Дело № 12-1-15/2021
РЕШЕНИЕ
10 сентября 2021 года пгт.Кромы
Судья Кромского районного суда Орловской области Гридина М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление заместителя Главного государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору Фатеева А.В. в адрес ФКУ КП-3 УФСИН России в Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Главного государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору Фатеевым А.В. согласно постановлению Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Федерального казенного учреждения колонии- поселении № Управления федеральной службы исполнения наказания России по Орловкой области (далее ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области) по адресу: <адрес> по результатам проверки соблюдения правил противопожарной безопасности вынесено обжалуемое постановление. В ходе прокурорской проверки выявились нарушения «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», а именно: - в здании столовой эвакуационный выход загроможден со стороны улицы кирпичами (строительным мусором) и не открывается (п. 27 «б» ППР в РФ); - в здании КП-3, где находятся помещения ПОУ № ФСИН России в кабинете № (для обучения столярному делу) не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителя (п. 60 ППР в РФ); - в здании КП-3, где находятся помещения ПОУ № ФСИН России под лестничным маршем, допускается хранение горючих материалов (п. 16 «к» ППР в РФ); - не опломбировано запорно-пусковое (запускающее) устройство огнетушителей № и №, расположенных на втором этаже и в спальном помещении здания отряда № (п. 407 ППР в РФ); - не опломбировано запорно-пусковое (запускающее) устройство огнетушителя №, расположенного в здании отряда № (п. 407 ППР в РФ).
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении к административной ответственности ФКУ КП-3 ФСИН России по Орловской области, не явилось. О дате, времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом. В направленном в адрес суда ходатайстве представитель Главного управления МЧС России по Орловской области ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного должностного лица.
В судебном заседание законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности ФИО1 вину признал в полном объеме, просил производство по делу прекратить, при назначении наказания ограничиться устным замечанием в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.
Выслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав представленный материал, прихожу к выводу о том, что вина ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ доказана и подтверждается совокупностью представленных доказательств, а именно:
- постановлением Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в ходе прокурорской проверки было установлено, что в здании КП-3 в помещении кабинета № ПОУ № ФСИН России в нарушении п.60 ППР не обеспечено соблюдение сроков и перезарядки. Освидетельствования и своевременной замены огнетушителя; под лестничным маршем в данном помещении хранятся горючие материалы; в здании отряда № на втором этаже и спальном помещении в нарушении п. 407 ППР на огнетушителях № и № запорно-пусковое устройство не опломбировано; в здании отряда № в коридоре в нарушении п. 407 ППР на огнетушителе № запорно-пусковое устройство не опломбировано;
- постановлением о назначении административного наказания заместителя Главного государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки в период с 13.50 час до 16.55 час установлено, что в здании столовой эвакуационный выход загроможден со стороны улицы кирпичами (строительным мусором) и не открывается (п. 27 «б» ППР в РФ); в здании КП-3, где находятся помещения ПОУ № ФСИН России в кабинете № (для обучения столярному делу) не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителя (п. 60 ППР в РФ); в здании КП-3, где находятся помещения ПОУ № ФСИН России под лестничным маршем допускается хранение горючих материалов (п. 16 «к» ППР в РФ); не опломбировано запорно-пусковое (запускающее) устройство огнетушителей № и №, расположенных на втором этаже и в спальном помещении здания отряда № (п. 407 ППР в РФ); не опломбировано запорно-пусковое (запускающее) устройство огнетушителя №, расположенного в здании отряда № (п. 407 ППР в РФ);
- объяснениями по делу об административном нарушении представителя ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области по доверенности ФИО3
В соответствии с законодательство Российской Федерации обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона №69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
При таких данных совокупность собранных по делу относимых, допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о наличии в действиях ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области состава административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вывод должностного лица о наличии в деянии ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств, которые согласуются между собой, дополняют друг друга, позволяют суду считать вину ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области установленной и квалифицировать его действия по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть как нарушение «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как видно из представленных в материалы дела письменных доказательств и пояснений представителя ФИО1 в судебном заседании видно, что все выявленные при проверке нарушения правил пожарной безопасности были устранены.
Однако, исходя из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области ранее привлекалось за свершение аналогичного правонарушения, при аналогичных обстоятельствах, за несоблюдение требований пожарной безопасности. Наказание было назначено в виде предупреждения.
Позиция исправительного учреждения о том, что выявленные нарушения не повлекли существенного нарушения охраняемых общественных отношений и применение в данном случае санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, будет носить неоправданно карательный характер, так как не будет соответствовать тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к административной ответственности является не состоятельной.
Согласно п.18 Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.21
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде: административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание характер и обстоятельства допущенных нарушений, вид осуществляемой деятельности, создание реальной угрозы жизни и здоровью людей, ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области необходимо назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Обстоятельством, отягчающим ответственность учреждения, в соответствие ст. 4.3 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим ответственность учреждения, в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ является признание вины, добровольное устранение нарушений, указанных в обжалуемом постановлении.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, прихожу к выводу об изменении принятого по делу постановления заместителя Главного государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения юридическому лицу - ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области административного наказания по следующим основаниям.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частями статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц применение административного наказания в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
С учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерны конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, которым является признание вины, считаю возможным применить в данном случае положения ч. 3.2 и ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного юридическому лицу ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что отвечает принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя Главного государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив назначенное наказание в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья М.Н.Гридина