Дело № 2-1411/2020 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 1 июня 2020 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
истца Дворцовой И.Н.,
представителя ответчика Кудряшовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дворцовой Ирины Николаевны к министерству социальной защиты населения Хабаровского края об обязании предоставить выплату на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Дворцова И.Н. обратилась в суд с иском к министерству социальной защиты населения Хабаровского края об обязании предоставить выплату на приобретение жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности. Площадь дома, согласно выписке из ЕГРН, составляет 197,1 кв.м. Земельный участок площадью 1067,76 кв.м., на котором расположен жилой дом, также находится в собственности на основании договора о предоставлении земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №, запись регистрации №. В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: Дворцова Ирина Николаевна (собственник), ФИО2 (муж), Дворцов Дмитрий Викторович (сын), ФИО4 (мать), Дворцова Светлана Алексеевна (невестка), Бобокулов Алишер Атамуродович (внук), Дворцов Юрий Викторович (брат мужа), Клюшницын Сергей Александрович (знакомый, бывший клиент интерната). Граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, признаны пострадавшими в связи чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате выпадения большого количества осадков в виде дождя и подъема уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года. Жилой дом, расположенный по <адрес>, был затоплен. Заключением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 10.10.2019 № 734 «О выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания», на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города Хабаровска постановила признать жилой <адрес> непригодным для проживания. Постановление от 29.10.2019 № 3549. В середине ноября 2019 года истца вызвали в Центр социальной поддержки населения для заполнения заявления о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации. При этом, согласно Постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, были озвучены условия, при которых будут произведены эти выплаты. Во-первых, безвозмездное отчуждение находящегося в собственности утраченного жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность (в течение двух месяцев с даты приобретения жилого помещения). Во-вторых, размер выплаты определяется по среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Минстроем России по субъектам РФ (65 384 рубля), исходя из норматива общей площади жилого помещения: 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек, и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения. Однако этот порядок предоставления выплат, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, противоречит ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. 20.11.2019 о несогласии с нормами предоставления выплат истец сообщила в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края. 27.12.2019 получен ответ со ссылкой на Постановление Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр. Таким образом, размер выплаты на состав семьи из четырех человек составит 4707,65 тыс. рублей из расчета нормы общей площади жилого помещения 72 кв.м. С данным решением министерства истец не согласна. Считает, что её права на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, нарушены. На основании изложенного просит обязать Министерство социальной защиты населения Хабаровского края: предоставить выплату денежных средств на приобретение жилого помещения, размер которых соответствует равнозначному по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 197,1 кв.м.; предоставить выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения без условия безвозмездного отчуждения находящегося в собственности утраченного жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что в соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, для получения меры поддержки граждане подают заявление в краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения. Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и копий документов формирует списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июль - сентябрь 2019 года. Уведомление об отказе во включении в список с обоснованием причин отказа учреждение направляет в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов заявителю. Вместе с тем, Дворцова И.Н. по состоянию на 26.02.2020 в центр социальной поддержки населения с ответствующим заявлением не обращалась. Министерством и центром социальной поддержки истцу не оказывалась государственная услуга, в связи с чем основания для обжалования решений и действий указанных органов в судебном порядке отсутствуют. Кроме того, доводы истца, изложенные в иске, сводятся к несогласию с положениями Порядка. При этом оспаривание краевых нормативных правовых актов не отнесено к компетенции районного суда и осуществляются в ином порядке. Министерство социальной защиты населения Хабаровского края ни в случае признания незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края, ни в случае оспаривания Порядка надлежащим ответчиком по делу не является. При таких обстоятельствах просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Клюшницын С.А., Дворцов Д.В., Бунькова Г.Б., Дворцова С.А., Бобокулов А.А. в судебное заседание не прибыли, о времени и месте слушания дела уведомлялись надлежащим образом; ходатайств об отложении разбирательства дела не поступило.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дворцов Ю.В. умер 29.04.2020, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации).
При этом, как закреплено в части 2 названной статьи, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).
В Конституции Российской Федерации закреплено также право каждого на жилище (ч. 1 ст. 40).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов гражданам нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В части 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определено, что лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
26 октября 2019 года Правительством Хабаровского края принято Постановление № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края».
Как определено п. 1 названного Постановления, в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, реализуются мероприятия, в том числе, выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края.
Настоящий Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, и определяет механизм ее предоставления (п. 1.1 раздела 1).
В соответствии с подп. «а» п. 1.2 раздела 1 Порядка, право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
К членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2 настоящего раздела, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (п. 1.3 раздела 1 Порядка).
Согласно п. 1.4 раздела 1 Порядка, выплата может быть использована гражданами: на приобретение жилых помещений (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты); на строительство жилых помещений.
При этом мера поддержки, установленная настоящим Порядком, выбирается гражданами самостоятельно, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения (п. 1.5 раздела 1).
Как предусмотрено п. 2.1 раздела 2 Порядка, для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 01 июля 2020 г. подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения (Учреждение) с указанием вида выплаты по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, приведен в пункте 2.2 раздела 2 Порядка.
Пунктом 2.5 раздела 2 Порядка определено, что Учреждение регистрирует заявление в день поступления с указанием номера и даты регистрации. Копии документов сверяются с их оригиналами, оригиналы документов возвращаются гражданам. Учреждение осуществляет проверку комплектности документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в течение пяти рабочих дней со дня их поступления.
После чего Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела, формирует и направляет в министерство социальной защиты населения Хабаровского края (министерство) списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в июле - сентябре 2019 г., оформленные в соответствии с приложением № 3 к Правилам.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения Списка запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия в краевом государственном бюджетном учреждении «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости» и в филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю сведения о наличии (об отсутствии) у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.
В течение 15 рабочих дней после поступления указанных сведений министерство: формирует единый список по краю (Единый список); осуществляет согласование Единого списка с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
В Единый список не включаются граждане, не соответствующие условиям пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка (п. 2.9 раздела 2 Порядка).
Далее министерство в течение трех рабочих дней со дня согласования Единого списка с федеральными органами представляет его на утверждение Губернатору края (п. 2.10 раздела 2 Порядка).
Согласно п. 2.11 раздела 2 Порядка, в течение трех рабочих дней со дня утверждения Губернатором края Единого списка (утвержденный единый список) министерство: направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации копию утвержденного единого списка; направляет в Учреждение копию утвержденного единого списка и информацию о гражданах, которые не были включены в утвержденный единый список, с указанием причин невключения.
В течение пяти рабочих дней со дня поступления копии утвержденного единого списка и информации, указанной в пункте 2.11 настоящего раздела, Учреждение выдает гражданам уведомление о праве на получение выплаты (уведомление) либо уведомление об отказе в удовлетворении заявления с обоснованием причин отказа (п. 2.12 раздела 2 Порядка).
В силу положений п. 2.13 раздела 2 Порядка основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются: непредставление одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела; отсутствие права на меру социальной поддержки; предоставление выплаты в соответствии с пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка; указание в заявлении вида выплаты, не предусмотренной Порядком; установление факта предоставления аналогичной меры поддержки в отношении гражданина и (или) членов его семьи; установление факта предоставления мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Дворцовой Ирине Николаевне на праве собственности принадлежит жилой дом, 2-этажный, общей площадью 172,7 кв.м, инв. №, лит. Б, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок – землепользование (землевладение), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под индивидуальный жилой дом, постройки, сад, огород, общей площадью 1 067,76, расположенный по адресу: <адрес>, также принадлежит истцу.
Право собственности истца на указанные жилой дом и земельный участок подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 3 февраля 2020 года.
Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>, в настоящее время в данном жилом доме зарегистрированы по месту жительства: Дворцова Ирина Николаевна, ФИО2, ФИО9, Клюшницын Сергей Александрович, Дворцов Дмитрий Викторович, Бунькова Галина Борисовна, Дворцова Светлана Алексеевна и Бобокулов Алишер Атамуродович.
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории Хабаровского края, принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом был поврежден.
Как следует из заключения «О выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания» № 734 от 10 октября 2019 года, межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для признания помещения – <адрес> непригодным для проживания.
На основании указанного заключения постановлением администрации города Хабаровска от 29.10.2019 № 3549 жилой <адрес> признан непригодным для проживания; собственнику жилого <адрес> Дворцовой Ирине Николаевне рекомендовано: принять решение о дальнейшем использовании жилого <адрес> и обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан его эксплуатацию.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Дворцова И.Н. просит обязать Министерство социальной поддержки населения Хабаровского края предоставить выплату на приобретение жилого помещения, исходя из общей площади ранее занимаемого жилого помещения, без условия безвозмездного отчуждения находящегося в собственности утраченного жилого помещения в муниципальную собственность.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она не согласна с положениями постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края», предусматривающими определение размера выплаты и безвозмездное отчуждение находящегося в собственности жилого помещения и земельного участка (при наличии) в муниципальную собственность.
Таким образом, истцом какие-либо действия или решения Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, совершаемые или принимаемые им в рамках исполнения полномочий, возложенных на ответчика Правительством Хабаровского края в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории Хабаровского края, не оспариваются.
Механизм предоставления мер социальной поддержки с момента подачи гражданином заявления и до перечисления соответствующей выплаты четко регламентирован Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и истцом не оспорено, по состоянию на 26 февраля 2020 года Дворцова Ирина Николаевна в центр социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с соответствующими заявлением и документами не обращалась, следовательно, государственная услуга по предоставлению выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории Хабаровского края, ей не оказывалась.
Исходя из положений ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, при этом в силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе разбирательства дела факт нарушения прав истца министерством социальной защиты населения Хабаровского края не установлен, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Дворцовой Ирины Николаевны о возложении на ответчика обязанности предоставить ей выплату на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Дворцовой Ирины Николаевны к министерству социальной защиты населения Хабаровского края об обязании предоставить выплату на приобретение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения – 4 июня 2020 года.
Председательствующий: судья подпись А.Ю. Губанова
Копия верна: судья А.Ю. Губанова