БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0025-01-2021-001422-21 33-779/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года г. Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Филипчук С.А.
судей Черных Н.Н., Бартенева А.Н.
при секретаре Съединой М.И.
с участием прокурора Мелиховой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атанова Александра Петровича, Качуры Татьяны Александровны, Атановой Нины Михайловны к акционерному обществу «СОГАЗ», акционерному обществу «Газпром газораспределение Белгород», филиалу акционерного общества «Газпром газораспределением Белгород» в г. Строитель о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Атанова Александра Петровича, Качуры Татьяны Александровны, Атановой Нины Михайловны
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 20 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Черных Н.Н., объяснения истцов Атанова А.П., Качуры Т.А., Атановой Н.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика АО «Газпром газораспределение Белгород» - Меренкова В.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Атанов А.П., Качура Т.А., Атанова Н.М являлись сособственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
03.12.2019 из-за действий сотрудников АО «Газпром газораспределение Белгород» Бухалина А.Т., Губарева А.А., Шевцова А.А. произошел взрыв газа, что привело к разрушению дома и находящихся в нем квартир.
Вступившим в законную силу приговором Яковлевского районного суда Белгородской области от 29.03.2021 Бухалин А.Т., Губарев А.А., Шевцов А.А. были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 216 УК РФ.
Этим же приговором суда установлена сумма причиненного материального ущерба, причиненного Атанову А.П., в размере 536000 рублей.
Апелляционным постановлением Белгородского областного суда от 30.06.2021 приговор Яковлевского районного суда от 29.03.2021 в части возмещения утраченного имущества, находящегося в квартире и компенсации морального вреда, отменен, а дело передано на новое судебное разбирательство в порядке гражданского судопроизводства.
Атанов А.П., Атанова Н.М,, Качура Т.А. обратились в суд с иском, в котором с учетом уточнения требований просили взыскать в солидарном порядке с ответчиков филиала АО «Газпром газопраспределение Белгород» в г. Строитель, АО «Газпром газораспределение Белгород», АО «СОГАЗ» в пользу Атанова А.П. в счет возмещения материального ущерба 536000 рублей и 250000 рублей в счет планируемого ремонта, а также в пользу каждого из истцов по 692666 рублей 67 копеек в счет денежной компенсации стоимости 1/3 доли в праве собственности на квартиру № в МКД по адресу: <адрес>, и компенсацию морального вреда каждому из истцов по 200000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истцы заявили отказ от требований о взыскании с ответчиков в солидарном порядке каждому по 692666 рублей 67 копеек в счет денежной компенсации стоимости 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу, истец Атанов А.А. также заявил отказ от требования о компенсации ему 250000 рублей в счет планируемого ремонта. 20.10.2021 судом вынесено определение о прекращении производства по рассматриваемому делу в указанной части исковых требований.
Решением Яковлевского районного суда Белгородской области от 20.10.2021 предъявленный иск удовлетворен частично. Взыскано с АО «СОГАЗ» в пользу Атанова А.П. в счет возмещения материального ущерба 536000 рублей. Взыскана с АО «СОГАЗ» в доход бюджета Яковлевского городского округа Белгородской области госпошлина в размере 8560 рублей.
Взыскана с АО «Газпром газораспределение Белгород» компенсация морального вреда в пользу Атанова А.П. в размере 10000 рублей, в пользу Атановой Н.М. в размере 10000 рублей, в пользу Качура Т.А. в размере 5000 рублей. Взыскана с АО «Газпром газораспределение Белгород» в доход бюджета Яковлевского городского округа Белгородской области госпошлина 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда в части взысканной суммы в счет возмещения причиненного морального вреда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Считают, что судом не были приняты во внимание все обстоятельства, определяющие размер морального вреда, причиненного им в результате преступления. Указывают, что потеряли единственное жилье, а также находящееся в нем имущество, в том числе не представляющее материальной ценности, но являющееся для них дорогим как память (фотографии, видеозаписи). После произошедшего взрыва испытывали страх за судьбу друг друга, потому что не обладали достоверной информацией о конкретном количестве пострадавших в нем лиц. Нарушен привычный образ жизни, длительное время проживали в недостроенном доме.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков АО «СОГАЗ», филиала АО «Газпром газораспределением Белгород» в г. Строитель, третьи лица Бухалин А.Т., Губарев А.А., Шевцов А.А. не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым увеличить размер взысканной в пользу каждого из истцов компенсации морального вреда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что истцы являлись сособственниками квартиры, расположенной по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, п. Яковлево, ул. Шаландина, д.102, кв.7.
Приговором Яковлевского районного суда Белгородской области от 29.03.2021 Бухалин А.Т., Губарев А.А., Шевцов А.А. были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 216 УК РФ – нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Апелляционным постановлением Белгородского областного суда от 30.06.2021 приговор Яковлевского районного суда Белгородской области от 29.03.2021 отменен в части разрешения гражданских исков потерпевших, дело в этой части передано на новое рассмотрение в Яковлевский районный суд в порядке гражданского производства.
При рассмотрении уголовного дела в отношении Бухалина А.Т., Губарева А.А., Шевцов А.А. судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в период с 09 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 03.12.2019, находясь по месту работы в <адрес>, Бухалин, небрежно относясь к исполнению своих профессиональных обязанностей, в нарушение положений действующих нормативных актов, при отсутствии специального плана работ, утвержденного техническим руководителем газораспределительной организации, без письменного разрешения главного инженера филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» в г.Строителе на производство газоопасных работ, в отсутствие согласованной с начальниками отделов и служб филиала исполнительно-технической документации, не выписав соответствующий наряд-допуск, не проинструктировав работников по технологии проведения газоопасных работ и мерам безопасности, и не назначив лицо, ответственное за подготовку газоопасных работ, дал устное указание своему подчиненному – мастеру газовой службы Губареву на проведение работ по подключению к газопроводу среднего давления, находящемуся по ул.Южной п.Яковлево, сети газопотребления торгового центра, расположенного в д.1 по ул.Южной п.Яковлево.
Губарев, небрежно относясь к исполнению своих профессиональных обязанностей, в нарушение положений действующих нормативных актов, в отсутствие письменного разрешения главного инженера, специального плана, согласованной исполнительно-технической документации, наряда-допуска на газоопасные работы, в отсутствие ознакомления членов бригады со специальным планом и проведения инструктажа о мерах безопасности и технологии производства работ, в отсутствие лица, назначенного ответственным за подготовку газоопасных работ, зная об отсутствии вышеуказанных документов, поручил руководимой им бригаде в составе 4-х работников, включая Шевцова, не проинструктировав их о порядке проведения работ и мерах безопасности, произвести работы по подключению сети газораспределения торгового комплекса по вышеуказанному адресу в п.Яковлево, к газопроводу среднего давления подземному диаметром 159 мм. Являясь лицом, ответственным за производство газоопасных работ, непосредственно при их производстве и на месте производства отсутствовал, объект после проведения подготовительных работ не принял, работу подчиненной бригады не контролировал, результаты работы подчиненных должным образом не проверил.
Шевцов, находясь по адресу: Белгородская область, Яковлевский р-н, п.Яковлево ул.Южная д.1, и выполняя поручение своего непосредственного руководителя – мастера газовой службы Губарева, небрежно относясь к исполнению своих профессиональных обязанностей, совместно с иными членами бригады филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» в г.Строителе, в ходе производства работ произвел ошибочную врезку к трубе-футляру диаметром 300 мм с пробитием как трубы-футляра, так и расположенной на данном участке местности внутри указанной трубы-футляра диаметром 300 мм собственно газовой трубы диаметром 159 мм указанного газопровода среднего давления.
В результате допущенных Бухалиным, Губаревым и Шевцовым нарушений через указанную трубу-футляр из пробитого газопровода среднего давления бытовой (природный) газ 03.12.2019 примерно с 17 часов 00 минут до 19 часов 50 минут через трассу газопровода среднего давления системы газоснабжения (участок вдоль ул.Южная п. Яковлево) и далее через систему подземных коммуникаций поступал в подвальное помещение дома <адрес>, располагавшегося на расстоянии 30 м от места пробития газопровода, и далее в квартиру №, расположенную на первом этаже данного жилого дома.
В тот же день, около 19 часов 50 минут, проживавшая в квартире № указанного дома, С. при попытке включить исправный отопительный газовый котел инициировала химический взрыв топливно-воздушной смеси, состоящей из бытового (природного) газа и воздуха, в результате которого данный жилой дом по адресу: <адрес> был разрушен с возникновением пожара.
Вследствие произошедшего взрыва с разрушением дома и последующего пожара, по неосторожности была причинена смерть двум жильцам дома, причинен тяжкий вред здоровью ФИО24., ФИО25., вред здоровью средней тяжести ФИО26., легкий вред здоровью ФИО27., телесные повреждения, не повлекшие причинения вреда здоровью ФИО28., а также уничтожено имущество жильцов указанного дома, чем причинен крупный ущерб в размере 24885071 рубль.
Судебными инстанциями также установлено, что на момент совершения инкриминируемого деяния Бухалин занимал должность начальника газовой службы филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» в г. Строитель, Губарев — должность мастера газовой службы той же организации, Шевцов — слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 5-го разряда службы эксплуатации ВДГО/ВКГО той же организации.
В ходе рассмотрения вышеуказанного уголовного дела истец Атанов А.П. был признан потерпевшим.
Апелляционным постановлением Белгородского областного суда от 30.06.2021 приговор Яковлевского районного суда от 29.03.2021 в части возмещения утраченного имущества, находящегося в квартире и компенсации морального вреда, отменен, а дело передано на новое судебное разбирательство в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно применены положения ч.4 ст.61 ГПК РФ, указанный приговор суда имеет преюдициальное значение при разрешении гражданско-правового спора и данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь по правилам ст.56 ГПК РФ.
Решением суда от 20.10.2021 постановлено взыскать как материальный ущерб, так и компенсацию морального вреда в пользу истцов. Исходя из доводов апелляционной жалобы, заявителями выражено несогласие с размером возмещения причиненного им морального вреда. В связи с чем, судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы истцов проверялась законность решения суда только в указанной части в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ.
Согласно п.1 ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
По смыслу приведенных норм материального права в их взаимосвязи на работодателя возлагается обязанность возместить не только имущественный, но и моральный вред, причиненный его работником при исполнении им трудовых обязанностей.
В связи с чем, возложение на ответчика АО «Газпром газораспределение Белгород» обязанности по возмещению морального вреда является обоснованным.
По смыслу ст.ст.151 и 1099 ГК РФ моральный вред подлежит взысканию в случаях, предусмотренных законом или если нарушены неимущественные права гражданина.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, может быть связан с потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав, будучи одновременно и мерой гражданско-правовой ответственности, правовая природа которой является единой независимо от того, в какой сфере отношений - публично или частноправовой - причиняется такой вред, не исключает возможности возложения судом на правонарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими в том числе имущественные права гражданина, - в тех случаях и в тех пределах, в каких использование такого способа защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (Постановление от 08.06.2015 №14-П; определения от 16.10.2001 №252-О, от 03.07.2008 №734-О-П, от 04.06.2009 №1005-О-О, от 24.01.2013 №125-О, от 27.10.2015 №2506-О и др.).
Соответственно, действующее правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда лицу, которому физические или нравственные страдания были причинены в результате преступления, в силу одного лишь факта квалификации данного деяния как посягающего на имущественные права (определения Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 №1171-О, от 11.10.2016 №2164-О и от 24.12.2020 №3039-О).
Принимая во внимание положения ст.ст.2, 40 Конституции РФ, разрушение единственного жилья истцов, что не было оспорено ответчиками, а также предоставление им другого жилого помещения по соглашению от 27.11.2020, судебная коллегия полагает необходимым с учетом всех обстоятельств дела и соблюдения баланса интересов сторон, увеличить размер взысканной в пользу каждого из истцом компенсации морального вреда до 30000 рублей, так как данный размер является отвечающим принципам справедливости и разумности.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда от 20.10.2021 подлежащим изменению и увеличению размера взысканной компенсации морального среда с АО «Газпром газораспределение Белгород» в пользу каждого из истцов до 30000 рублей. В остальной части решение оставить без изменения.
Нарушений норм права, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 20 октября 2021 года по гражданскому делу по иску Атанова Александра Петровича, Качуры Татьяны Александровны, Атановой Нины Михайловны к акционерному обществу «СОГАЗ», акционерному обществу «Газпром газораспределение Белгород», филиалу акционерного общества «Газпром газораспределением Белгород» в г. Строитель о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда изменить, увеличив размер взысканной компенсации морального вреда с акционерного общества «Газпром газораспределение Белгород» в пользу каждого Атанова Александра Петровича, Качуры Татьяны Александровны, Атановой Нины Михайловны до 30000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы (представления) через Яковлевский районный суд Белгородской области.
Мотивированный текст изготовлен: 28 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи