Дело № 2-734/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2015 года п. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующегоТедеевой Е.А.,
при секретареФИО5,
с участием заявителя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 сельского поселения Раздольненского района Республики Крым о признании права собственности на нежилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым о признании права собственности на нежилые помещения в котором просит признать за ней право собственности на общежитие общей площадью 330 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым, а также признать за ней право собственности на нежилое здание общей площадью 216,7 кв.м., расположенное по <адрес>, Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора купли-продажи путем выкупа имущества, принадлежащего Ковыльненскому сельскому совету <адрес> АР Крым Украина, приобрела нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 330,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым, что также подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора купли-продажи путем выкупа имущества, принадлежащего Ковыльненскому сельскому совету <адрес> АР Крым Украина, приобрела нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 216,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым, что также подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные договора не были зарегистрированы в БТИ по причине того, что договора купли-продажи не были нотариально удостоверены, что требовалось по действующему на тот период законодательству. В сельском совете истцу также было отказано в регистрации договоров. В связи с указанным, истец обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на приобретенные нежилые помещения в порядке ст.ст.218, 234 ГПК РФ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым в судебном заседании с исковыми требованиями согласен, пояснил, что действительно истец приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у Ковыльновского сельского совета нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 330,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым и нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 216,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым. Денежные средства по указанным выше договорам заплачены истцом в кассу Ковыльновского сельского совета. Нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 216,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ за № принадлежит Ковыльновскому сельскому совету. Нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 330,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ за № принадлежит ФИО2 сельскому совету.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст.1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Так как указанные правоотношения возникли в период действия Гражданского кодекса Украины 2003 года, соответственно к ним подлежат применению его нормы.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Украины №9 от 06.11.2009 года «О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании сделок действительными» разрешая спор о признании сделки, которая подлежит нотариальному удостоверению, действительной, судам необходимо учитывать, что норма ч.2 ст.220 ГК Украины не применяется относительно сделок, которые подлежат и нотариальному удостоверению и государственной регистрации, поскольку момент совершения таких сделок в соответствии со ст.ст.210 и 640 ГК Украины связан с государственной регистрацией, поэтому они не являются заключенными и не порождают прав и обязанностей для сторон.
Договор купли-продажи нежилых помещений в соответствии со ст.ст.210 и 640 ГК Украины подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (ст. 1 Закона).
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из анализа вышеуказанных норм, суд считает необходимым применить к данным правоотношениям также нормы законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2ст. 218 ГК РФправо собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
Важным условием применения приобретательной давности является владение имуществом как своим собственным. При этом имущество, оказавшееся во владении гражданина или юридического лица, должно быть объективно чужим для них. Однако поведение владельца должно быть характерным для собственника, считающего себя правомочным определять юридическую судьбу имущества, распоряжаться им по своему усмотрению. Сам по себе факт пользования имуществом не может повлечь за собой применение приобретательной давности.
Право собственности на недвижимое имущество требует государственной регистрации, в связи с чем возникает у лица, приобретшего это имущество, с момента такой регистрации. Основанием для государственной регистрации является решение суда, которым подтверждены добросовестность, открытость и непрерывность владения лицом данным имуществом как своим собственным в течение установленного законом срока.
В п. 1 ст. 234 ГК РФ прямо указано на то, что право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Согласно же п. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимое имущество, приобретенное в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
Это означает, что вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт владения и пользования имуществом как своим собственным, свидетельствующий о приобретательной давности, является основанием для государственной регистрации, влекущей возникновение права собственности у лица, приобретшего имущество по рассматриваемому основанию.
Таким образом, ст. 234 ГПК РФ предусмотрена совокупность обстоятельств, которые служат основанием для приобретения права собственности в силу приобретательной давности. Данные обстоятельства подлежат установлению в судебном порядке. При этом, само право собственности у давностного владельца возникает с момента государственной регистрации решения суда которым признано такое право.
Рассматривая вопрос о наличии оснований у ФИО1 для приобретения права собственности на объект недвижимого имущества, судом совокупности таких оснований не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. п. 1, 4 ст. 234 ГК РФ, влечет отсутствие оснований для признания за истцом права собственности в силу приобретательной давности.
Судом установлено, что нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 216,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ за № принадлежит ФИО2 сельскому совету (л.д.31). Нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 330,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ за № принадлежит Ковыльновскому сельскому совету (л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора купли-продажи путем выкупа имущества, принадлежащего Ковыльненскому сельскому совету <адрес> АР Крым Украина, приобрела нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью 330,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым, что также подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-29).
ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора купли-продажи путем выкупа имущества, принадлежащего Ковыльненскому сельскому совету <адрес> АР Крым Украина, приобрела нежилое встроенное помещение общежитие общей площадью216,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Республики Крым, что также подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-46).
Согласно представленным истцом квитанций на л.д.35-38 ФИО3
( согласно свидетельства об изменении имени ФИО1) оплатила денежные средства за приобретение нежилых помещений.
Как следует из материалов дела и не отрицалось истцом, ФИО1 было известно, что нежилые помещения принадлежат на праве собственности Ковыльненскому сельскому совету <адрес> АР Крым Украина. Следовательно, у истца не могло возникнуть заблуждения в том, что собственника у имущества нет. При таких обстоятельствах длительное владение истца нежилыми помещениями, пользование ими сами по себе не могут свидетельствовать о владении объектом недвижимости как своим собственным, так как истец знала об отсутствии возникновения у нее права на данное имущество.
Кроме того, суд, руководствуясь положениями статей 196, 234, 301, 305 ГК РФ пришел к выводу о том, что пятнадцатилетний срок приобретательной давности на момент подачи иска не истек, указав, что исчисление этого срока необходимо производить с учетом срока исковой давности, то есть с 29.12.2010 года.
Из системного толкования положений действующего законодательства по вопросу о признании права собственности в силу приобретательной давности, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце шестом пункта 15 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств.
Судом установлено, что передача истцу во владение спорных нежилых помещений была произведена на основании договора купли-продажи, заключенного между ФИО3 и Ковыльненским сельским советом с.Ковыльное Раздольненского района АР Крым. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания права собственности по правилам статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации следовательно в удовлетворении иска требований ФИО1 к ФИО2 сельского поселения Раздольненского района Республики Крым о признании права собственности на нежилые помещения следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 сельского поселения Раздольненского района Республики Крым о признании права собственности на нежилые помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 07.12.2015 года.
Председательствующий: