Решение по делу № 7-1214/2024 от 31.10.2024

    Судья Ф.К. Ширшлина                                  УИД 16RS0018-01-2024-002563-11

                                                                                                        Дело № 5-284/2024

                                                                                                      Дело № 7-1214/2024

решение

    13 ноября 2024 года                                                                            город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю. Кокоревым, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Рустема Айдаровича Набиева на постановление судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 21 октября 2024 года, вынесенное в отношении Мухриддина Ахмадовича Рузиева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

    постановлением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 21 октября 2024 года М.А. Рузиев привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

    До выдворения за пределы Российской Федерации постановлено содержать М.А. Рузиева в специальном учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации.

    В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан защитник                           Р.А. Набиев, указывая на нарушения при составлении процессуальных документов, просит вынесенное в отношении М.А. Рузиева постановление отменить, производство по делу прекратить либо направить дело на новое рассмотрение, а в случае доказанности обстоятельств правонарушения исключить указание на назначение М.А. Рузиеву дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

    Проверив материалы дела, изучив жалобу Р.А. Набиева и выслушав его доводы, допросив в качестве свидетелей ФИО14, прихожу к мнению, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.

    В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

    Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

    На основании статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

    В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

    Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

    В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее – Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Материалами дела установлено, что в отношении М.А. Рузиева составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Из протокола следует, что в 08 часов 30 минут 19 октября 2024 года на временном посту КПП «Песчаные Ковали» Р244 в ходе проверки документов был выявлен гражданин Республики Таджикистан М.А. Рузиев, который въехал на территорию Российской Федерации 18.04.2024 года и до 16.07.2024 года проживал на территории Российской Федерации и после чего 21.07.2024 года повторно въехал на территорию Российской Федерации и по настоящее время находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, нарушением правил миграционного учета, уклоняется от выезда из Российской Федерации после окончании определенного срока пребывания.

    Привлекая М.А. Рузиева к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из доказанности факта совершения им административного правонарушения, на основании имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств.

    Вместе с тем положения части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают наступление административной ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

    В ходе рассмотрения жалобы установлено, что решением врио начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Казани от 17 октября 2024 года Мухриддину Ахмадовичу Рузиеву продлен срок временного пребывания до 21 июля 2025 года, следовательно, на момент его задержания 19 октября 2024 года, на территории Российской Федерации он находился на законных основаниях и срок его пребывания не истёк.

    Таким образом, действия М.А. Рузиева не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В тоже время на основании частей 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

    Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

    Из отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства следует, что М.А. Рузиев был поставлен на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> с заявленным сроком пребывания до 18 октября 2024 года.

    Согласно информации, представленной Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан М.А. Рузиев также состоял на миграционном учете с 16.10.2024 года по 18.10.2024 года по адресу: <адрес>.

     Исходя из анализа указанных норм и обстоятельств дела, в действиях М.А. Рузиева усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку после 18 октября 2024 года он находился на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по месту пребывания.

    Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является более строгой, чем санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с этим переквалификация не приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    Кроме того, следует отметить, что протокол об административном правонарушении в отношении М.А. Рузиева составлен по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, оснований для квалификации его действий по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у судьи районного суда не имелось.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

    При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит изменению в части переквалификации действий М.А. Рузиева с части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Согласно частям 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

    При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Из материалов дела следует, что у М.А. Рузиева на территории Российской Федерации проживают отец - А.Й. ФИО2 и родной брат -               И.А. ФИО2, которые являются гражданами Российской Федерации, при этом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

    В тоже время следует отметить, что на момент задержания М.А. Рузиева отсутствие у него регистрации по месту пребывания составил только один день, при этом им предпринимались все возможные меры по соблюдению миграционного законодательства, в том числе были подготовлены документы о выдаче ему вида на жительство, что указывает на его намерение легализовать свое пребывание на территории Российской Федерации.

    Сведений о том, что применение в отношении М.А. Рузиева административного выдворения за пределы Российской Федерации необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, в материалах дела не содержится.

    При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер совершённого М.А. Рузиевым административного правонарушения и сведения о его личности, полагаю возможным назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без применения административного выдворения за пределы Российской Федерации.

    Что касается доводов жалобы о том, что М.А. Рузиеву не был предоставлен квалифицированный переводчик, не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку при производстве по делу он не указывал на то, что нуждается в услугах переводчика и ходатайства о привлечении к участию в деле переводчика не заявлял.

    В свою очередь протокол об административном правонарушении составлен в отношении М.А. Рузиева с соблюдением требований, установленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием переводчика, который был предупрежден об ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за заведомо ложный перевод.

    Вместе с тем осуществление перевода на узбекский язык не влечёт нарушение прав М.А. Рузиева, который этнически является узбеком, при этом возражений и замечаний относительно сведений, изложенных в протоколе об административном правонарушении, а также против участия приглашенного переводчика, в том числе в ходе судебного заседания и правильности осуществляемого им перевода, он не имел.

    Кроме того, М.А. Рузиев с 2010 года периодически находился на территории Российской Федерации, ему неоднократно выдавались патенты, при оформлении которых требуется предоставление сертификата о владении русским языком и давал объяснения на русском языке, где указал «С моих слов записано верно, мною прочитано».

    Таким образом, вопреки доводам жалобы, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении М.А. Рузиева не допущено.

    Постановление по делу об административном правонарушении в отношении М.А. Рузиева вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

    Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюден.

    Иных предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих безусловную отмену постановления судьи районного суда либо освобождение М.А. Рузиева от административной ответственности, также не усматривается.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу защитника Рустема Айдаровича Набиева удовлетворить частично.

Постановление судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 21 октября 2024 года, вынесенное в отношении Мухриддина Ахмадовича Рузиева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, переквалифицировать действия М.А. Рузиева на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Освободить Мухриддина Ахмадовича Рузиева из Центра временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Татарстан.

В остальной части указанное постановление судьи районного суда оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

7-1214/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Рузиев Мухриддин Ахмадович
Другие
Набиев Р.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Федонин Сергей Михайлович
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
31.10.2024Материалы переданы в производство судье
01.11.2024Судебное заседание
13.11.2024Судебное заседание
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее