РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
г. Хабаровск 29 ноября 2022 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Кима Д.А.,
при секретаре Кудрявцевой П.А.,
с участием истца Шарко (Шевченко) Ю.А., представителей истца и ответчика Данилова А.Г., Резниченко О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарко (Шевченко) Юлии Анатольевны к министерству Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, восстановлении срока для подачи такого заявления,
УСТАНОВИЛ:
Шарко Ю.А. обратилась в суд к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование, что родилась в городе Хабаровске и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ стала сиротой. Распоряжением главы администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края над истцом была установлена опека, опекуном назначена родная тётя ФИО5, проживающая на тот момент по адресу<адрес>, <адрес>. Истец жилых помещений на праве собственности не имеет, а занимаемое ею жилое помещение является служебным и принадлежит Министерству Обороны РФ, и было предоставлено ей во временное пользование матери истца, работавшей на тот момент в воинской части. По неустановленной причине истец не была включена в список детей-сирот и детей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Хабаровского района Хабаровского края. Самостоятельные попытки истца с 2013 по 2016 годы добиться своего права на выделение жилого помещения остались безуспешными. Считает, что проживание в служебном жилом помещении, принадлежащим МО РФ не исключает нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения по договору найма жилых помещений в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. МЖКХ Хабаровского края было отказано истцу в предоставлении жилого помещения как сироте в связи с достижением возраста свыше 23 лет, с решением которого она не согласна, в связи с чем, с учетом уточненных исковых требований просит признать уважительным пропуск срока на подачу документов на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; восстановить срок для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать МЖКХ Хабаровского края заключить договор на предоставление Шарко Ю.А. благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилого фонда края по договору найма размером не менее 18 кв. м. в пределах границ <адрес>.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в ходатайстве об уточнении исковых требований. Также устно пояснила суду, что её опекун ФИО6 ходила узнавать по поводу включения её в список нуждающихся, однако ей было устно отказано. Сама истец по достижению 18-летнего возраста и до достижения 23 лет также устно пыталась выяснить вопрос по поводу включения её в список нуждающихся, однако официально с таким заявлением не обращалась. Также сообщила, что в этот период в 2009 году у неё родился ребенок, она находилась в академическим отпуске по уходу за ребенком, ребенок рос здоровым, особых условий ухода ему не требовалось, по выходу на работу ребенка приходилось периодически оставлять частной няне, родным, так как режим работы был ненормированным, часто бывали ночные смены, работала в похоронном агентстве. Инициативой обращения с заявлением в 2016 году в суд о включении её в список нуждающихся в жилом помещении послужила встреча со знакомым, работающего в МЖКХ Хабаровского края, который убедил её, что она имеет право получения жилого помещения. После чего она стала предпринимать действия, направленные на восстановление её жилищных прав. Каких-либо официальных документов, либо документов, подтверждающих указанные ею обстоятельства, у нее не имеется. Также добавила, что сведения об отце записаны со слов матери и соответствуют данным её дедушки (отца матери), который умер в 1979 году.
Представитель ответчика Данилов А.Г. в судебном заседании исковые требовании поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенном в исковом заявлении, также дополнил, что истец в силу жизненных обстоятельств, связанных с рождением ребенка, загруженного графика работы, тяжелого материального положения не смогла в установленный законом срок обратиться с заявлением о включении её в список нуждающихся, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока не имеется.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым распоряжением МЖКХ Хабаровского края Шарко Ю.А отказано во включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением истец достиг 26 лет, то есть не относился к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в органе местного самоуправления по месту жительства не состояла. Указывает, что за истцом было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, <адрес>, где истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. В адрес ответчика сведения о включении Шарко Ю.А. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и её копия учетного дела не передавались. Помимо этого в ходе судебного заседания Хабаровским краевым судом Хабаровского края по делу № было установлено, что супруг Шарко Ю.А. – ФИО8 был обеспечен жилым помещением в Сергиево-Посадском муниципальном районе от имени МО РФ. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав представленные в обоснование исковых требований, материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 23 лет (в 2013 году) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8).
В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
В судебном заседании установлено, что истец Шарко (Замахаева, Шевченко) Ю.А. относится у категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда ей было 16 лет, а отец ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, со слов истца, а также распоряжения (л.д. 15) сведения об отце записаны со слов матери и содержат данные её дедушки (матери отца), в связи с чем дата смерти её отца значительно раньше чем дата её рождения.
Согласно распоряжению Главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначен попечитель – ФИО5
Как видно из представленных документов, пояснений истца, его представителя и представителя ответчика после установления опеки истец находилась на воспитании в семье опекуна, в детское специализированное учреждение не направлялась, не находилась на полном государственном обеспечении, в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не числилась, в отношении неё с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории, опекун (тетя) не обращалась. Как видно из распоряжения МЖКХ Хабаровского края № сама истец с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях впервые обратилась по достижению возраста 26 лет.
Объективных доказательств уважительности необращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено. Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях и правах, проявлял к этому пассивное и безучастное отношение, ограничивался лишь устными обращениями к неустановленным судом личностям и получая устный отказ, соблюдения и восстановления своих нарушенных жилищных прав официально не добивался, не заявлял о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставал, при этом объективных причин такого поведения суду не представлено.
Наличие ребенка, работы, нахождения в академическом отпуске, учебе не может послужить таким основанием и оправданием безразличного отношения к своим жилищным правам, поскольку это не свидетельствует о том, что истец по объективным причинам был лишен возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории.
Истцу исполнилось 18 лет и он, обладая полной дееспособностью, мог и должен был позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.).
Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.
Как указано в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022 лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч. 1 ст. 112 ГПК РФ).
Положения статьи 112 ГПК РФ направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства, предусматривают возможность восстановления судом пропущенного по уважительным причинам процессуального срока, носят общий характер и относятся ко всем установленным законом срокам.
Из приведенных норм процессуального права следует, что в случае пропуска срока он может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин, перечень которых, содержащийся в части 6 статьи 112 ГПК, не является исчерпывающим. Уважительными причинами могут быть признаны не только обстоятельства, относящиеся к личности заявителя, такие как тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п., но и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать право на обжалование судебного постановления в установленный законом срок.
Из приведенных обстоятельств заявителем, суд не находит ни одного из оснований свидетельствующих об уважительности пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения специализированного государственного жилого фонда края.
Суд не находит убедительными доводы истца об уважительности пропуска срока, равно как и не находит законных оснований для удовлетворения такого ходатайства.
Суд приходит к выводу о том, что истец утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", уважительных причин пропуска срока судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.12.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░