из выписки из ЕГРН усматривается, что правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отделение Лучистое, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: легкая промышленность, пищевая промышленность, является <адрес> <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между Представительством Фонда имущества Автономной Республики Крым в <адрес> в лице начальника Представительства ФИО11 и АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», в лице председателя правления ФИО12 заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства (АВВ №), - завод по переработке эфиромасличного сырья в <адрес>: корпуса цехов по переработке эфиромасличного сырья в <адрес>, корпуса цехов по переработке эфиромасличных культур, вспомогательные здания и сооружения: котельная, насосная станция, градирня, склад спирта и эфира, внутриплощадные сети, внеплощадные сети, технологическое оборудование (<данные изъяты>).
В этот же день, между указанными сторонам был заключен еще один договор купли-продажи объекта незавершенного строительства (АВВ №) завода по переработке эфиромасличного сырья в <адрес>: здание административно-бытового корпуса (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между Представительством Фонда имущества Автономной Республики Крым в <адрес> в лице начальника Представительства ФИО11 и АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», в лице председателя правления ФИО12 подписан акт приема-передачи государственного имущества, принадлежащего Автономной <адрес> в собственность ОАО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» заключен договор аренды земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, отделение Лучистое в границах, указанных в выписки из ЕГРН. Договор заключен сроком на 10 лет. В этот же день подписан акт о передаче земельного участка <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Дандановым М.У. и Коростыченкко А.И. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №. В этот же день сторонами подписан передаточный акт указанного земельного участка <данные изъяты>).
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 3 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принял решение о разделе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> на пять участков площадью по <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>).
Разделенным земельным участкам присвоены кадастровые номера №, №, №, №, №.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка подготовлен межевой план в связи с образованием пяти земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (<данные изъяты>).
Из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что собственником земельных участков по <данные изъяты> кв.м. каждый, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами №, №, № является Коростыченко А.И., Григорьева Н.В. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО5 <данные изъяты>).
В ДД.ММ.ГГГГ году Северо-Кавказским государственным институтом по проектирования предприятий пищевой промышленности «Севкавгипропищепром» разработан рабочий проект на строительство эфиромасличного завода в <адрес> (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым направлен ответ в адрес представителя Коростыченко А.И. – Шаратовой Е.А., из которого следует, что в рамках рассмотрения ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выход на место. Выходом на место специалистами Министерства установлено, что по адресу: <адрес>, отделение Лучистое, кадастровый №, расположены частично разрушенные и покрытые коррозией (ржавчиной) маталлокаркасные здания и сооружения, на момент осмотра на территории земельного участка складированы строительные материалы из металлического профиля, фактов проведения каких-либо работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства по указанному адресу не выявлено (<данные изъяты>).
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по проекту санитарно-защитной зоны АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» усматривается, что проект санитарной зоны АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» (<адрес>), не соответствует требованиям п. 3.11, п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также п. 2, п. 5, п. 16 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны» <данные изъяты>).
Из проекта санитарно-защитной зоны АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» усматривается, что, в том числе, земельный участок с кадастровым номером №, входит в перечень земельных участков, которые подпадают в ориентировочную санитарно-защитную зону (<данные изъяты>
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ результатов измерений концентраций взвешенных веществ (пыли) в атмосферном воздухе АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», значения контролируемых параметров соответствуют требованиям (<данные изъяты>).
Из протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ и № ДД.ММ.ГГГГ результатов измерения шума АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» следует, что значения контролируемых параметров соответствуют требованиям (<данные изъяты>).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая, землеустроительная экспертиза.
Из заключения экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый (ранее до раздела единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №) по адресу: <адрес>, на дату его формирования и предоставления в собственность в ДД.ММ.ГГГГ году располагались в границах санитарно-защитной зоны размером 100 м., для АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» на земельном участке пл. <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, отделение <данные изъяты>, предусмотренном в рабочем проекте. На сегодняшний день земельные участки с кадастровыми номерами №, № площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый (ранее до раздела единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №) полностью расположены в границах санитарно-защитной зоны, установленной для АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», согласно карте зон с особыми условиями использования территории «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», утвержденных решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями) и поданным Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым с картой разногласий, утвержденной решением <данные изъяты> Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельные участки с кадастровыми номерами № площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый (ранее до раздела единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №) по адресу: <адрес> полностью расположены в границах санитарно-защитной зоны размером 100 м., для АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, отделение Лучистое, предусмотренной в рабочем проекте, а также согласно нормативным требованиям: п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями); п. 8.2, п. 8.6 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (с изменениями №-№); п. 2.1 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». При проведении натурального осмотра было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый (ранее до раздела единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №), расположенные по адресу: по адресу: <адрес>, не застроены объектами капитального строительства (<данные изъяты>).
Суд приходит к выводу о том, что заключение экспертизы, является допустимым доказательством, оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы не имеется, поскольку заключение подготовлено компетентным специалистом в соответствующей области знаний, в соответствии с требованиями действующих норм и правил, при даче заключения приняты во внимание имеющиеся в материалах дела документы, выводы эксперта отражены достаточно ясно и полно, экспертное заключение по своему содержанию полностью соответствует нормам ГПК РФ, предъявляемым к заключению экспертов, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности эксперта не имеется.
Представленная ответчиком Коростыченко А.И. рецензия на заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ судебной строительно-технической, землеустроительной экспертизы, из которой следует, что в результате проведенного анализа заключения установлено, что указанное заключение, выполненное судебным экспертом АНО «Институт учета и аудита» ФИО16 по поставленным на исследование вопросам проведено не объективно, не всесторонне и не в полном объеме, не основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность и противоречит нормативным требованиям, что не соответствует ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, не может быть принято во внимание, так как экспертиза в АНО «Институт учета и аудита» была проведена по назначению суда, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в компетентности эксперта не имеется. Нарушений требований действующего законодательства об оценочной деятельности при его составлении не усматривается.
Вопреки доводам указанным в рецензии, экспертиза проведена с соблюдением действующего законодательства, заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, может быть положено в основу решения суда.
Правильность и обоснованность выводов эксперта у суда также не вызывает сомнений. Доказательств, которые могли ставить под сомнение объективность и достоверность выводов эксперта, сторонами в нарушение требований ст. 87 ГПК РФ суду представлено не было.
Заключение АНО «Институт учета и аудита» № от ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание, поскольку оно соответствует фактическим обстоятельствам дела, положениям ст.ст. 59,60 ГПК РФ, отводов экспертам не заявлено, оснований для этого нет, не доверять указанным выводам эксперта не имеется. Оснований для проведения дополнительной либо повторной экспертизы суд не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ч. 1 ст. 57 указанной нормы Закона предусмотрено, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, суд, принимая во внимание материалы дела, а также заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами № площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый (ранее до раздела единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №), расположенные по адресу: <адрес> на дату их оформления и предоставления в собственность на площади <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> земельных участков по <данные изъяты> кв.м. каждый) располагались в границах санитарно-защитной зоны размером 100 м. На сегодняшний день указанные земельные участки, принадлежащие Коростыченко А.И., Шихову И.А., Григорьевой Н.В., на площади <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> земельных участков по <данные изъяты> кв.м. каждый) расположены в границах санитарно-защитной зоны, установленной для АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», согласно карте зон с особыми условиями использования территории «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», утвержденных решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями) и поданным Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым с картой разногласий, утвержденной решением <данные изъяты> Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами № площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый (ранее до раздела единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №), расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие Коростыченко А.И., Шихову И.А., Григорьевой Н.В. как на момент их оформления и предоставления в собственность, так и на день вынесения судебного решения, располагается в границах санитарно-защитной зоны размером 100 м., в связи с чем, заявленные требования об установлений ограничений использования земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий право ограниченного использования земельных участков в виде запрета на строительство объектов жилого назначения и запрета изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Акционерного общества Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» - удовлетворить.
Установить ограничение использования земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий право ограниченного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № (собственник ФИО4), № (собственник ФИО5), №, № (собственник ФИО2) путем:
- запрета на строительство объектов жилого назначения;
- запрета изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.О.Голубева
Решение в окончательно форме изготовлено 03.08.2023 г.