Дело № 2-1087/2023
УИД: 51RS0001-01-2023-000421-45
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2023 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Зиминой Ю.С.,
при секретаре Рабинчук Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюрикова Виталия Степановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о возложении обязанности предоставить подробный расчет пенсии, произвести перерасчет пенсии,
установил:
Тюриков В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о возложении обязанности предоставить подробный расчет пенсии, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области было вынесено решение № об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОПФР по Мурманской области было направлено заявление о предоставлении заверенной копии выплатного дела, подробный мотивированный расчет страховой пенсии по старости с указанием периодов трудовой деятельности, не вошедших в страховой стаж, а также их обоснование.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление был получен ответ ОПФР по Мурманской области, согласно которому документально подтвержденный стаж, учтенный по ДД.ММ.ГГГГ, составил:
страховой стаж - 25 лет 08 месяцев 22 дня, при требуемом не менее 25 лет;
стаж работы в районах Крайнего Севера - 21 год 10 месяцев 04 дня, при требуемом не менее 15 лет;
стаж работы по Списку № 1 - 24 года 10 месяцев 22 дня, при требуемом не менее 10 лет.
Также указано, что наиболее выгодной для него является расчетная пенсия, определенная в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ.
Общий размер пенсии на дату назначения составил <данные изъяты>, при этом, установленный процент валоризации составляет 10%, полагает, что процент валоризации должен составлять 12%, поскольку периоды учебы и производственной практики были учтены при осуществлении оценки пенсионных прав и составили 2 года 4 месяца 1 день.
Просит суд обязать ОПФР по Мурманской области предоставить подробный расчет пенсии Тюрикова В.С., произвести перерасчет страховой пенсии Тюрикова В.С., назначенной ДД.ММ.ГГГГ, выплатить в пользу Тюрикова В.С. сумму разницы страховой пенсии до и после перерасчета за последние три года.
Судом в ходе производства по делу произведена замена наименования ответчика в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 №236-ФЗ «О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» в и последующей реорганизацией Пенсионного фонда Российской Федерации.
Истец Тюриков В.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - представитель ОСФР по Мурманской области Москалев К.А. в судебное заседание после перерыва не явился, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагал, что пенсия истцу назначена в соответствии с требованиями закона по наиболее выгодному варианту, а именно по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.01.2001 №173-ФЗ. При назначении пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.01.2001 №173-ФЗ размер пенсии уменьшится. Пояснил, что при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.01.2001 №173-ФЗ периоды учебы не включаются в трудовую и иную общественно полезную деятельность. Также указал, что истцу был предоставлен подробный расчет, оснований для перерасчета нет. Просил в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела Тюрикова В.С., суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Закона, по нормам Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пересчитываются в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 29 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 30, следует, что при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ.
Под валоризацией, исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ, понимается повышение величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 названного Федерального закона.
Валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.
В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ). С увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет.
Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом суммы валоризации, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона, производится в отношении граждан, обратившихся за назначением трудовой пенсии, со дня установления такой пенсии, а в отношении граждан, которым уже установлена трудовая пенсия, - с 1 января 2010 года с учетом суммы валоризации.
Из материалов гражданского дела и выплатного дела истца следует, что Тюрикову В.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
При назначении пенсии был учтен весь стаж по представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Документально подтвержденный стаж Тюрикова В.С., учтенный по материалам пенсионного дела по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил: страховой стаж 25 лет 08 месяцев 22 дня (при требуемом не менее 25 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера 21 год 10 месяцев 4 дня (при требуемом не менее 15 лет); стаж работы по Списку №1 составил 24 года 10 месяцев 22 дня (при требуемом не менее 10 лет).
Статьей 15 Закона № 400-ФЗ определена формула для расчета размера страховой пенсии по старости.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле, предусмотренной в соответствии со статьей 29 Закона № 173-Ф3.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении пенсии производится оценка пенсионных прав заявителя путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и, соответственно, в расчетный размер пенсии.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи. Продолжительность страхового стажа после 01.01.2002 не учитывается при определении стажевого коэффициента в целях оценки пенсионных прав.
П. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 определена формула для расчета размера трудовой пенсии.
Согласно материалам выплатного дела и представленному расчету ответчика размер страховой пенсии, исчисленный в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 на дату назначения пенсии составил <данные изъяты>, где
<данные изъяты> – индивидуальный пенсионный коэффициент на дату назначения пенсии;
<данные изъяты> – стоимость одного пенсионного коэффициента на дату назначения пенсии.
Общий размер пенсии на дату назначения пенсии составил <данные изъяты>, где
<данные изъяты> – размер страховой пенсии;
<данные изъяты> – фиксированная выплата, установленная с учетом повышений, предусмотренных ч.3, ч. 4 ст. 17 Закона №400-ФЗ.
Для валоризации учтен страховой стаж до 01.01.1991, который составляет 00 лет 08 месяцев 21 день, процент валоризации составил 10%, сумма валоризации составила <данные изъяты>.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Указанный перечень является исчерпывающим, который не содержит указания на включение периодов учебы.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Ответчиком для сравнения приведен расчет пенсии в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
При таких условиях, сумма валоризации должна была составлять <данные изъяты>, пенсионный капитал – <данные изъяты>.
Общий размер на дату назначения пенсии составил бы <данные изъяты>, где
<данные изъяты> – размер страховой пенсии;
<данные изъяты> – фиксированная выплата, установленная с учетом повышений, предусмотренных ч.3, ч. 4 ст. 17 Закона №400-ФЗ.
Таким образом, из представленных расчетов следует, что истцу была назначена пенсия по наиболее выгодному для него варианту, оснований для перерасчета размера пенсии с учетом требований истца не имеется, поскольку требования противоречат нормам действующего пенсионного законодательства.
Доводы истца о том, что при оценке пенсионных прав в общий трудовой стаж были учтены периоды его учебы, в связи с чем процент валоризации должен составлять 12%, суд находит не состоятельными, поскольку при расчете страховой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ указанные периоды включению не подлежат, и как следствие, не применяются при расчете валоризации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что расчет страховой пенсии Тюрикова В.С. установлен ответчиком по наиболее выгодному для него варианту и в случае применения при оценке пенсионных прав порядка, предусмотренного п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ приведет к уменьшению размера пенсии.
Размер общего трудового стажа истца установлен пенсионным органом верно, в том числе в календарном исчислении, основания для перерасчета размера стажа и исчисления его в ином порядке и размере у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах требования истца о перерасчете страховой пенсии и выплате суммы разницы за последние три года суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы стороны истца, изложенные в исковом заявлении суд находит ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
Также суд считает не подлежащим удовлетворению требование об обязании ответчика предоставить подробный расчет пенсии, поскольку из материалов дела следует, что по обращению Тюрикова В.С. пенсионным органом был предоставлен расчет пенсии с указанием периодов трудовой деятельности вошедших и не вошедших в страховой стаж. Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиком также был предоставлен подробный расчет страховой пенсии по возможным вариантам, предусмотренным п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Тюрикова В.С. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюрикова Виталия Степановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области о возложении обязанности предоставить подробный расчет пенсии, произвести перерасчет пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Зимина